logo
Бизн-планир рест сервиса Конспект Орловская

2.4. Методы планирования.

Таковы важнейшие требования или принципы рыночного плани­рования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действую­щие общенаучные методы планирования, которые представляют про­цесс Поиска, обоснования и выбора необходимых плановых показа­телей и результатов. В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические. У каждого из этих методов, судя по их названию, име­ется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требо­ваний, к основному планируемому результату. Например, научный метод базируется на широком использовании глубоких знаний о пред­мете планирования, экспериментальный — на анализе и обобщении опытных данных, нормативный — на применении исходных норма­тивов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного вну­трифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды. Систем­ный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия и его подразделений:

1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?

2. В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?

3. Как организована фирма и как она функционирует в действи­тельности?

4. Какие политика и практика фирмы, ее стратегия и тактика дей­ствуют в настоящий момент?

5. Каковы главные стилевые предпочтения руководства фирмы?

6. Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?

7. Кем являются акционеры предприятия, сколько их по каждой категории?

8. Что представляют собой конкуренты фирмы, какова их доля на рынке и как она изменяется?

9. Какие законы и правительственные постановления влияют и каким образом на работу предприятия?

Полученные в ходе системного анализа ответы на подобные во­просы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост корпорации и мешающие ее плановому развитию. Основные препятствия развитию наших предприятий в условиях свободных рыночных отношений обычно создаются как внутренними, так и внешними условиями. Выявление и выбор путей преодоления внут­ренних факторов должны стать основой планирования развития раз­личных предприятий и фирм, совершенствования их организационных структур управления, повышения эффективности всех видов деятельности.