72.Федеральная государственная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): структура, функции, направления деятельности.
В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая явилась правопреемником Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. На Федеральную службу возложено решение двух важнейших задач:
-
контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
-
защита прав потребителей на потребительском рынке.
Для решения этих задач Федеральной службе были переданы части функций Министерства здравоохранения, Министерства экономического развития и торговли, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Общие принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан РФ обеспечивается путем неукоснительного соблюдения санитарного законодательства, в системе которого базовым является Федеральный за-кон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В соответствии с этим законом санитарно-эпидемиологическое благополучие населения представляет собой состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, и является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Для достижения санитарно-эпидемиологического благополучия населения проводят следующий комплекс мероприятий:
• профилактику заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
-
государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование;
-
государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
-
сертификацию продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
-
лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
-
государственную регистрацию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции;
-
проведение социально-гигиенического мониторинга;
-
осуществление мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилак-тических) мероприятиях;
-
принятие мер по гигиеническому воспитанию, обучению на-селения и пропаганде здорового образа жизни;
-
привлечение к ответственности за нарушение законодатель-ства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и др.
Осуществление этого обширного комплекса мероприятий, а также координация деятельности по его выполнению с лечебно-профилактическими учреждениями возложены на Роспотребнадзор, его территориальные органы и учреждения.
Общие принципы защиты прав потребителей на потребительском рынке
Отношения в области защиты прав потребителей на потребительском рынке регулируются Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» по следующим направлениям:
-
защита прав потребителей при продаже товаров;
-
защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг);
-
государственная и общественная защита прав потребителей.
Реализация этого закона осуществляется путем:
-
принятия мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнение работ, оказание услуг), несоответствующих обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
-
направления в орган, осуществляющий лицензирование, материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или аннулировании соответствующей лицензии;
-
направления в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей;
-
обращения в суд с заявлениями в защиту прав потребителей;
-
привлечения к ответственности за нарушения законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнение работ, оказание услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья и окружающей среды.
Органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль в сфере защиты прав потребителей на потребительском рынке.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей на потребительском рынке в РФ, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и осуществляет свою деятельности непосредственно и через свои территориальные органы (ниже).
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является главным государственным санитарным врачом РФ (сейчас Анна Юрьевна Попова).
Организационно-функциональная структура Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъекту РФ.
Оно осуществляет свою деятельность на территории субъекта РФ непосредственно и через свои территориальные отделы.
Руководитель Управления по субъекту РФ является главным государственным санитарным врачом по субъекту РФ. (по Нижегородской области — Евгений Юрьевич Петров)
Управление работает во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Управление по субъекту РФ в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет:
-
надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей;
-
деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребите-лей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
- применение мер административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства и прав потребителей;
-
организацию проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в пределах своей компетенции;
-
лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а также с использованием источников ионизирующего излучения;
-
деятельность по государственной регистрации отдельных видов продукции в соответствии с предоставленными полномочиями;
-
санитарно-карантинный надзор (контроль) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ в целях предупреждения завоза и распространения карантинных и других инфекционных заболеваний, потенциально опасных для населения товаров и грузов, а также ввоза и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека;
• организацию проведения мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека.
Кроме того, к важнейшим функциям Управления по субъекту РФ относятся организация и проведение социально-гигиенического мониторинга, подготовка ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологической обстановке в субъектах РФ и о защите прав потребителей.
Эффективность проведения комплекса мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия во многом зависит от тесного взаимодействия Управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам РФ с органами управления здравоохранением субъектов РФ. Это взаимодействие достигается путем разработки и реализации региональных программ в части санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения, комплексных межведомственных планов мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, совместной подготовкой приказов и иных документов, обсуждения актуальных вопросов на совместных коллегиях, совещаниях, семинарах, конференциях. Приоритетным направлением деятельности Роспотребнадзора и его территориальных органов является осуществление комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, который включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых инфекционных заболеваний (отравлений), их ликвидацию
Для оценки эффективности проводимых мероприятий в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также подготовки дополнительных предложений по устранению вредных воздействий факторов среды обитания человека, на территории РФ проводят социально-гигиенический мониторинг на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 № 60.
Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдения, анализа и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека.
Одна из главных задач проведения социально-гигиенического мониторинга (далее – мониторинг) – выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека и разработка на основе этого предложений по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Мониторинг проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Для информационного обеспечения мониторинга используют ряд показателей:
Показатели среды обитания человека:
-
биологические (бактериальные, паразитарные);
-
химические, в том числе источники антропогенного воздей-ствия на окружающую природную среду;
-
физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепло-вое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения);
-
социальные (структура и качество питания, безопасность пи-щевых продуктов, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха);
- природно-климатические факторы.
Показатели здоровья населения:
-
медико-демографические;
-
заболеваемость;
-
физическое здоровье.
Для обеспечения деятельности Управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ созданы Федеральные государственные учреждения здравоохранения (ФГУЗ) «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ», которые также являются правопреемниками ранее существовавших Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ. «Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ» являются некоммерческой организацией и входят в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и надзор.
Основными задачами «Центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ» являются:
-
необходимые для осуществления государственного саниарно-эпидемиологического контроля и надзора исследования, испытания, измерения, экспертизы и иные виды оценок;
-
государственный учет инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, пищевых отравлений, других заболеваний и отравлений, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека;
-
социально-гигиенический мониторинг, оценка риска воздействия вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека;
-
статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, сфере защиты прав потребителей, контроля за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров; ведение учета и отчетности.
За нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом РФ «О защите прав потребителей» устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
+лекция:
2 понятия:
-
государственный сан-эпид надзор:
ПП РФ №569 от 2005 года. Государственный санитарно-эпидемиологический контроль — это деятельность по предупреждению, предотвращению, обнаружению, пресечению нарушений, связанных с несоблюдением законодательства в целях охраны здоровья населения и ОС.
Сюда входит:
- контроль качества услуг и продукции
- контроль за соблюдением закона
- проведение санитарно-эпидемиологических заседаний
- контроль за санитарно-карантинными мероприятиями
-
Санитарно-эпидемиологическое благополучие (обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населению — статья 2 настоящего федерального закона).
Включает в себя основные направления в государственной политике в этой области
- профилактика заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой
- контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, и соблюдение санитарных правил физическими и юридическими лицами
- государственный сан-эпид надзор
- гос. Сан-эпид нормирование
- социально гигиенический мониторинг
- сертификация продукции и лицензирование деятельности, которая может иметь опасность — продукты питания, ЛС, упаковочные средства, деятельность, связанная с ИИИ, бактериальными агентами, образовательная деятельность
- запрос информации с юридических и физических лиц, информирование органов власти
- меры по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ
- 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет её изучения.
- 2. Основные методы исследования общественного здоровья и здравоохранения.
- 3. Статистика; определение. Санитарная (медицинская) статистика: основные разделы, применение. Статистическая совокупность; определение, виды.
- 4. Этапы медико-статистического исследования. Методика составления программы и плана исследования.
- I этап. Составление плана и программы исследования.
- II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).
- III этап. Обработка собранного материала.
- IV этап. Анализ полученных данных.
- 5. Этапы медико-статистического исследования. Генеральная и выборочная совокупности определения. Способы формирования выборочной совокупности.
- 6. Этапы медико-статистического исследования. Способы сбора статистического материала. Понятие о единице наблюдения и учетном признаке.
- II этап. Сбор материала (статистическое наблюдение).
- 1. По учету факторов во времени:
- 2. По полноте охвата единиц совокупности:
- 3. По способу наблюдения:
- 7. Относительные величины: виды, методика вычисления, сущность, использование в медицине и здравоохранении (показать на примерах).
- III этап. Обработка собранного материала.
- 8. Табличная сводка медико-статистического материала. Виды таблиц и правила их оформления.
- Распределение травм по локализации.
- Состав выбывших из стационара по диагнозу, полу и возрасту.
- Распределение пороков сердца среди детей различного возраста и пола.
- 9. Графические изображения результатов медико-статистических исследований: виды диаграмм, правила их построения.
- 10. Вариационные ряды: определение, виды, основные характеристики. Методика расчета моды, медианы, средней арифметической в медико-статистических исследованиях (показать на условном примере).
- Распределение обследованных рабочих по частоте пульса.
- Составление сгруппированного вариационного ряда.
- 11. Меры изменчивости вариант (амплитуда, среднеквадратичное отклонение, коэффициент вариации). Методика вычисления, сущность, оценка, применение.
- Оценка типичности средней арифметической.
- 12. Средняя ошибка средней арифметической и относительной величин: методика вычисления, сущность, оценка.
- 13. Достоверность разности средних и относительных величин: методика вычисления, оценка.
- 14. Динамические ряды: определение, виды. Цель и способы выравнивания динамических рядов (показать на условном примере).
- 15. Динамические ряды. Показатели динамики изучаемого явления: наименование, методика расчета, сущность (показать на условном примере).
- 16. Здоровье населения: определение воз, группы показателей здоровья и факторы, влияющие на него. Уровни основных показателей здоровья населения России.
- 17. Демография, медицинская демография: определение, разделы. Показатели статики населения и их применение в здравоохранении.
- Основные разделы медицинской демографии.
- 18.Демография. Механическое движение населения: виды, медико-социальное и экономическое значение.
- 19. Демография. Естественное движение населения: методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 20. Рождаемость населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- Оценочные уровни показателей общей рождаемости.
- 21. Смертность населения: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- Оценочные уровни показателя общей смертности.
- 22. Материнская смертность: определение, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России, оценка.
- 23. Младенческая смертность: определение, причины, периоды. Методика вычисления показателей в каждом периоде.
- Оценочные уровни показателя младенческой смертности.
- 24. Перинатальная смертность: определение, основные причины, периоды, регистрация. Методика расчета показателей, уровни в России, оценка. Международные критерии живорождения и мертворождения.
- 25. Средняя продолжительность предстоящей жизни: определение, уровни в России и в других странах, факторы, формирующие уровень данного показателя. Понятие о геронтологии и гериатрии.
- 26. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10): структура, принципы построения, применения в медицинских учреждениях.
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (мкб-10):
- Принципы построения мкб 10-го пересмотра:
- 27. Заболеваемость населения: определение, задачи и методы изучения. Первичная заболеваемость и распространенность заболеваний: определение, методика расчета показателей, их уровни в России.
- 28. Заболеваемость по обращаемости в лечебные учреждения: виды, регистрация.
- 29. Заболеваемость населения инфекционными и важнейшими неэпидемическими болезнями: определение, задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- Заболеваемость населения Нижегородской области некоторыми инфекционными и паразитарными заболеваниями в 2008 г.
- Показатели заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований в Нижегородской области в 2007-2008 гг. И в рф в 2007 г.
- 30. Заболеваемость населения по данным госпитализации: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- 31. Заболеваемости с временной утратой трудоспособности: задачи изучения, регистрация, методика вычисления показателей, уровни в России.
- 32. Заболеваемость по данным мед. Осмотров населения. Регистрация. Виды мед. Осмотров и их задачи. Методика вычисления показателей.
- 33. Заболеваемость населения по данным изучения причин смерти: регистрация, уровни. Структура причин смертности в рф.
- 34. Физическое развитие как показатель здоровья населения: методы изучения и оценки.
- 35. Экспертиза трудоспособности: основные задачи. Нетрудоспособность: определение, виды. Понятие медицинских и социальных критериев.
- 36. Понятие о временной нетрудоспособности (вн). Экспертиза временной нетрудоспособности: определение, цели, задачи, уровни проведения, организация в лпу. Функции лечащего врача по эвн.
- 37. Вк: задачи, состав, организация и содержание работы.
- 38. Экспертиза временной нетрудоспособности в поликлинике. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих вн.
- 39. Эвн в стационаре. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих вн.
- 40. Эвн в женской консультации и стационаре родильного дома. Правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих вн.
- 41. Правила выдачи и оформления листка нетрудоспособности для санаторно-курортного лечения, при карантине и протезировании.
- 42. Правила выдачи и оформления лн по уходу за больными членами семьи.
- 43. Экспертиза стойкой нетрудоспособности. Бюро медико-социальной экспертизы: виды, состав, функции. Порядок направления больных на мсэ.
- 44. Инвалидность: определение, критерии, группы, причины. Методика вычисления показателей, уровни в рф, оценка.
- I группа
- II группа
- III группа
- 45. Заболевания системы кровообращения как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи при данной патологии.
- Перечень социально значимых заболеваний
- Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих
- 46. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи при данной патологии.
- 47. Травматизм как медико-социальная проблема. Организация медицинской помощи при данной патологии.
- 48. Нервно-психологические заболевания, в т.Ч. Алкоголизм и наркомания как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи при данной патологии.
- 49. Туберкулез как медико-социальная проблема. Организация мед. Помощи больным туберкулезом (т/б).
- 50. Профилактика: цель, задачи, виды, уровни.
- 51. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому (взрослому) населению. Городская поликлиника: задачи, структура, штаты и организация работы.
- 52. Организация работы и функции врача – участкового терапевта.
- 53. Показатели деятельности городской поликлиники: методика их вычисления и оценки.
- Показатели нагрузки на врачебную должность
- Показатели участковости
- 54.Диспансеры: виды, структура, общие принципы работы.
- Виды диспансеров.
- 55.Диспансеризация населения: этапы, группы учета, документация. Применение автоматизированных скрининговых систем в диспансеризации населения.
- 56.Порядок взятия на диспансерный учет лиц с хроническими заболеваниями, часто и длительно болеющих. Показатели организации, качества и эффективности диспансеризации: методика вычисления и оценки.
- 57. Организация стационарной медицинской помощи городскому взрослому населению. Городская больница: задачи, структура, штаты.
- 58. Организация работы и функции врача-ординатора больницы.
- 59. Организация работы и функции заведующего отделением больницы.
- 60. Основные показатели деятельности стационара (больницы): методика их вычисления и оценки.
- Обеспеченность населения стационарной помощью
- Уровень госпитализации
- Нагрузка врача в стационаре
- Средняя длительность пребывания больного в стационаре
- Оборот койки
- Показатель частоты совпадений клинических диагнозов с патологоанатомическими
- Летальность в стационаре
- 62. Организация медицинской помощи сельскому населению. Сельский врачебный участок. Задачи, структура, организация работы сельской участковой больницы, врачебной амбулатории.
- 62.Организация медицинской помощи сельскому населению. Сельский врачебный участок. Задачи, структура, организация работы сельской участковой больницы, врачебной амбулатории.
- 63.Центральная районная больница (црб): задачи, структуры, кадры, организационно-методическая работа.
- 64.Областная (краевая) больница: задачи, структуры, кадры, организационно-методическая работа.
- 65.Организация лечебно-профилактической помощи детям. Детская поликлиника: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- 66.Стационар детской больницы: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- Организация акушерско-гинекологической помощи. Женская консультация: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности.
- 68.Стационар объединенного родильного дома: задачи, структуры, кадры, показатели деятельности
- 69.Организация скорой медицинской помощи городскому и сельскому населению.
- 70.Организация санаторно-курортной помощи населению. Порядок направления больных на санаторно-курортное лечение
- 72.Федеральная государственная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор): структура, функции, направления деятельности.
- 73.Гигиеническое обучение и воспитание населения: задачи, принципы, методы и средства. Понятие о центрах медицинской профилактики.
- 74.Система органов управления здравоохранением в России
- 75.Система и структура органов управления здравоохранением на уровне области (края). (2-в-1)
- 76.Номенклатура и классификация медицинских учреждений.
- 77.Планирование здравоохранения: задачи, виды и показатели планов. Методы планирования.
- 78. Экономика здравоохранения: предмет ее изучения, значение в современных условиях.
- 79. Виды эффективности здравоохранения и их показатели.
- 80. Экономические потери от заболеваемости с временной утратой трудоспособности (вут). Определение экономического эффекта и эффективности от снижения заболеваемости с вут.
- 81.Финансирование здравоохранения в России. Бюджетные и внебюджетные средства.
- 82. Смета лечебно-профилактического учреждения: части сметы, статьи.
- 83. Медицинское страхование: определение, виды, принципы. Законодательная база медицинского страхования в рф.
- 84. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Объект, субъекты, участники медицинского страхования (их права и обязанности).
- 86. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования.
- 87. Современные проблемы медицинской деонтологии и врачебной этики.
- 88. Система последипломного медицинского образования в России. Понятие о сертификации, аттестации и лицензировании медицинских работников.
- 89. Программа государственных гарантий обеспечения граждан рф бесплатной медицинской помощью.
- 90. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. Национальный проект «Здоровье».
- 91. Системы здравоохранения за рубежом.
- 92. Всемирная организация здравоохранения (воз): задачи, структура, направления деятельности.