logo search
Финансы и кредит

1.2. Финансовая политика

Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих основных функций. Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение тех решений, которые принимаются. Законодательными правами наделено только государство. Финансовое право является обязательным элементом проведения финансовой политики. Можно говорить о финансовой политике субъекта федерации, региона, муниципального образования, так как они обладают определенными законодательными правами.

Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

В условиях перехода к рыночной экономике место финансовой политики в общей политике государства повышается. Однако возможности государства по регулированию финансовых отношений в условиях рыночной экономики сокращаются. В настоящее время государство может диктовать цены только на естественные монополии, драгоценные металлы и оружие. Регулирование кредитной сферы является прерогативой Центрального банка, в то время как раньше вся кредитная сфера контролировалась государством.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие звенья [15]:

  1. Выработку научно обоснованных концепций развития финансов. Они формируются на основе изучения экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производственных сил и производственных отношений, потребностей населения.

  2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период.

  3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач. В процессе разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ финансовой политики необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития. Примеры финансовой стратегии: программные документы; антиинфляционная финансовая политика; политика по приватизации госсектора.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, а также перегруппировки финансовых ресурсов.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью. Это предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и других. Вместе с тем стратегия и тактика взаимосвязаны.

Финансовая политика - элемент надстройки, а финансы - элемент базиса, значит, нельзя проводить финансовую политику, игнорируя основные особенности исторического развития финансов. Примером негативного характера является самая крупная мировая катастрофа - гибель Античной цивилизации. Хотя было много причин (антагонизм между рабами и рабовладельцами и т.д.), но в числе основных причин крушения величайшей цивилизации лежит неправильная финансовая политика: налоги собирались через откупщиков или путём самоналогообложения, когда с города собирали определенную сумму, а руководящие лица города имели неограниченные распределительные функции, что приводило к колоссальным злоупотреблениям. Горький исторический опыт был учтён уже в Византийской империи, где была создана продуманная налоговая госслужба, которая осуществляла прямое налогообложение. Это послужило основой зарождения самой развитой и экономически процветающей цивилизации. Интересен в этом отношении и опыт России. Существовавшая до Петра система налогообложения страны заключалась в сборе налогов с каждого двора. При Петре 1 введено около 30 новых налогов + подушный налог, что очень сильно подорвало производительные силы. Налоги взимали в основном войска. За годы правления Петра 1 население страны сократилось на 15-20%.

Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов, возможна лишь при принятии соответствующих нормативных документов.

Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые отношения между государством, с одной стороны, и субъектами хозяйствования и населением, с другой.

Другие финансовые отношения, в частности взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются административным и гражданским правом.

Для эффективного проведения финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть, так как она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается парламентом, значит, финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательной посредством нормативных актов.

В демократическом обществе исполнительная власть может делать только то, что написано в законе, поэтому «….в западной практике парламент обеспечивает исполнительную власть сетью законов (США - 7000 законов, Бельгия - 3000). То, что не охвачено законом, регулируется документами, принятыми исполнительной властью (указы президента, постановления правительства, ведомственные инструкции). Мировая практика показывает, что эффективный парламентский контроль предупреждает неправильные решения. принимаемые исполнительной властью, так как на нее сильнее воздействуют различные лоббистские группировки» [30].

Современная финансовая политика российского государства охватывает очень большой круг мероприятий, составляющих суть трёх основных направлений финансовой политики государства [22]: