logo
Финансы и кредит

По внутреннему финансовому контролю

    1. анализирует данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетность предприятия, пользуясь ими как ма­териалом для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений;

    2. использует данные отчётности, финансовую и аналитическую информацию для формирования информацион­ной базы - основы принятия финансовых решений.

      На целом ряде предприятий финансовый менеджмент принимает непосредственное участие и в работе бухгалтерии по состав­лению внешней отчетности.

При принятии практических решений в целом ряде случаев финансовый менеджер предполагает выбор одного варианта решения из возможных нескольких. Так, при необходимости увеличения источников финансирования - увеличивать либо собственные, либо заемные источники; при росте или падении выручки от продаж - выбор наиболее благоприятного для предприятия соотношения динамики цен и натурального объема продаж; при осуществлении инвестиций - выбор из нескольких критериев эффективного, самого важного в условиях данного предприятия и т. д.

Таким образом, «…финансовый менеджмент имеет целью создание необходимых условий для такого движения финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и эффективную деятельность предприятия. Именно с этой целью осуществляется управление активами и источниками финансирования, финансовыми результатами продаж с учетом уровня рисков, планирование динамики активов и пассивов. Основой для принятия управленческих решений является глубокий финансовый анализ, оценка качества фактического финансового состояния предприятия» [29].

Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за предыдущие пе­риоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые воз­можности предприятия на перспективу.

Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (форма №1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма № 5 годовой отчетности).

Для финансового менеджмента важно знать не только финан­совые результаты, но и отдельно анализировать движение денеж­ных средств за отчетный период, определять изменения основных источников получения денежных средств и направлений их ис­пользования. Различие показателей прибыли и денежного потока обусловлено тем, что в бухгалтерском учете статьи отражаются не в момент поступления или выплаты денег, а в момент соверше­ния операции.

Движение денежных средств анализируется с использованием формы № 4 «Движение денежных средств».

Для целей финансового менеджмента эта форма требует корректиро­вок для повышения аналитичности данной информации. Осно­вой анализа является разделение денежных потоков по сферам деятельности предприятия: производственно-хозяйственной (текущей, операционной), инвестиционной, финансовой. Основной це­лью такого разделения является выявление источ­ников, из которых получены денежные средства за период: от основной дея­тельности по производству и реализации продукции, от реализа­ции активов предприятия, в том числе финансовых, или вследствие эмиссии акций и привлечения кредитов. Подобный анализ помогает оценить перспективы деятельности предпри­ятия. Так, если в отчетном периоде основным источником денежных потоков явилась распродажа предприятием своих ак­тивов, это может стать сигналом для инвесторов об ухудшении ликвидности предприятия и о проблемах получения достаточных сумм денежных средств от основной деятельности.

Финансовые результаты отчетного года характеризуются также данными «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2).

Отчет о прибылях и убытках отражает такие важные для фи­нансового менеджмента показатели, как выручка от реализации продукции, налогооблагаемая прибыль, направления использо­вания прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Вмес­те с тем, поскольку ряд необходимых показателей в отчетности российских предприятий отсутствует, эти показатели должны быть рассчитаны дополнительно.

Для принятия внутренних финансовых решений необходимо:

  1. иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибылей и убытков (при этом к расходам и убыткам относятся все со­ответствующие статьи, уменьшающие статьи доходов, т.е. кроме статей распределения прибыли среди собственников и статей реинвестирования полученной прибыли);

  2. иметь возможность обособленно анализировать влияние внутренних факторов эффективности деятельности предпри­ятия и влияние налогового фактора;

  3. оперативно получать эту информацию в удобной для анализа форме.

Основными методами анализа отчетности служат:

• чтение отчетности;

• горизонтальный анализ;

• вертикальный анализ;

• трендовый анализ;

• расчет финансовых коэффициентов.

Чтение отчетности - это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его кратко­срочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические ак­тивы и финансовые активы, источники формирования собствен­ного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреж­дениями, оценивают выручку от основной деятельности и при­быль текущего года.

Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по срав­нению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.

Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100 процентов (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса).

Трендовый анализ основан на расчете относительных отклоне­ний показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня ба­зисного года (периода), для которого все показатели принима­ются за 100 процентов.

Сравнительный (пространственный) анализ - это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности как по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов.

Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропор­ции между различными статьями отчетности. Достоинствами фи­нансовых коэффициентов являются простота расчетов и учёт влияния инфляции, что особенно актуально при ана­лизе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-пер­вых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в срав­нении этого показателя с какой-либо базой, например:

• общепринятыми стандартными параметрами;

• среднеотраслевыми показателями;

• аналогичными показателями предшествующих лет (перио­дов);

• показателями конкурирующих предприятий;

• какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.

Считается, что если уровень фактических финансовых коэф­фициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее проблемные места в деятельности компании, нуждающиеся в до­полнительном анализе. Однако в ряде слу­чаев та или иная величина коэффициента не соответствует обще­принятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприя­тия, а само значение не в полной мере характеризует состояние бизнеса. Например:

1) не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли, в силу диверси­фикации деятельности многих компаний;

2) фактически достигну­тый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным для удовлетворения потребностей предприятия в соответствую­щие годы, или может быть оптимальным для предшествующих лет, но недостаточным для отчетного периода;

3) финансовые ко­эффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов;

4. финансовые коэффициенты имеют статичный характер.

Однако это вовсе не означает, что финансовые коэффициенты не дают объективной картины состояния дел на предприятии, напротив, финансовые коэффициенты дают возможность оценить финансовое состояние с различных точек зрения, что нивелирует названные недостатки. Необходимо лишь понимать ограничения, которые накладывает их использование, и относиться к ним как к инструменту анализа, а не как к объяснению возникших проблем.

В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов. Это коэффициенты:

1) ликвидности;

2) деловой активности;

3) рентабельности;

4) структуры капитала (платежеспособности);

5) рыночной активности.

Коэффициенты ликвидности позволяют определить способ­ность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:

• коэффициент общей (текущей) ликвидности;

• коэффициент срочной ликвидности;

• коэффициент абсолютной ликвидности;

• чистый оборотный капитал.

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализиро­вать, насколько эффективно предприятие использует свои сред­ства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную фор­му, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производст­венно-техничес-кого потенциала фирмы.

В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили сле­дующие коэффициенты оборачиваемости:

1. активов;

2. дебиторской задолженности;

3. кредиторской задолженности;

4. материально-производственных запасов,

а также длительность операционного цикла.

Дополнительные показатели:

1) коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача);

2) коэффициент оборачиваемости собственного капи­тала.

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько при­быльна деятельность компании. Наиболее часто используемыми показателями являются:

1) коэффициенты рентабельно­сти всех активов предприятия;

2) рентабельность реализации;

3) рен­табельность собственного капитала.

Показатели структуры капитала (коэффициенты плате­жеспособности) характеризуют степень защищен­ности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия по­гашать долгосрочную задолженность. К ним относятся коэффициенты:

1) собственности;

2) финансовой зависи­мости;

3) защищенности кредиторов.

Коэффициенты рыночной активности включают раз­личные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями в этой группе явля­ются:

  1. прибыль на одну акцию;

  2. соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну ак­цию;

  3. балансовая стоимость одной акции;

  4. соотношение рыночной стоимости одной акции и ее балан­совой стоимости;

  5. доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов.

Для финансового менеджера финансовые коэффициенты име­ют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, прежде все­го акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая любое ре­шение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты.

Методы финансового анализа, используемые в финансовом менеджменте, могут быть дополнены и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В самой системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.