По внутреннему финансовому контролю
анализирует данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетность предприятия, пользуясь ими как материалом для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений;
использует данные отчётности, финансовую и аналитическую информацию для формирования информационной базы - основы принятия финансовых решений.
На целом ряде предприятий финансовый менеджмент принимает непосредственное участие и в работе бухгалтерии по составлению внешней отчетности.
При принятии практических решений в целом ряде случаев финансовый менеджер предполагает выбор одного варианта решения из возможных нескольких. Так, при необходимости увеличения источников финансирования - увеличивать либо собственные, либо заемные источники; при росте или падении выручки от продаж - выбор наиболее благоприятного для предприятия соотношения динамики цен и натурального объема продаж; при осуществлении инвестиций - выбор из нескольких критериев эффективного, самого важного в условиях данного предприятия и т. д.
Таким образом, «…финансовый менеджмент имеет целью создание необходимых условий для такого движения финансовых и денежных потоков, которое обеспечивало бы бесперебойную и эффективную деятельность предприятия. Именно с этой целью осуществляется управление активами и источниками финансирования, финансовыми результатами продаж с учетом уровня рисков, планирование динамики активов и пассивов. Основой для принятия управленческих решений является глубокий финансовый анализ, оценка качества фактического финансового состояния предприятия» [29].
Для принятия решений финансовому менеджеру необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за предыдущие периоды, позволяющую оценить потенциальные финансовые возможности предприятия на перспективу.
Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (форма №1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служит приложение к балансу (форма № 5 годовой отчетности).
Для финансового менеджмента важно знать не только финансовые результаты, но и отдельно анализировать движение денежных средств за отчетный период, определять изменения основных источников получения денежных средств и направлений их использования. Различие показателей прибыли и денежного потока обусловлено тем, что в бухгалтерском учете статьи отражаются не в момент поступления или выплаты денег, а в момент совершения операции.
Движение денежных средств анализируется с использованием формы № 4 «Движение денежных средств».
Для целей финансового менеджмента эта форма требует корректировок для повышения аналитичности данной информации. Основой анализа является разделение денежных потоков по сферам деятельности предприятия: производственно-хозяйственной (текущей, операционной), инвестиционной, финансовой. Основной целью такого разделения является выявление источников, из которых получены денежные средства за период: от основной деятельности по производству и реализации продукции, от реализации активов предприятия, в том числе финансовых, или вследствие эмиссии акций и привлечения кредитов. Подобный анализ помогает оценить перспективы деятельности предприятия. Так, если в отчетном периоде основным источником денежных потоков явилась распродажа предприятием своих активов, это может стать сигналом для инвесторов об ухудшении ликвидности предприятия и о проблемах получения достаточных сумм денежных средств от основной деятельности.
Финансовые результаты отчетного года характеризуются также данными «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2).
Отчет о прибылях и убытках отражает такие важные для финансового менеджмента показатели, как выручка от реализации продукции, налогооблагаемая прибыль, направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Вместе с тем, поскольку ряд необходимых показателей в отчетности российских предприятий отсутствует, эти показатели должны быть рассчитаны дополнительно.
Для принятия внутренних финансовых решений необходимо:
иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибылей и убытков (при этом к расходам и убыткам относятся все соответствующие статьи, уменьшающие статьи доходов, т.е. кроме статей распределения прибыли среди собственников и статей реинвестирования полученной прибыли);
иметь возможность обособленно анализировать влияние внутренних факторов эффективности деятельности предприятия и влияние налогового фактора;
оперативно получать эту информацию в удобной для анализа форме.
Основными методами анализа отчетности служат:
• чтение отчетности;
• горизонтальный анализ;
• вертикальный анализ;
• трендовый анализ;
• расчет финансовых коэффициентов.
Чтение отчетности - это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение предприятия, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы и финансовые активы, источники формирования собственного капитала и заемных средств, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.
Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные изменения различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.
Вертикальный анализ проводится с целью выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, принимаемом за 100 процентов (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса).
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет (периодов) от уровня базисного года (периода), для которого все показатели принимаются за 100 процентов.
Сравнительный (пространственный) анализ - это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности как по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными.
Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов.
Финансовые коэффициенты описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинствами финансовых коэффициентов являются простота расчетов и учёт влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой, например:
• общепринятыми стандартными параметрами;
• среднеотраслевыми показателями;
• аналогичными показателями предшествующих лет (периодов);
• показателями конкурирующих предприятий;
• какими-либо другими показателями анализируемой фирмы.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее проблемные места в деятельности компании, нуждающиеся в дополнительном анализе. Однако в ряде случаев та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного предприятия, а само значение не в полной мере характеризует состояние бизнеса. Например:
1) не всегда является обоснованным сравнение с усредненными коэффициентами в пределах отрасли, в силу диверсификации деятельности многих компаний;
2) фактически достигнутый уровень предшествующих лет может не быть оптимальным для удовлетворения потребностей предприятия в соответствующие годы, или может быть оптимальным для предшествующих лет, но недостаточным для отчетного периода;
3) финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов;
4. финансовые коэффициенты имеют статичный характер.
Однако это вовсе не означает, что финансовые коэффициенты не дают объективной картины состояния дел на предприятии, напротив, финансовые коэффициенты дают возможность оценить финансовое состояние с различных точек зрения, что нивелирует названные недостатки. Необходимо лишь понимать ограничения, которые накладывает их использование, и относиться к ним как к инструменту анализа, а не как к объяснению возникших проблем.
В финансовом менеджменте наиболее важными признаются следующие группы финансовых коэффициентов. Это коэффициенты:
1) ликвидности;
2) деловой активности;
3) рентабельности;
4) структуры капитала (платежеспособности);
5) рыночной активности.
Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода. Наиболее важными среди них для финансового менеджмента являются следующие:
• коэффициент общей (текущей) ликвидности;
• коэффициент срочной ликвидности;
• коэффициент абсолютной ликвидности;
• чистый оборотный капитал.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т. е. скорость превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственно-техничес-кого потенциала фирмы.
В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие коэффициенты оборачиваемости:
1. активов;
2. дебиторской задолженности;
3. кредиторской задолженности;
4. материально-производственных запасов,
а также длительность операционного цикла.
Дополнительные показатели:
1) коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдача);
2) коэффициент оборачиваемости собственного капитала.
Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Наиболее часто используемыми показателями являются:
1) коэффициенты рентабельности всех активов предприятия;
2) рентабельность реализации;
3) рентабельность собственного капитала.
Показатели структуры капитала (коэффициенты платежеспособности) характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов, имеющих долгосрочные вложения в компанию. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. К ним относятся коэффициенты:
1) собственности;
2) финансовой зависимости;
3) защищенности кредиторов.
Коэффициенты рыночной активности включают различные показатели, характеризующие стоимость и доходность акций компании. Основными показателями в этой группе являются:
прибыль на одну акцию;
соотношение рыночной цены акции и прибыли на одну акцию;
балансовая стоимость одной акции;
соотношение рыночной стоимости одной акции и ее балансовой стоимости;
доходность одной акции и доля выплаченных дивидендов.
Для финансового менеджера финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки его деятельности внешними пользователями отчетности, прежде всего акционерами и кредиторами. Поэтому, принимая любое решение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты.
Методы финансового анализа, используемые в финансовом менеджменте, могут быть дополнены и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли. В самой системе внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого производственного учета, иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.
Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Финансы и их сущность
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 1.2. Финансовая политика
- I. Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике
- II. Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией
- III. Социальная поддержка населения
- 1.3. Управление финансами
- 1.4. Финансовое планирование и прогнозирование
- 1.5 Финансовый контроль
- 1.5.1. Сущность финансового контроля
- 1.5.2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 1.5.3.Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 1.5.4. Негосударственный финансовый контроль
- Выводы по главе 1
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система
- 2.1. Финансовая система, её функции и звенья
- 2.2. Финансовые потоки на макроуровне
- 2.3. Государственные и территориальные финансы. Государственный бюджет и внебюджетные фонды
- 2.3.1. Основные функции государственных финансов
- 2.3.2. Государственный бюджет. Сущность и принципы построения бюджетной системы рф
- Классификация доходов бюджета
- Классификация расходов бюджета
- Классификация государственных долгов рф и субъектов рф
- Контроль за исполнением бюджета
- 2.3.3. Внебюджетные фонды
- 2.4. Финансы населения
- 2.4.1. Роль и значение финансов населения
- 2.4.2. Структура доходов граждан.
- 2.4.3. Денежные расходы граждан.
- Выводы по главе 2
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Финансы предприятий и организаций
- 3.1. Финансовые ресурсы предприятий. Финансы реального сектора экономики
- 3.1.1. Содержание финансовых отношений предприятий
- 3.1.2. Организация и структура финансовой службы на предприятии
- 3.1.3 Финансовое планирование на предприятии
- Текущее финансовое планирование
- I. Доходы и поступления средств
- II. Расходы и отчисления средств
- Оперативное финансовое планирование
- 3.2. Корпоративные (предпринимательские) финансовые риски
- 3.3. Финансовый менеджмент
- По финансированию деятельности предприятия
- По финансовой стороне эксплуатации активов
- По осуществлению стратегии финансового менеджмента
- По осуществлению тактики финансового менеджмента
- По сочетанию стратегии и тактики
- По внутреннему финансовому контролю
- Выводы по главе 3
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовые рынки
- 4.1. Финансовый рынок, сущность и функции
- 4.2. Кредитный рынок
- 4.3. Рынок ценных бумаг
- 4.3.1. Основные задачи и функции рынка ценных бумаг
- 4.3.2. Виды ценных бумаг и их характеристика
- 1. Акции
- 2. Облигации
- 3. Государственные казначейские обязательства (гко)
- 4. Сберегательные и депозитные сертификаты
- 5. Вексель
- 6. Опцион
- 7. Фьючерс.
- 8. Варрант
- 4.4. Валютный рынок
- Выводы по главе 4
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Кредит и кредитные отношения
- 5.1. Нобходимость, сущность, функции и роль кредита
- 5.2. Формы и виды кредита. Принципы кредитования
- 5.3. Роль ссудного процента в системе кредитных отношений и источники его уплаты
- 5.4. Основы функционирования ссудного процента и его границы
- Выводы по главе 5
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Банковская система
- 6.1. Кредитная система: сущность и элементы
- 6.2. Банковская система россии: структура, этапы развития
- 6.3. Центральный банк и его функции
- 6.4. Коммерческие банки и их функции
- 6.5. Особенности деятельности небанковских финансово-кредитных институтов
- Вводы по главе 6
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Международные банковские системы
- 7.1. Международные финансово-кредитные институты.
- 7.2. Банковские системы отдельных стран
- Банковская система Великобритании
- Банковская система Швейцарии
- Банковская система Германии
- Кредитная система сша
- Банковская система Японии
- Выводы по главе 7
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Финансы и кредит