2.2. Финансовые потоки на макроуровне
Как уже отмечалось в гл. 1, на макроуровне формируются и функционируют финансовые потоки, формирующие государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды и государственные фонды страхования, основное назначение которых состоит в организации системы денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой.
Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рис. 2.
Рис. 2 Схема финансовых связей в экономике [28]
-
“государство-предприятие” (ГП),
“ предприятие-государство” (ПГ),
“государство-государство” (ГГ),
“предприятие-население” (ПН),
“население-государство” (НГ),
“население-предприятие” (НП),
“предприятие-предприятие” (ПП),
“население-население” (НН),
“государство-население” (ГН).
За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений.
Финансовые потоки, циркулирующие между государством и государственными предприятиями, изображены на рис. 3.
Рис.3. Схема финансовых потоков между государством и государственным предприятием
Как видно из рис. 3, через систему налогообложения и различных платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей и т.д.). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.
Финансовые отношения между государством и предприятиями негосударственных форм собственности отображены на рис. 4.
Рис.4. Схема финансовых потоков между государством и
негосударственным предприятием
Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач. Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства.
Финансовая политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть и запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство. Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить. Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные, последовательные решения.
Особый тип финансовых отношений складывается также между государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами - акционерами предприятий, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли).
Если рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки (рис. 5).
Рис.5. Схема финансовых потоков между предприятием и банками
Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков.
Финансовые потоки между государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражены на рис. 6.
Рис.6. Схема финансовых потоков между предприятием и банками
Весьма интенсивными являются финансовые взаимосвязи между государством и населением, которые изображены на рис. 7.
Рис.7. Схема финансовых потоков между государством и населением
Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.
В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан по ставке, утверждённой действующим законодательством.
Следует особо выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида - общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же, как и платежей и отчислений в государственный бюджет.
Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства для развития общественно значимых мероприятий.
Такова в общих чертах схема финансовых потоков, действующих на уровне системы управления экономикой - макроуровне. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Финансы и их сущность
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 1.2. Финансовая политика
- I. Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике
- II. Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией
- III. Социальная поддержка населения
- 1.3. Управление финансами
- 1.4. Финансовое планирование и прогнозирование
- 1.5 Финансовый контроль
- 1.5.1. Сущность финансового контроля
- 1.5.2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 1.5.3.Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 1.5.4. Негосударственный финансовый контроль
- Выводы по главе 1
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система
- 2.1. Финансовая система, её функции и звенья
- 2.2. Финансовые потоки на макроуровне
- 2.3. Государственные и территориальные финансы. Государственный бюджет и внебюджетные фонды
- 2.3.1. Основные функции государственных финансов
- 2.3.2. Государственный бюджет. Сущность и принципы построения бюджетной системы рф
- Классификация доходов бюджета
- Классификация расходов бюджета
- Классификация государственных долгов рф и субъектов рф
- Контроль за исполнением бюджета
- 2.3.3. Внебюджетные фонды
- 2.4. Финансы населения
- 2.4.1. Роль и значение финансов населения
- 2.4.2. Структура доходов граждан.
- 2.4.3. Денежные расходы граждан.
- Выводы по главе 2
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Финансы предприятий и организаций
- 3.1. Финансовые ресурсы предприятий. Финансы реального сектора экономики
- 3.1.1. Содержание финансовых отношений предприятий
- 3.1.2. Организация и структура финансовой службы на предприятии
- 3.1.3 Финансовое планирование на предприятии
- Текущее финансовое планирование
- I. Доходы и поступления средств
- II. Расходы и отчисления средств
- Оперативное финансовое планирование
- 3.2. Корпоративные (предпринимательские) финансовые риски
- 3.3. Финансовый менеджмент
- По финансированию деятельности предприятия
- По финансовой стороне эксплуатации активов
- По осуществлению стратегии финансового менеджмента
- По осуществлению тактики финансового менеджмента
- По сочетанию стратегии и тактики
- По внутреннему финансовому контролю
- Выводы по главе 3
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовые рынки
- 4.1. Финансовый рынок, сущность и функции
- 4.2. Кредитный рынок
- 4.3. Рынок ценных бумаг
- 4.3.1. Основные задачи и функции рынка ценных бумаг
- 4.3.2. Виды ценных бумаг и их характеристика
- 1. Акции
- 2. Облигации
- 3. Государственные казначейские обязательства (гко)
- 4. Сберегательные и депозитные сертификаты
- 5. Вексель
- 6. Опцион
- 7. Фьючерс.
- 8. Варрант
- 4.4. Валютный рынок
- Выводы по главе 4
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Кредит и кредитные отношения
- 5.1. Нобходимость, сущность, функции и роль кредита
- 5.2. Формы и виды кредита. Принципы кредитования
- 5.3. Роль ссудного процента в системе кредитных отношений и источники его уплаты
- 5.4. Основы функционирования ссудного процента и его границы
- Выводы по главе 5
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Банковская система
- 6.1. Кредитная система: сущность и элементы
- 6.2. Банковская система россии: структура, этапы развития
- 6.3. Центральный банк и его функции
- 6.4. Коммерческие банки и их функции
- 6.5. Особенности деятельности небанковских финансово-кредитных институтов
- Вводы по главе 6
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Международные банковские системы
- 7.1. Международные финансово-кредитные институты.
- 7.2. Банковские системы отдельных стран
- Банковская система Великобритании
- Банковская система Швейцарии
- Банковская система Германии
- Кредитная система сша
- Банковская система Японии
- Выводы по главе 7
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Финансы и кредит