2.1. Финансовая система, её функции и звенья
В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента[29] :
1. Функциональное назначение. Проявляется в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи. Так, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками.
2. Территориальность. Каждая республика, край, область имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов.
3. Единство финансовой системы. Предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели.
Основой управления финансовой системой является единство правовой и законодательной базы.
Финансовая система РФ состоит из трех крупных блоков (рис.1):
Рис. 1. Структура финансовой системы Российской Федерации [13]
- государственные финансы; - местные финансы; - финансы юридических и физических лиц.
Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.
Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную (через государственный бюджет перераспределяется до 50% национального дохода страны);
- регулирующую (через госбюджет осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
- стимулирующую (бюджетные отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, бюджетных средств);
- контрольную (через госбюджет контролируется рациональное использование финансовых ресурсов).
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ. Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления.
Местные (муниципальные) бюджеты - это окружные, городские, районные бюджеты, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов, районные бюджеты в городах.
Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей населения и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Финансы юридических и физических лиц - это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса расширенного воспроизводства и потребления. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. В составе финансов физических лиц можно выделить финансы предпринимателей, не зарегистрированных в качестве юридических лиц, и финансы других физических лиц.
Финансы предприятий, учреждений, организаций обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присуши, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой, особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.
Таким образом, финансовая система - это не просто сумма блоков и звеньев. Это, действительно, система, которая представляет собой единое целое, все составные части этой системы тесно связаны между собой многочисленными видами экономических связей и отношений.
Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование распространяется на страхование личного имущества, транспортное страхование - на страхование транспортных средств и другого движимого имущества и т.д.
В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).
Особая роль в организации эффективно функционирующей финансовой системы отводится Министерству финансов РФ, основными задачами которого являются:
- совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма;
- разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
- разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ;
- разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ;
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;
- участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
- разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
- осуществление государственного финансового контроля;
- методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.
Управление финансами включает планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Управление финансами осуществляется путем выработки финансовой политики и претворения ее в жизнь.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Финансы и их сущность
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 1.2. Финансовая политика
- I. Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике
- II. Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией
- III. Социальная поддержка населения
- 1.3. Управление финансами
- 1.4. Финансовое планирование и прогнозирование
- 1.5 Финансовый контроль
- 1.5.1. Сущность финансового контроля
- 1.5.2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 1.5.3.Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 1.5.4. Негосударственный финансовый контроль
- Выводы по главе 1
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система
- 2.1. Финансовая система, её функции и звенья
- 2.2. Финансовые потоки на макроуровне
- 2.3. Государственные и территориальные финансы. Государственный бюджет и внебюджетные фонды
- 2.3.1. Основные функции государственных финансов
- 2.3.2. Государственный бюджет. Сущность и принципы построения бюджетной системы рф
- Классификация доходов бюджета
- Классификация расходов бюджета
- Классификация государственных долгов рф и субъектов рф
- Контроль за исполнением бюджета
- 2.3.3. Внебюджетные фонды
- 2.4. Финансы населения
- 2.4.1. Роль и значение финансов населения
- 2.4.2. Структура доходов граждан.
- 2.4.3. Денежные расходы граждан.
- Выводы по главе 2
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Финансы предприятий и организаций
- 3.1. Финансовые ресурсы предприятий. Финансы реального сектора экономики
- 3.1.1. Содержание финансовых отношений предприятий
- 3.1.2. Организация и структура финансовой службы на предприятии
- 3.1.3 Финансовое планирование на предприятии
- Текущее финансовое планирование
- I. Доходы и поступления средств
- II. Расходы и отчисления средств
- Оперативное финансовое планирование
- 3.2. Корпоративные (предпринимательские) финансовые риски
- 3.3. Финансовый менеджмент
- По финансированию деятельности предприятия
- По финансовой стороне эксплуатации активов
- По осуществлению стратегии финансового менеджмента
- По осуществлению тактики финансового менеджмента
- По сочетанию стратегии и тактики
- По внутреннему финансовому контролю
- Выводы по главе 3
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовые рынки
- 4.1. Финансовый рынок, сущность и функции
- 4.2. Кредитный рынок
- 4.3. Рынок ценных бумаг
- 4.3.1. Основные задачи и функции рынка ценных бумаг
- 4.3.2. Виды ценных бумаг и их характеристика
- 1. Акции
- 2. Облигации
- 3. Государственные казначейские обязательства (гко)
- 4. Сберегательные и депозитные сертификаты
- 5. Вексель
- 6. Опцион
- 7. Фьючерс.
- 8. Варрант
- 4.4. Валютный рынок
- Выводы по главе 4
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Кредит и кредитные отношения
- 5.1. Нобходимость, сущность, функции и роль кредита
- 5.2. Формы и виды кредита. Принципы кредитования
- 5.3. Роль ссудного процента в системе кредитных отношений и источники его уплаты
- 5.4. Основы функционирования ссудного процента и его границы
- Выводы по главе 5
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Банковская система
- 6.1. Кредитная система: сущность и элементы
- 6.2. Банковская система россии: структура, этапы развития
- 6.3. Центральный банк и его функции
- 6.4. Коммерческие банки и их функции
- 6.5. Особенности деятельности небанковских финансово-кредитных институтов
- Вводы по главе 6
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Международные банковские системы
- 7.1. Международные финансово-кредитные институты.
- 7.2. Банковские системы отдельных стран
- Банковская система Великобритании
- Банковская система Швейцарии
- Банковская система Германии
- Кредитная система сша
- Банковская система Японии
- Выводы по главе 7
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Финансы и кредит