logo
Финансы и кредит

1.3. Управление финансами

Для достижения стратегических целей необходимо организовать систему управление финансами, основанную на сложившейся системе отношений. Такой подход должен быть подчинен финансовой политике государства и обусловлен историческими, экономическими и политическими закономерностями.

В соответствии с финансовой политикой определяется объем распределения и перераспределения национального дохода через финансовую систему и отдельные ее звенья. Степень перераспределения, в свою очередь, зависит от роли государства в финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений как источников производственного инвестирования научно-технического прогресса.

Экономический строй или система хозяйствования определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно от государства и его органов. В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государством, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению.

В условиях развитых товарно-денежных отношений кругооборот фондов корпораций материализуется в форме денежного капитала в различных денежных фондах. Государство осуществляет воздействие на эту сферу финансовых отношений через налоговую политику, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, формирование амортизационного фонда и систему государственной поддержки, то есть происходит не управление финансами со стороны государства, а воздействие через финансы, т.е. реализация финансовой политики.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и государственных предприятиях.

В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления.

В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений.

Субъектами выступают те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Выделяют 3 группы объектов:

1. Финансы предприятий (учреждений, организации).

2. Страховые отношения.

3. Государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

1. Финансовые службы предприятий.

2. Страховые органы.

3. Финансовые органы и налоговые инспекции.

Управление финансами осуществляют прежде всего высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской Федерации, например при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Основными задачами Министерства финансов РФ являются:

  1. разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

  2. составление проекта и исполнение федерального бюджета;

  3. обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны;

  4. эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

  5. концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей;

  6. разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;

  7. совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;

  8. финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

В состав Министерства финансов России входят следующие департаменты:

Важнейшее подразделение Министерства финансов - Главное управление федерального Казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

На Главное управление федерального Казначейства и его территориальные органы возложена обязанность по организации, осуществлению и контролю над исполнением федерального бюджета РФ, а также управление доходами и расходами федерального бюджета, исходя из принципа единства кассы.

На казначейскую систему возложен также учет всех операций по государственным финансовым ресурсам в безналичной форме.

Появление новой структуры связано с развитием рыночных отношений, которое сопровождалось разрушением государственной банковской системы СССР и ослаблением банковского учета и эффективного контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств.

Важная роль в мобилизации налогов принадлежит Государственной налоговой службе. Она в лице Министерства по налогам и сборам контролирует правильность и своевременность перечисления налогов юридическими и физическими лицами.

Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление в федеральный и местные бюджеты таможенных платежей по экспортно-импортным операциям. Он обязан:

В целом таможенные органы контролируют соблюдение налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин.

Отчеты об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней: Министерством финансов РФ, Министерствами финансов субъектов федерации органами на местах, Государственной налоговой службой РФ и ее налоговыми инспекциями и др. Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, котороё его утверждает. Для органзации контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Управление финансами на предприятиях различных организационно-правовых форм осуществляют планово-финансовые управления, финансовые департаменты, отделы. Основной задачей этих подразделений является планирование и прогнозирование основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, контроль за движением финансовых и денежных потоков, исполнением финансового плана и платёжного календаря и др.

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов [15]:

1. Планирование и прогнозирование.

2. Оперативное управление.

3. Контроль.

В ходе планирования каждый субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляя возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их для наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми.