Подобный показатель можно рассчитать и для отдельных секторов экономики и даже для отдельных предприятий.
Показатель экономического роста не всегда бывает величиной положительной. В справочной литературе встречаются и нулевые темпы экономического роста, и даже отрицательные. Если в рассматриваемый период совокупный продукт производится в тех же объемах, что и в предшествующий, говорят о нулевом экономическом росте. Когда же национальный продукт воспроизводится не полностью, а лишь частично, говорят об отрицательном росте.
Показатель реального ВВП не может абсолютно точно измерять темпы экономического роста. Например, можно ли считать экономический рост положительным, если численность населения страны растет быстрее, чем увеличивается реальный ВВП? Поэтому для более точной характеристики состояния национальной экономики используют показатель реального ВВП на душу населения.
По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямымисчитаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят так называемые факторы предложения:количество и качество трудовых ресурсов; количество и качество природных ресурсов; объем основного капитала; научно-технический прогресс; технология и организация производства; уровень развития предпринимательства в стране; совокупный спрос общества.
Ккосвенным факторамотносят условия, которые позволяют реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту. Такие условия называют факторами распределения,к которым относятся: налоговое законодательство в стране; снижение степени монополизации рынка; эффективность кредитно-банковской системы; инвестиционная активность в стране; государственная поддержка экспорта; действующая система распределения доходов.
При классификации источников экономического роста иногда выделяют внутренние и внешние факторы. К первым относят человеческий капитал, природно-ресурсный фактор, инновационный и производственный потенциалы, инвестиции, емкость внутреннего и внешнего рынков, институциональную среду; ко вторым – международное разделение труда, процессы глобализации, а также политические факторы.
Общей тенденцией экономического роста в современных условиях является снижение роли и значения фактора природных ресурсов и возрастание роли человеческого капитала. Именно человеческий капитал становится одним из главных факторов, обеспечивающих переход к V и VI технологическим укладам, формирующим новое постиндустриальное общество.
Степень воздействия названных факторов на экономику обусловливает тип экономического роста. Выделяют два его типа.
Экстенсивный экономический рост характеризуется количественным увеличением применяемых факторов производства: увеличением численности производственных мощностей и рабочей силы, вовлечением в производство дополнительных природных ресурсов и т.д. При этом предполагается, что средняя производительность труда в обществе остается неизменной.
Интенсивный экономический рост предполагает опережающий рост ВВП по сравнению с ростом количества задействованных экономических ресурсов. Он основан на повышении производительности общественного труда, использовании новейших достижений научно-технического прогресса. В экономически развитых странах большая часть роста ВВП достигается посредством применения научно-технических достижений, то есть использования интенсивных факторов развития. Именно интенсивный экономический рост позволяет преодолевать проблему ограниченности ресурсов.
Проблема экономического роста имеет как своих сторонников, так и противников. Первые утверждают, что экономический рост позволяет полнее и быстрее удовлетворять возрастающие общественные и личные потребности, укреплять экономический потенциал страны, улучшать условия труда, осуществлять необходимые структурные преобразования в экономике. Их оппоненты настаивают на том, что экономический рост способствует стремительному загрязнению окружающей среды, в результате чего усиливается угроза тотального экологического кризиса. Очевидно, однако, то, что в настоящее время и в обозримой перспективе нет альтернатив поступательному развитию научно-технического прогресса, являющегося материальной основой прогресса общественного.
Следует различать понятия «экономический рост» и «экономическое развитие». Как было сказано выше, экономический рост означает увеличение массы производимых благ и услуг в соответствии с растущими общественными потребностями, сопровождаясь при этом расширением потребления ресурсов. Такая модель экономического роста признается в экономической науке исчерпавшей себя в силу того, что она связана с усилением отрицательного воздействия на природную среду, с возрастающей дифференциацией уровня жизни населения различных стран.
Поэтому следует выделять и такое понятие, как качество экономического роста. Это означает, что, во-первых, национальное производство по объему и структуре должно соответствовать потребностям общества, которые непрерывно изменяются; во-вторых, экономический рост должен быть направлен на стабильное повышение жизненного уровня населения; в-третьих, расширенное воспроизводство должно сочетаться с ресурсосбережением, должна быть до минимума сведена нагрузка на природную среду; в-четвертых, в национальной экономике приоритетное развитие должны получить отрасли, непосредственно связанные с научно-техническим прогрессом.
Конечной целью общественного развития должен выступать не сам по себе экономический рост, темпы и размеры накопления, а человек с его материальными и духовными потребностями. Поэтому в качестве основного агрегированного индикатора предлагается использовать увеличение валового внутреннего продукта за определенный период и в частности на душу населения.
В международных документах, разработанных по инициативе ООН, предлагается перейти к модели устойчивого экономического развития, под которой понимается «…непрерывно поддерживаемое развитие социальной, экономической и экологической сфер в их рациональном взаимодействии, которое способно обеспечить потребности настоящих и не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности».
- Частное учреждение образования «институт предпринимательской деятельности»
- Макроэкономика учебно-методический комплекс
- Предисловие
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- Особенности макроэкономического анализа: агрегирование, макроэкономические модели
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Методологические основы классической теории
- 2.2. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Товарный рынок в классической модели
- 2.4 Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег
- 2.5 Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов
- 3.1 Методологические основы кейнсианского подхода
- 3.2 Кейнсианская теория потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Средняя и предельная склонности к сбережению
- 3.3 Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели и способы его определения
- 3.5 Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
- 3.6. Взаимосвязь модели ad--as и кейнсианской модели доходов и расходов
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is-lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг (кривая is)
- 4.2 Равновесие денежного рынка (кривая lm)
- 4.3 Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель is – lm
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 5.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
- 5.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- 5.3 Эффективность фискальной политики
- 5.4 Бюджетный дефицит, государственный долг и проблемы их финансирования
- 5.5 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- Понятие и цели денежно-кредитной политики
- Создание денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликаторы.
- 6.3 Инструменты денежно-кредитной политики
- 6.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
- Эффективность денежно-кредитной политики
- 6.6 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочная кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
- 7.2 Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Денежное правило
- 7.3 Теория рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий
- 7.4 Теория экономики предложения. Кривая Лаффера
- Тема 8Стабилизационная государственная политика
- 8.1 Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты
- 8.2 Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь
- 8.3 Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
- Тема 9 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 9.1 Открытая экономика и ее основные взаимосвязи. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
- 9.2 Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
- 9.3 Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Тема 10 Экономический рост
- 10.1 Деловые циклы: понятие, модели
- 10.2. Понятие, показатели и факторы экономического роста.
- Подобный показатель можно рассчитать и для отдельных секторов экономики и даже для отдельных предприятий.
- 10.3 Неокейнсианские теории экономического роста. Модель Харрода-Домара
- 10.4 Неоклассические теории экономического роста. Модель р.Солоу
- 10.5 Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 11 Социальная политика государства
- 11.1 Социальная политика: содержание, направления, уровни
- 11.2 Уровень и качество жизни. Доходы населения
- 11.3 Проблема неравенства в распределении доходов. Обеспечение социальной справедливости
- 11.4 Система и механизм социальной защиты населения
- Тема 12. Трансформационная экономика
- 12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике
- 12.2 Основные направления рыночных преобразований
- 12.3 Роль государства в переходной экономике
- Примерный тематический план
- Методическое обеспечение
- Учебно-методические материалы Основная литература
- Дополнительная литература