5.5 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь является одним из основных инструментов экономической политики государства. Первый самостоятельный бюджет Республики Беларусь был составлен на 1991 год. Его формирование законодательно закреплено в новой Конституции страны. С 1992 г. система налогообложения в республике находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот и т.д. При этом учитывается опыт промышленно развитых стран, но механического копирования этого опыта нет. Приоритетами налоговой политики Республики Беларусь по-прежнему остаются дальнейшее упрощение налоговой системы, снижение налогового давления на экономику и улучшение налогового администрирования.
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь имеет следующие направления: обеспечение роста экономики; поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы; повышение уровня жизни населения путем увеличения зарплаты, пенсий, пособий и других выплат, развитие социальной сферы, государственная поддержка строительства жилья; государственная поддержка развития приоритетных отраслей народного хозяйства; сокращение доли государственных расходов в ВВП.
Налоговый кодекс Республики Беларусь стал единым, комплексным актом, который собрал воедино все то, что связано с налогообложением, начиная от правил установления налогов и заканчивая порядком осуществления налоговых проверок и обжалования действий налоговых органов, и обеспечил прозрачный и стабильный механизм налогообложения. С 1 января 2010 г. вступила в силу Особенная часть Налогового кодекса как свод налоговых законов.
Доходы консолидированного бюджета республики по итогам первого полугодия 2011 г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,4 %. Более 90 % доходов консолидированного бюджета формируется за счет налоговых поступлений. При этом 27,8 % налоговых поступлений обеспечил налог на добавленную стоимость, 17,8 % – налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности, 13,3 % -- налог на прибыль, 12, 1 % -- подоходный налог, 7,4 % -- акцизы, 4,0 % -- налог на собственность. В структуре консолидированного бюджета 58,9 % составляют доходы республиканского бюджета и 41,1 % -- доходы местных бюджетов.
Расходы консолидированного бюджета в первой половине 2011 г. определялись, главным образом, выполнением принятых социальных обязательств государства (выплата заработной платы, пенсий, пособий). Значительное влияние на выполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы. В этих условиях в текущем году реализуется жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов. Приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; медицинское обслуживание населения; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение государственного долга. В целом, бюджет первого полугодия 2011 г. сохранил свою социальную направленность.
В свое время Министерство финансов Республики Беларусь обратилось с просьбой к Всемирному банку о предоставлении рекомендаций по проведению фискальных реформ. Рекомендации Всемирного банка сводились к следующему: сокращение расходов на аграрный сектор белорусской экономики; реформирование энергетической политики посредством реформирования тарифов и снижения государственных субсидий в эту сферу; реформирование пенсионной системы в сторону повышения пенсионного возраста и введения накопительных пенсионных счетов.
В настоящее время идет согласование и унификация статистики государственных финансов в рамках Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины. Поставлена задача гармонизации национальных бюджетных классификаций на основе международных стандартов, в частности Руководства по статистике государственных финансов Международного валютного фонда. С 1 января 2006 г. в Беларуси введены в действие новые бюджетные классификации: классификация доходов и функциональная классификация расходов бюджета республики. Это позволяет обеспечить международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь.
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета – не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик – не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга – не более 30 % объемов дохода бюджета.
- Частное учреждение образования «институт предпринимательской деятельности»
- Макроэкономика учебно-методический комплекс
- Предисловие
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- Особенности макроэкономического анализа: агрегирование, макроэкономические модели
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Методологические основы классической теории
- 2.2. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Товарный рынок в классической модели
- 2.4 Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег
- 2.5 Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов
- 3.1 Методологические основы кейнсианского подхода
- 3.2 Кейнсианская теория потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Средняя и предельная склонности к сбережению
- 3.3 Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели и способы его определения
- 3.5 Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
- 3.6. Взаимосвязь модели ad--as и кейнсианской модели доходов и расходов
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is-lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг (кривая is)
- 4.2 Равновесие денежного рынка (кривая lm)
- 4.3 Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель is – lm
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 5.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
- 5.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- 5.3 Эффективность фискальной политики
- 5.4 Бюджетный дефицит, государственный долг и проблемы их финансирования
- 5.5 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- Понятие и цели денежно-кредитной политики
- Создание денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликаторы.
- 6.3 Инструменты денежно-кредитной политики
- 6.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
- Эффективность денежно-кредитной политики
- 6.6 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочная кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
- 7.2 Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Денежное правило
- 7.3 Теория рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий
- 7.4 Теория экономики предложения. Кривая Лаффера
- Тема 8Стабилизационная государственная политика
- 8.1 Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты
- 8.2 Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь
- 8.3 Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
- Тема 9 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 9.1 Открытая экономика и ее основные взаимосвязи. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
- 9.2 Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
- 9.3 Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Тема 10 Экономический рост
- 10.1 Деловые циклы: понятие, модели
- 10.2. Понятие, показатели и факторы экономического роста.
- Подобный показатель можно рассчитать и для отдельных секторов экономики и даже для отдельных предприятий.
- 10.3 Неокейнсианские теории экономического роста. Модель Харрода-Домара
- 10.4 Неоклассические теории экономического роста. Модель р.Солоу
- 10.5 Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 11 Социальная политика государства
- 11.1 Социальная политика: содержание, направления, уровни
- 11.2 Уровень и качество жизни. Доходы населения
- 11.3 Проблема неравенства в распределении доходов. Обеспечение социальной справедливости
- 11.4 Система и механизм социальной защиты населения
- Тема 12. Трансформационная экономика
- 12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике
- 12.2 Основные направления рыночных преобразований
- 12.3 Роль государства в переходной экономике
- Примерный тематический план
- Методическое обеспечение
- Учебно-методические материалы Основная литература
- Дополнительная литература