logo
Makroekonomika_UMK_Korolchuk_A_K

Предисловие

Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина имеет важное значение в познании экономических процессов и явлений. В особой мере это относится к нынешним реалиям, когда ряд стран совершает переход от административно-командной модели социально-экономического развития к рыночной модели. Процесс этот довольно сложный и противоречивый, требующий от хозяйствующих субъектов всех уровней умения предпринимать неординарные решения и действия, стремиться к нововведениям, активизировать предпринимательскую деятельность. Эти требования объективно диктуются законами рынка, необходимостью формирования у экономических агентов современного экономического мышления.

В процессе изучения макроэкономики студенты должны осознанно понимать, что история ее развития – это история развития научных экономических школ, концепций, преобладания одних из них над другими на различных этапах общественно-экономического развития, что обусловливалось конкретными экономическими обстоятельствами и попытками этих школ всесторонне объяснить реальность и дать определенные рекомендации экономической политике. Центральный вопрос сводился к следующему: существует ли в экономике механизм, способный без всякого постороннего (в том числе и государственного) вмешательства восстанавливать нарушенное по тем или иным причинам макроэкономическое равновесие, или же решение этой проблемы невозможно без активного вмешательства государства в экономическую сферу. Дискуссии в различных интерпретациях продолжаются до сих пор в лице последователей неоклассической школы, выступающих против активного вмешательства государства в экономику, с одной стороны, и сторонников кейнсианского направления, монетаристов и «новых кейнсианцев», ратующих за самое активное вмешательство государства в экономическую жизнь, - с другой стороны. В более узком плане суть разногласий между названными школами сводится в основном к доказательству приоритетности или денежно-кредитной политики, или бюджетно-налоговой.

Изучение путей решения названных и других проблем позволяет студентам рассматривать макроэкономику, не как некую абстрактную, сугубо теоретическую дисциплину, а как науку, позволяющую осознанно, с пониманием оценивать происходящие в экономике изменения, находить оптимальные пути выхода из сложных экономических ситуаций. В особой мере это относится к трансформационной экономике, характеризующейся быстрой (по историческим меркам) сменой макроэкономической ситуации и, соответственно, определенной реакцией на эти изменения экономической политики.

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с типовой учебной программой по курсу «Макроэкономика» для высших учебных заведений.