8.2 Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь
Основные принципы государственных программ регулирования занятости населения определены в документах Международной организации труда. Их суть: добровольность занятости; равные возможности занятости для всех граждан страны; содействие трудовой мобильности; социальное партнерство, соблюдение принципа «трипартизма»; обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.
Государственное регулирование занятости может реализовываться как в пассивной, так и в активной форме. Пассивное регулирование осуществляется в форме социального страхования по случаю потери работы и в форме воспомоществования. Вторая форма применяется чаще всего по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи. Размеры выплат пособий по безработице различны в разных странах. Так, в Японии они составляют 60-80 % от заработка, во Франции – 40, в США – 50 %. В Республике Беларусь средний размер пособия по безработице составляет 80 тыс. белорусских рублей.
Активное государственное регулирование рынка труда направлено либо на повышение спроса на труд, либо на сокращение его предложения. Первый метод реализуется через меры общеэкономического характера и через меры по созданию нетипичной занятости. К общеэкономическим мерам относятся: предоставление большей свободы и самостоятельности работодателям в вопросах занятости; льготное налогообложение в отраслях, где необходимо увеличение спроса на рабочую силу; кредитные льготы для предприятий, создающих дополнительные рабочие места; предоставление дотаций при обеспечении занятости групп населения с низкой конкурентоспособностью (например, молодежь); обучение и переобучение и другие.
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются общественные работы, надомные работы, разделение рабочих мест и другие. Государственные меры по сокращению предложения труда состоят в следующем: расширение программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; увеличение пособий и продолжительности отпуска по уходу за детьми; увеличение пенсий, что означает одновременно и повышение совокупного спроса и понижение предложения труда; стимулирование досрочного выхода на пенсию; репатриация иностранных рабочих; сдерживание, а иногда и понижение реальной заработной платы.
Программы по регулированию занятости обычно в себя включают следующие положения: организация рынка труда в общенациональном масштабе; регулирование инвестиционной активности; активизация спроса на товары отечественного производства; диалог государства с профсоюзами; подавление монополистических тенденций; социальная защита от безработицы. Мероприятия, связанные с организацией рынка труда, обычно направлены на развитие рыночной инфраструктуры, повышение степени информированности населения о спросе на рабочую силу и о наличии вакантных мест.
Очень важны вопросы, связанные с социальной защитой от безработицы. Национальные системы страхования на случай потери рабочего места предполагают выплату пособий по безработице с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы за счет накопленных сумм (взносы предприятий и работников, дотации из бюджета); разовые денежные льготы (например, пособие на детей). В целом такие меры дают положительный эффект. В то же время они несут в себе и отрицательные моменты. Во-первых, такие меры лишают человека стимулов к труду, во-вторых, рост подобных государственных расходов способствует повышению рыночной процентной ставки, что снижает инвестиционную активность предпринимателей.
Неокейнсианцы считают, что оптимизировать в стране занятость можно только путем обеспечения «эффективного совокупного спроса», что приведет к увеличению спроса на рабочую силу и будет содействовать снижению безработицы. Это достигается, прежде всего, за счет общественных работ, уменьшения процентной ставки по банковским кредитам, наращивания объема государственных заказов национальным фирмам. Неоклассики считают, что рыночная экономика в состоянии сама решить все проблемы, связанные с регулированием занятости населения. Для этого необходимо, чтобы домашние хозяйства и частный бизнес адекватно воспринимали рыночные сигналы.
Отправным пунктов в повышении занятости населения является прирост частных и государственных инвестиций, что должно содействовать увеличению занятости. В соответствии с мультипликационным эффектом это вызовет рост совокупной занятости, что можно выразить формулой МL = L / L1, где ML – мультипликатор занятости; L1 – первоначальный прирост количества рабочих мест; L – общий прирост количества рабочих мест.
Особенно актуален вопрос политики занятости для стран с переходной экономикой. И тому есть ряд причин: снижается спрос на рабочую силу в ряде стран; спад производства; структурные изменения в экономике; дефицит инвестиций; сокращение дотаций из госбюджета для малорентабельных производств. Эти и другие причины обусловливают рост скрытой безработицы, расширение сферы сверхзанятости работников (поиск дополнительного «приработка»). Сказанное в определенной мере относится и к Республике Беларусь. И хотя здесь уровень безработицы составляет менее одного процента, проблема занятости продолжает оставаться достаточно важной. В республике обостряется проблема женской безработицы. В числе высвобожденных с предприятий и организаций по сокращению штатов преобладают именно женщины. Продолжает оставаться высоким уровень безработицы среди молодежи. Проблемы ее трудоустройства, адаптации на рынке труда негативно отражаются на качестве трудового потенциала страны.
Политика занятости в Республике Беларусь определена в соответствии с Законом о занятости населения. Его основные положения состоят в следующем: обеспечение равных возможностей для трудоустройства всем трудоспособным; реализация мер по предотвращению безработицы; предоставление социальных гарантий безработным; участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости во взаимодействии с государственными органами; международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Частное учреждение образования «институт предпринимательской деятельности»
- Макроэкономика учебно-методический комплекс
- Предисловие
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- Особенности макроэкономического анализа: агрегирование, макроэкономические модели
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Методологические основы классической теории
- 2.2. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Товарный рынок в классической модели
- 2.4 Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег
- 2.5 Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов
- 3.1 Методологические основы кейнсианского подхода
- 3.2 Кейнсианская теория потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Средняя и предельная склонности к сбережению
- 3.3 Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели и способы его определения
- 3.5 Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
- 3.6. Взаимосвязь модели ad--as и кейнсианской модели доходов и расходов
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is-lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг (кривая is)
- 4.2 Равновесие денежного рынка (кривая lm)
- 4.3 Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель is – lm
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 5.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
- 5.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- 5.3 Эффективность фискальной политики
- 5.4 Бюджетный дефицит, государственный долг и проблемы их финансирования
- 5.5 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- Понятие и цели денежно-кредитной политики
- Создание денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликаторы.
- 6.3 Инструменты денежно-кредитной политики
- 6.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
- Эффективность денежно-кредитной политики
- 6.6 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочная кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
- 7.2 Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Денежное правило
- 7.3 Теория рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий
- 7.4 Теория экономики предложения. Кривая Лаффера
- Тема 8Стабилизационная государственная политика
- 8.1 Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты
- 8.2 Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь
- 8.3 Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
- Тема 9 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 9.1 Открытая экономика и ее основные взаимосвязи. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
- 9.2 Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
- 9.3 Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Тема 10 Экономический рост
- 10.1 Деловые циклы: понятие, модели
- 10.2. Понятие, показатели и факторы экономического роста.
- Подобный показатель можно рассчитать и для отдельных секторов экономики и даже для отдельных предприятий.
- 10.3 Неокейнсианские теории экономического роста. Модель Харрода-Домара
- 10.4 Неоклассические теории экономического роста. Модель р.Солоу
- 10.5 Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 11 Социальная политика государства
- 11.1 Социальная политика: содержание, направления, уровни
- 11.2 Уровень и качество жизни. Доходы населения
- 11.3 Проблема неравенства в распределении доходов. Обеспечение социальной справедливости
- 11.4 Система и механизм социальной защиты населения
- Тема 12. Трансформационная экономика
- 12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике
- 12.2 Основные направления рыночных преобразований
- 12.3 Роль государства в переходной экономике
- Примерный тематический план
- Методическое обеспечение
- Учебно-методические материалы Основная литература
- Дополнительная литература