7.1. Международные финансово-кредитные институты.
Международные финансово-кредитные институты призваны осуществлять межгосударственную валютно-финансовую и кредитную политику с целью стабилизации международных финансов.
Основными международными финансово-кредитными организациями являются:
Международный валютный фонд (МВФ).
Всемирный банк.
Европейский банк реконструкции и развития.
Банк международных расчетов.
Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН в июле 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США). На конференции представителями 39 стран был принят устав МВФ и деятельность фонда началась с мая 1946 года. Непосредственно валютные операции стали проводиться с 1 марта 1947 года. [1]
Россия стала членом МВФ в июле 1992 года. В настоящее время число стран-членов МВФ составляет около 200. Штаб-квартира организации находится в Вашингтоне (США), а отделения - в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН (Нью-Йорк).
Основной миссией фонда является регулирование валютно-кредитных отношений стран-членов МВФ и оказание им финансовой помощи при валютных затруднениях путем предоставления кредитов в иностранной валюте.
Основными целями фонда являются:
расширение сотрудничества стран-членов МВФ в валютно-финансовой сфере;
поддержка стабильности валют, регулирование отношений в области валютного регулирования, устранение валютных ограничений во взаимных расчётах;
оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между странами-членами МВФ;
временное предоставление странам-членам фонда средств в иностранной валюте для решения проблем в финансово-кредитной сфере.
Высшим органом управления МВФ является совет управляющих в ведении которого входит решение следующих вопросов:
прием новых стран и исключение действующих стран-членов фонда;
внесение изменений в отдельные статьи устава;
определение и пересмотр долей стран-членов в уставном капитале;
выборы исполнительных директоров и др.
Совет управляющих делегирует ряд своих полномочий исполнительному совету (директору), который решает многие политические и административные вопросы деятельности МВФ. Число исполнительных директоров равно 24. Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников фонда в течение пяти лет.
Финансовые ресурсы МВФ образуются за счет капитала фонда и заемных средств. Капитал формируется за счет взносов стран-членов, проводимых по подписке. Каждая страна-член имеет квоту, которая зависит от объема ВВП, суммы текущих операций платежного баланса и размера официальных золотовалютных резервов. Капитал фонда в настоящее время превышает 300 млрд долл.
Заемные средства МВФ привлекаются в соответствии с Генеральным соглашением о займах, заключенным между центральными банками ведущих стран и фондом об открытии кредитной линии. Кроме того, МВФ прибегает к займам у ряда стран на двусторонней основе и у Банка международных расчетов.
МВФ осуществляет кредитование стран-членов в иностранной валюте для покрытия дефицитов платежных балансов, поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики. Фонд проводит операции только с официальными органами стран-членов. За счет собственных ресурсов МВФ представляет разнообразные виды кредитов на различных условиях.
За счет других источников фонда оказывается льготная помощь наименее развитым странам с помощью механизма расширения финансирования структурной перестройки.
Предоставление кредитов со стороны МВФ обусловливается выполнением определенных политических и экономических условий. Тем самым фонд оказывает воздействие на выбор пути развития страны-заемщика, расстановку социально-политических сил, согласование экономической политики.
Группа Всемирного банка представляет собой специализированное учреждение ООН включающее:
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
- Международную ассоциацию развития (МАР);
- Международную финансовую корпорацию (МФК);
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).
Ведущей организацией в группе является Международный банк реконструкции и развития (МБРР), учрежденный Бреттон-Вудским соглашением в 1944 году. [11]
Целями МБРР являются:
- содействие реконструкции и развитию территории стран-членов банка за счет поощрения капиталовложений на производственные цели;
- стимулирование частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий, участия в займах и прямых инвестициях производственного и финансового характера;
- содействие росту международной торговли, поддержание сбалансированности платежного баланса.
Финансовые ресурсы банк формирует в основном за счет паевых взносов стран-участниц.
Кредиты выдаются либо правительствам государств, либо под их гарантию частным инвесторам.
Международная ассоциация развития (МАР) была создана в 1960 году для льготного кредитования развивающихся стран. МАР выдает кредиты правительствам стран-участниц на срок от 35 до 40 лет на беспроцентной основе, взимая только плату за административные издержки в размере 0,5% годовых. Финансовые ресурсы МАР формируются за счет взносов развитых стран и трансферта прибыли МБРР. В связи с этим кредитование многих проектов МАР осуществляется совместно с МБРР. Страны-члены МБРР имеют право вступить в МАР.
Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 году для стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся государств. Финансовые ресурсы МФК формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. При кредитовании особый упор делается на отбор и анализ проектов. Это связано с тем, что МФК не требует правительственных гарантий страны-заемщика, а берет все риски на себя. Кредиты МФК предоставляет на срок от 7 до 15 лет.
Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 году с целью стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. Основной задачей, стоящей перед МАГИ, является обеспечение гарантий различных форм инвестиций путем страхования некоммерческих рисков. Срок гарантий – 15-20 лет, покрывающих до 90% объемов инвестиций.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) представляет собой международную организацию, созданную в 1990 г. на основе Соглашения между 40 странами-учредителями. Штаб-квартир ЕБРР находится в Лондоне. [39] Основной целью ЕБРР является содействие реформам в европейских постсоциалистических странах, направленных на формирование рыночных отношений, развитие частной и предпринимательской инициативы.
Деятельность Банка направлена на решение следующих задач:
- стимулирование развития частного сектора экономики путем мобилизации для этого иностранного и местных капиталов;
- инвестирование в производственную, финансовую и сферу услуг для поддержки частной инициативы;
- стимулирование развития и расширения национальных рынков капиталов;
- оказание поддержки, технического содействия для подготовки и реализации экономически выгодных проектов и ряд других.
Финансовые ресурсы ЕБРР сформированы за счет акционерного капитала (около 20 млрд евро) и распределенного среди стран-участниц.
Формы деятельности ЕБРР разнообразны, направлены на рыночные преобразования и включают:
предоставление кредитов на развитие производства;
инвестирование в капитал;
предоставление гарантий и оказание содействия в размещении ценных бумаг;
размещение ресурсов фондов в соответствии с их целевым назначением и др.
Наряду с мировыми валютно-финансовыми учреждениями активно функционируют региональные банки развития. Они образованы в связи с необходимостью решения региональных проблем, развития регионального сотрудничества и экономической интеграции.
Основными региональными банками являются:
- Межамериканский банк развития (МаБР) со штаб-квартирой в Вашингтоне;
- Американский банк развития (АзБР), располагающийся в Маниле (Филиппины).
Финансовые ресурсы банков образуются путем формирования уставных капиталов и привлечения заемных средств с мировых рынков капиталов путем выпуска и размещения облигаций. Условия предоставления и объемы кредитов, выдаваемые банками развития, различны и зависят от размера имеющихся ресурсов. Льготные кредиты выдаются по ставке от 1 до 4% годовых.
В Европе также функционирует ряд региональных валютно-кредитных и финансовых организаций (Европейский инвестиционный банк (1958г.), Европейский фонд развития (1958г.), Европейский фонд регионального развития (1975г.) и др.).
Банк международных расчетов (БМР) является первым межгосударственным банком. Создан в Базеле (Швейцария) в 1930 году на основе межправительственного Гаагского соглашения шести государств (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Бельгия, Япония) и группы американских коммерческих банков во главе с банкирским домом Моргана для облегчения расчетов по репатриационным платежам Германии и военным долгам.
В настоящее время в основе БМР – 34 страны–члена, он выполняет функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран.
Банк международных расчетов выполняет следующие операции:
- прием правительственных вкладов;
- купля-продажа и хранение золота;
- депозитно-ссудные операции с центробанками;
- операции с валютой, ценными бумагами и ряд других.
Источниками финансовых ресурсов является уставной капитал (около 1,5 млрд золотых швейцарских франков) и краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте, которые банк размещает на рыночных условиях в других банках.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1. Финансы и их сущность
- 1.1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
- 1.2. Финансовая политика
- I. Комплекс мероприятий, обеспечивающих переход к рыночной экономике
- II. Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией
- III. Социальная поддержка населения
- 1.3. Управление финансами
- 1.4. Финансовое планирование и прогнозирование
- 1.5 Финансовый контроль
- 1.5.1. Сущность финансового контроля
- 1.5.2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля
- 1.5.3.Основные виды государственного финансового контроля и органы, его осуществляющие
- 1.5.4. Негосударственный финансовый контроль
- Выводы по главе 1
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Финансовая система
- 2.1. Финансовая система, её функции и звенья
- 2.2. Финансовые потоки на макроуровне
- 2.3. Государственные и территориальные финансы. Государственный бюджет и внебюджетные фонды
- 2.3.1. Основные функции государственных финансов
- 2.3.2. Государственный бюджет. Сущность и принципы построения бюджетной системы рф
- Классификация доходов бюджета
- Классификация расходов бюджета
- Классификация государственных долгов рф и субъектов рф
- Контроль за исполнением бюджета
- 2.3.3. Внебюджетные фонды
- 2.4. Финансы населения
- 2.4.1. Роль и значение финансов населения
- 2.4.2. Структура доходов граждан.
- 2.4.3. Денежные расходы граждан.
- Выводы по главе 2
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Финансы предприятий и организаций
- 3.1. Финансовые ресурсы предприятий. Финансы реального сектора экономики
- 3.1.1. Содержание финансовых отношений предприятий
- 3.1.2. Организация и структура финансовой службы на предприятии
- 3.1.3 Финансовое планирование на предприятии
- Текущее финансовое планирование
- I. Доходы и поступления средств
- II. Расходы и отчисления средств
- Оперативное финансовое планирование
- 3.2. Корпоративные (предпринимательские) финансовые риски
- 3.3. Финансовый менеджмент
- По финансированию деятельности предприятия
- По финансовой стороне эксплуатации активов
- По осуществлению стратегии финансового менеджмента
- По осуществлению тактики финансового менеджмента
- По сочетанию стратегии и тактики
- По внутреннему финансовому контролю
- Выводы по главе 3
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Финансовые рынки
- 4.1. Финансовый рынок, сущность и функции
- 4.2. Кредитный рынок
- 4.3. Рынок ценных бумаг
- 4.3.1. Основные задачи и функции рынка ценных бумаг
- 4.3.2. Виды ценных бумаг и их характеристика
- 1. Акции
- 2. Облигации
- 3. Государственные казначейские обязательства (гко)
- 4. Сберегательные и депозитные сертификаты
- 5. Вексель
- 6. Опцион
- 7. Фьючерс.
- 8. Варрант
- 4.4. Валютный рынок
- Выводы по главе 4
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Кредит и кредитные отношения
- 5.1. Нобходимость, сущность, функции и роль кредита
- 5.2. Формы и виды кредита. Принципы кредитования
- 5.3. Роль ссудного процента в системе кредитных отношений и источники его уплаты
- 5.4. Основы функционирования ссудного процента и его границы
- Выводы по главе 5
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Банковская система
- 6.1. Кредитная система: сущность и элементы
- 6.2. Банковская система россии: структура, этапы развития
- 6.3. Центральный банк и его функции
- 6.4. Коммерческие банки и их функции
- 6.5. Особенности деятельности небанковских финансово-кредитных институтов
- Вводы по главе 6
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Международные банковские системы
- 7.1. Международные финансово-кредитные институты.
- 7.2. Банковские системы отдельных стран
- Банковская система Великобритании
- Банковская система Швейцарии
- Банковская система Германии
- Кредитная система сша
- Банковская система Японии
- Выводы по главе 7
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Список использованной и рекомендуемой литературы
- Финансы и кредит