logo search
Otvety_na_GOSy

8. Основные источники доходов, направления расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации

Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду при­чин не участвующих в трудовом процессе, призван государствен­ный Фонд социального страхования, действующий в соответст­вии с Указом Президента от 07.08.92 г. и с Положением о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Пра­вительства РФ от 12.02.94 г. Фонд социального страхования РФ (ФСС) управляет средствами государственного социального стра­хования РФ.

Блок-схема финансовых потоков ФСС РФ

Денежные средства фонда — государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, дру­гих фондов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты ре­гиональных и центральных отраслевых отделений ФСС, отчеты об их исполнении, после рассмотрения правлением ФСС, утвер­ждаются председателем ФСС.

Основные задачи ФСС:

• обеспечение гарантированных государством пособий по вре­менной нетрудоспособности, по беременности и родам, при ро­ждении ребенка, ;на погребение, на санаторно-курортное лече­ние и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, преду­смотренные законодательством;

• участие в разработке и реализации государственных про­грамм по охране здоровья работников, мер по совершенствова­нию социального страхования;

• осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчи­вость ФСС;

• разработка совместно с Министерством труда РФ и Мини­стерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страхо­вых взносов на государственное социальное страхование;

• организация работы по подготовке и повышению квалифи­кации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и на­селения по вопросам социального страхования;

• сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Ресурсное обеспечение ФСС осуществляется с меньшими про­блемами, чем у Пенсионного фонда. Причины этого в меньшем контингенте «пользователей» Фонда, а также в самом механизме формирования и использования преобладающей части средств. Около 70% ФСС остается в распоряжении плательщиков. Выплата большинства пособий на предприятиях и в организациях в доста­точной степени гарантируют финансовую прочность фонда. Вме­сте с тем привлекательность коммерческого использования вре­менно свободных денежных средств стала одной из причин возникновения неплатежей, в том числе и во внебюджетные со­циальные фонды.

Средства ФСС образуются за счет:

- страховых взносов;

• доходов от инвестирования части временно свободных средств ФСС в ликвидные государственные ценные бумаги и бан­ковские вклады (помещение этих средств ФСС в банковские вкла­ды производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете ФСС на соответствующий период);

• добровольных взносов граждан и юридических лиц, поступ­лений иных финансовых средств, не запрещенных законодатель­ством;

• ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и ком­пенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Черно­быльской АЭС или радиационных аварий на других атомных объ­ектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других, установленных законом случаях;

• прочих доходов.

В структуре доходов ФСС около 90% составляют страховые взносы.

Средства фонда направляются на :

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1.5 лет, а также социального пособия на погребение;

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, в т.ч. расходы на лечебное питание;

частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровитель­ные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

оплату проезда к месту лечения и обратно;

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;

проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

В расходах бюджета ФСС основной удельный вес приходится на выплату пособий, а также на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей.

Большая часть выплат из ФСС идет на оплату больничных лис­тов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы. С целью большей ответственности и обосно­ванности устанавливаемых диагнозов правительство предложило ввести ряд ограничений на выплаты в связи с временной нетру­доспособностью. Эта мера направлена на сокращение неоправданных выплат и льгот. Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей, на предприятия. Тарифы уста­новлены одинаковые для всех независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе го­воря, у работодателя отсутствует экономическая заинтересован­ность в снижении страховых рисков и, следовательно, объемов выплат. В случае финансового неблагополучия предприятий, а то и их ликвидации работники лиша­ются источников гарантированных социальных выплат.