logo
Otvety_na_GOSy

26. Сущность, содержание дефицита бюджета, источники его финансирования

Бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над его доходами. Важной характеристикой государственного бюджета является соотношение дохо­дов и расходов. Периоду классического капитализма была присуща тенденция к их сбалансированию (установлению равновесия между поступлениями и затратами). На­пример, бюджеты таких стран, как Великобритания и США, отличались высокой ус­тойчивостью, что объясняется относительно высокими темпами экономического роста и небольшим удельным весом непроизводительных военных расходов. Но резкое воз­растание экономической роли государства и огромное увеличение его расходов при­вели к хроническому бюджетному дефициту (превышению затрат над поступле­ниями). Этот дефицит стал злободневной национальной проблемой.

Причиной появлений бюджетного дефицита, как видно из определения, является превышение расходов над доходами. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промыш­ленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП. Однако увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы. Отсюда – хронический дефицит, который растет не только в абсолютных размерах, но и относительно.

На первый взгляд, очевидно, что нормальным состоянием всех видов бюджетов является равенство доходов и расходов. Должен ли государственный бюджет быть ежегодно сбалансированным? Как это ни покажется парадоксальным, ответ будет отрицательным. Объясняется это тем, что государственный бюджет должен отражать циклическое движение экономики. Проводимая государством антициклическая фискальная по­литика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете. Во время производственного спада бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо. То есть при бухгалтерском приравнивании доходов и рас­ходов бюджет сводится с дефицитом – расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы. В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. Существен­ное превышение доходов над расходами является следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части до­ходов на фазе бума способствует снижению «перегрева» экономики. Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую, антикризисную политику, кото­рая призвана «гасить» экономические колебания. Более того, ежегодно уравновешен­ное соотношение государственных доходов и расходов усилит циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В пе­риод спекулятивного бума инфляция усилится. Значит, очевидно: ежегодно сбалансированный бюджет не является «нейтральным» по отношению к экономическим колебаниям; государственный бюджет целесообразно балансировать на циклической основе, то есть с положительным сальдо при буме и отрицательным – при спаде производства.

Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промыш­ленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

Однако увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы. Отсюда – хронический дефицит, который растет не только в абсолютных размерах, но и относительно.

Не означает ли это, что государство с бюджетным дефицитом попадает в положе­ние банкрота, не способного оплатить свои расходы? Нет, потому что оно имеет не­сколько источников для покрытия своего дефицита. К их числу относятся:

печатание новых денег, что, разумеется, порождает инфляцию;

неналоговые поступления, например, доходы от иностранного туризма (в мире в целом они составляют 6 % ВНП, в России менее 1 %);

внешний долг – международный кредит, получивший в современных условиях очень широкое развитие. Крупными должниками являются не только слабораз­витые, но и развитые страны;

внутренний долг – государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и на­селению. К их числу относятся государственные облигации (обязательство вы­платить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначей­ские обязательства (краткосрочные – до одного года – казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство вы­купает его обратно.

Причина бюджетного дефицита в превышении расходов над доходами. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промыш­ленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП. Однако увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы.

Последствием бюджетного дефицита, зачастую, является государственный кредит. Государственный кредит — совокупность экономических от­ношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридиче­скими лицами — с другой, при которых государство высту­пает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.