logo
Otvety_na_GOSy

29. Сущность, содержание, значение Казначейской системы исполнения федерального бюджета, структура органов казначейства

Правовая основа создания и деятельности органов федераль­ного казначейства Российской Федерации определена в Указе Президента РФ от 08.12.92 г. № 1556 и в Положении о федераль­ном казначействе. Процесс формирования и развития органов фе­дерального казначейства нельзя назвать быстрым. Это объясняется наличием не только сторонников, но и противников создания новой структуры исполнительной власти, которой делегированы большие полномочия по управлению бюджетными потоками, что затрагивает интересы многих органов и структур, а именно:

• министерства и ведомства, или главные распорядители средств федерального бюджета, утрачивают возможность осуще­ствлять управление денежными потоками по счетам средств бюд­жета; за ними остается только право распределения лимитов фе­дерального бюджета по подведомственной сети;

• непосредственные бюджетополучатели средств на террито­рии попадают под жесткий контроль за целевым и эффективным расходованием средств федерального бюджета;

• из коммерческих банков повсеместно изымаются счета по доходам и средствам федерального бюджета, на которых находи­лись значительные, если не основные, денежные средства, ис­пользуемые в обороте. Операции по движению денежных средств федерального бюджета по счетам в банках начинают контролиро­ваться по срокам прохождения;

• органы исполнительной власти субъектов РФ, получающие дотации, субвенции, кредиты, займы, трансферты и другие сред­ства из федерального бюджета утрачивают возможность единоличного принятия решений о фактическом расходовании средств не в соответствии с их назначениями.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что органы федерального казначейства, представляя интересы государства, ставят под контроль действия участников процесса исполнения федерального бюджета. Органы федерального казначейства представляют собой еди­ную централизованную систему, созданную по территориально­му принципу и входящую в состав Министерства финансов РФ. Структура территориальных органов казначейства является трех­уровневой:

I уровень — Главное управление федерального казначейства (ГУФК), возглавляется начальником в ранге заместителя Мини­стра финансов. Осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Информирует высшие исполнительные и законода­тельные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства, получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с дейст­вующим законодательством.

II уровень — Управления федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным обра­зованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляется на­чальником, назначаемым на должность и освобождаемым началь­ником ГУФК. Обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доход­ной части и расходовании средств федерального бюджета.

III уровень — Отделения федерального казначейства по горо­дам, районам и районам в городах (кроме городов районного под­чинения) (ОФК) возглавляются начальниками, назначаемыми и освобождаемыми от должности начальником УФК. Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на терри­тории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Обеспечивают учет операций по движению средств на счетах казначейства и представляют вышестоящим органам казначейства информацию об исполнении доходов и рас­ходов бюджета на территории.

Все органы федерального казначейства — юридические лица, относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативными докумен­тами, утвержденными Президентом, Правительством, Министер­ством финансов РФ или по согласованию с ним. Следует подчерк­нуть, что любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руко­водящими для органов казначейства. Отсюда следует, что любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осу­ществлены органами казначейства только на основании докумен­тов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполне­ния федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненад­лежащими документами органы федерального казначейства не вправе.

Основная за­дача казначейства — организация и осуществление контроля за исполнением федерального (республиканского) бюджета РФ и федеральных внебюджетных фондов. На казначейство возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюдже­тами разных уровней в соответствии с установленными законода­тельством нормативами (процентными отчислениями). Кроме то­го, казначейские органы осуществляют (совместно с другими финансовыми органами) сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов и представляют отчетные данные в высшие представительные и исполнительные органы го­сударственной власти и управления о финансовых операциях Пра­вительства РФ по федеральному бюджету РФ, о федеральных вне­бюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управляют и обслуживают совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственный внутрен­ний и внешний долг РФ; управляют доходами и расходами феде­рального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейст­ва в банках, исходя из принципа единства кассы; прогнозируют объемы государственных финансовых ресурсов; разрабатывают ме­тодологические и инструктивные материалы по вопросам, отно­сящимся к компетенции казначейства; ведут операции по учету государственной казны РФ.

Бюджет государства утверждается на финансовый год и явля­ется законом. Федеральный бюджет имеет две основные состав­ляющие:

• доходная часть — формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговых поступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами и нерезидентами Рос­сийской Федерации, в соответствии с налоговым законодатель­ством;

• расходная часть — формируется исходя из планируемых объ­емов поступления доходов и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.

Исполнение федерального бюджета возложено на органы фе­дерального казначейства, функциями и задачами которых явля­ются:

• учет налогов и платежей, поступивших в доход федерально­го бюджета на счета казначейства в банках;

• распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;

• возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или из­лишне уплаченных;

• учет» льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщи­кам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;

• взаимные расчеты между бюджетами различного уровня по отдельным постановлениям и решениям уполномоченных орга­нов;

• доведение лимитов и осуществление финансирования рас­порядителей средств федерального бюджета;

• обеспечение целевого и эффективного расходования средств путем предварительного, текущего и последующего контроля;

• управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах).