logo
Otvety_na_GOSy

67. Основные вспомогательные бюджеты, используемые в финансовом планировании организаций

Помимо операционных и финансовых бюджетов в организации могут использоваться вспомогательные бюджеты. Среди вспомогательных бюджетов наибольшее значение имеют план капитальных (первоначальных) затрат (иногда его называют инвестиционным бюджетом) и кредитный план (план привлечения финансовых ресурсов). Их назначение заключается в более тщательном планировании динамики активов бизнеса, определении системы условий и ограничений, которая может быть установлена для данного бизнеса.

При наличии каких-либо инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период разрабатывают соответствующие планы капитальных затрат и составляют заявку на внешнее финансирование.

Инвестиционные потребности организации включают как текущие закупки оборудования для обеспечения производственной программы краткосрочного бюджетного периода, так и долгосрочные проекты капитального строительства, по длительности освоения средств, охватывающие ряд краткосрочных периодов. Инвестиции представляют собой затраты на создание, увеличение размеров, а также на приобретение внеоборотных активов, не предназначенных для перепродажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других предприятий. Как правило, инвестиции осуществляются в форме капитальных вложений, под которыми понимаются инвестиции в основные средства, в том числе затраты на новое строительство, приобретение машин, оборудования, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Бюджетирование инвестиционной деятельности — это процесс составления оперативных планов, разрабатываемых в рамках определенного периода (месяц, квартал, год, 3 года или 5 лет) для обеспечения финансовыми ресурсами инвестиционной деятельности компании. Инвестиционный бюджет компании (ИБ) — это план инвестиционной деятельности, выраженный в финансовых и количественных показателях и отражающий капитальные затраты и долгосрочные финансовые вложения на бюджетный период. Инвестиционный бюджет является финансовым обеспечением инвестиционной программы предприятия (совокупности всех утвержденных инвестиционных проектов). Он служит целям повышения эффективности управления инвестиционным процессом и является важным источником информации для разработки как бизнес-плана в целом, так и планов маркетинга, планов производства и финансового плана.

Инвестиционный бюджет обычно формируется в четырех формах:

1) для целей оплаты — БДДС (Бюджет движения денежных средств) по инвестиционной деятельности;

2) для целей отражения объектов инвестирования по бухгалтерскому учету — бюджетный баланс;

3) для прогнозирования финансового результата и отдачи вложений — БДР (Бюджет доходов и расходов);

4) для сопряжения инвестиционных расходов и производственного цикла — план-график инвестиций.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) составляется для управления платежеспособностью, интеграции финансовых потоков и эффективного размещения свободных денежных средств. В БДДС содержатся сведения о планируемых входящих и исходящих денежных потоках. Он составляется с целью планирования и контроля чистого денежного потока, определения места аккумулирования свободных денежных средств, предупреждения возможных кассовых разрывов, для расчета потребности в заемных средствах.

Бюджетный баланс составляется с целью планирования состояния активов и пассивов предприятия, оценки на тот или иной момент времени ключевых показателей компании, таких, как финансовая устойчивость, рентабельность капитала, оборачиваемость активов и др. Бюджетный баланс инвестиционного проекта позволяет оценить рентабельность вложенных в проект средств, самоокупаемость проекта и его финансовую независимость от основного бизнеса компании, оборачиваемость активов и материалов, используемых в инвестиционном цикле и многое другое.

Бюджет доходов и расходов (БДР) составляется для планирования финансового результата, контроля над показателями прибыли, управления себестоимостью продукции и предотвращения неэффективных расходов в отчетном периоде. Бюджет доходов и расходов показывает соотношение всех доходов от реализации в плановый период со всеми видами расходов, которые планирует понести компания в этот же период. БДР формируется при планировании всех видов деятельности предприятия для обеспечения их необходимыми ресурсами, является основой для управленческих решений в кратко-, среднесрочной перспективе, а также является базой для разработки стратегических решений. Главный смысл БДР — показать эффективность хозяйственной деятельности компании в целом.

Показатели по инвестиционной деятельности отражаются в БДР в расходной части как величина, финансируемая за счет авансированного капитала (собственного капитала), нераспределенной прибыли (добавочного капитала) компании или привлеченных средств.

План-график инвестиций — это основа бюджета инвестиционного проекта. Он позволяет сопоставить график инвестиционных расходов и производственный (инвестиционный) цикл компании, скорректировать график закупки оборудования, материалов, строительства, расходования средств на оплату труда. Его цель — контроль за тем, чтобы необходимые для поступательного развития инвестиционного проекта ресурсы приходили точно в необходимый срок: не раньше (что ведет к нерациональному использованию активов, уменьшению совокупных показателей оборачиваемости и рентабельности активов компании) и не позже (что ведет к задержкам, срыву сроков завершения проекта и опять же — снижению рентабельности вложенных средств). Грамотно и точно расписанный план-график инвестиций служит основой как БДДС, так и БДР и баланса инвестиционного проекта.

Как построить систему управленческого учета и бюджетирования инвестиционной деятельности для принятия оперативных и стратегических решений? Прежде всего необходимы следующие составляющие:

1) схемы основных процессов компании (производственного, технологического, информационного, инвестиционного, финансового);

2) методологическая база управленческого учета инвестиционной деятельности (внутренние регламенты, положения, методические рекомендации, учетная политика и т.п.);

3) инвестиционная программа (совокупности всех инвестиционных проектов компании);

4) система бюджетов;

5) формы управленческого учета (утвержденные и единые формы учетных документов для планирования, контроля и анализа инвестиционной деятельности);

6) квалифицированный персонал;

7) современные информационные технологии.

При составлении бюджета капитальных затрат можно определить их по структурным подразделениям компании. Для этого определяется, какие виды затрат будут финансироваться за счет компании (централизованно), а какие — в рамках отдельного бизнеса. При составлении бюджета капитальных затрат целесообразно разделять денежную и неденежную части. Денежная часть — капитальные затраты, финансируемые за счет внешних и внутренних источников денежных средств, и поэтому будут составлять часть бюджета движения денежных средств. Неденежная часть — это затраты на машины, оборудование и т.п., которые вносятся в бизнес партнером, инвестором, вышестоящей организацией в натуральном виде.

Составление производственных и финансовых планов требует обязательного участия в кредитном планировании (КП). Кредитные планы согласуются с производственно-финансовыми планами предприятий и фирм. Кредитные планы связаны с планами производственного и социального развития как по линии формулирования ресурсов, так и в части направления кредитов. Целью КП является поддержание пропорций, заложенных в планах социально-экономического развития и содействия решению поставленных планов и задач.

Кредитный план – это стоимостной баланс, отражающий мобзацию (Переход от активного внедрения к естественному проведению реорганизации) банками денежных ресурсов направляемых на удовлетворение потребности в заемных средствах государства, частных, смешанных предприятий и населения.

Кредитный план состоит из активной и пассивной частей. В пассивной части предусматривают кредитные ресурсы, а в активной их размещение.

Ресурсы

Направление ресурсов

1.собственные средства банков

1.краткосрочные кредитные вложения

2.средства государственного бюджета

2.долгосрочные кредитные вложения

3.средства предприятий и организаций

3.использование кредитных ресурсов

4.средства в расчетах

4.вложения в иностранные операции

5.средства профсоюзных, общественных и других организаций

5.вложения в расчеты по размерам в ценах на с/х продукцию

6.средства страховых компаний

6.кредиты под материальные ресурсы

7.вклады населения

7.направление средств в фонд регулирования кредитных ресурсов банковской системы

8.деньги в обращении

8.производственные активы

9.средства привлеченные по иностранным операциям

9.резерв НБУ

10.фонд долгосрочного кредитования

11.средства для кредитования материальных ресурсов

12.прочие пассивы.

Вспомогательные бюджеты нужны для подготовки исходной информации, необходимой для составления основных бюджетов, или обработки итоговой информации основных бюджетов, для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного налогообложения (бюджет труда, бюджет налогов, бюджет коммунальных услуг, бюджет погашения кредита и пр.).

Вспомогательные бюджеты нужны прежде всего для увязки натуральных показателей планирования (кг, шт.) со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов. Если набор основных бюджетов является обязательным (для серьезной постановки не только финансового планирования, но в целом финансового менеджмента в компании), то состав вспомогательных бюджетов может определяться руководителями предприятия или фирмы прежде всего исходя из характера стоящих перед ним целей и задач, специфики бизнеса, а также уровня квалификации работников финансовых и планово-экономических служб, степени методической, организационной и технической готовности предприятия или фирмы.

Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения. Набор специальных бюджетов, как и операционных, может определяться самостоятельно руководителями предприятия или фирмы в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.