27. Сущность, содержание государственного долга, методы управления
Статья 97. Государственный долг Российской Федерации К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.
Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации
1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.
2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).
4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Под управлением государственным долгом на микроуровне понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.
В процессе управления государственным долгом можно выделить такие функциональные элементы, как:
• непосредственное управление, включающее определение порядка, условий выпуска и размещения государственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем (в виде еврооблигаций) рынках, а также установление порядка привлечения иностранных кредитов;
• обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;
• контроль за состоянием государственного долга. Таким образом, регулирование государственной задолженности может осуществляться на институциональном, техническом и собственно экономическом и др. уровнях в зависимости от того, что выступает объектом регулирования: законодательная база, технические характеристики долговых обязательств (доходность, сроки обращения и т. п.), или регулирование происходит косвенно, за счет воздействия на макро- и микроэкономические рычаги управления народным хозяйством. От методов и результатов такого регулирования во многом зависит, будет государственный долг бременем или стимулом для экономического развития.
К основным методам государственного регулирования относятся:
1) рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Активно эта мера применяется при выплате процентов по внешней части государственного долга. При этом непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность;
2) конверсия — изменение доходности займов. Обычно государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государственного долга;
3) консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных государственных займов;
4) унификация — объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Данная мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства;
5) отсрочка погашения займа. Проводится в тех случаях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов становится финансово неэффективным. Это происходит в тот момент, когда большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашение ранее выпущенных займов. В таких случаях объявляется отсрочка погашения займов, отличающаяся от консолидации тем, что при этом не только увеличиваются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов;
6) аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по государственному долгу в целом).
Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним долгом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.
В практике управления государственной задолженностью сложился несколько иной подход. Цели, порядок и условия привлечения кредитов при этом обсуждаются как минимум на двусторонней основе, и решения по пересмотру ранее выданных кредитов также принимаются с участием как заемщика, так и кредитора.
Важную роль в данном случае приобретают переговоры (равно как и организации, в рамках которых они проходят) по переоформлению (реорганизации, консолидации, рефинансированию) долга. К обсуждению проблемы привлекаются все кредиторы данной страны, и условия переноса сроков погашения задолженности или рефинансирования платежей на ее погашение являются абсолютно единообразными.
В настоящее время широкое распространение приобрела практика реструктуризации долга. В процессе управления государственным долгом решаются такие основные задачи, как:
• оптимизация размера долга;
• недопущение переполнения рынка заемными государственными обязательствами и значительных колебаний их курса;
• обеспечение своевременного возврата кредитов;
• эффективное использование мобилизованных государством средств;
- 1. Сущность, функции, значение финансов в системе денежных отношений
- 2. Финансовая система рф, ее звенья
- 3. Сущность, содержание финансовой политики государства
- 4. Сущность, содержание, значение финансового контроля, его виды
- 5. Сущность, содержание, роль, значение таможенной системы Российской Федерации
- 6. Сущность, содержание международных финансовых отношений
- 7. Основные источники доходов, направления расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации
- 8. Основные источники доходов, направления расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации
- 9. Основные источники доходов, направления расходования средств федерального и территориальных фондов омс рф
- 10. Сущность, содержание, значение, функции денег
- 11. Наличный денежный оборот, закон денежного обращения
- 12. Сущность, содержание системы безналичных расчетов, формы безналичных расчетов
- 13. Сущность, причины, виды, методы регулирования инфляции
- 14. Сущность, содержание валютной системы, валютных отношений
- 15. Сущность, содержание кредитных отношений, виды кредитов, принципы кредитования
- 16. Банковская система Российской Федерации, ее элементы, правовые основы регулирования
- 17. Цель, задачи, функции, структура центроБанка России
- 18. Денежно-кредитная политика государства
- 19. Активные банковские операции кредитных организаций
- 20. Пассивные банковские операции кредитных организаций
- 21. Порядок формирования доходов, расходов, прибыли кредитных организаций в Российской Федерации
- 22. Структура Бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения
- 23. Роль, значение, функции, основные понятия и термины Бюджетного кодекса Российской Федерации
- 24. Классификация доходов бюджетов российской федерации
- 25. Классификация расходов бюджетов российской федерации
- 26. Сущность, содержание дефицита бюджета, источники его финансирования
- 27. Сущность, содержание государственного долга, методы управления
- 28. Сущность, содержание бюджетного процесса в Российской Федерации
- 29. Сущность, содержание, значение Казначейской системы исполнения федерального бюджета, структура органов казначейства
- 30. Организация казнайческого исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
- 31. Простые, сложные ставки ссудных процентов
- 32. Цели, задачи, стратегия и тактика финансового менеджмента организации
- 33. Производственный, финансовый леверидж. Оценка порога рентабельности, запаса финансовой прочности организации
- 34. Источники формирования и воспроизводства основных средств организации
- 35. Управление материально-производственными запасами организации
- 36. Управление дебиторской задолженностью организации
- 37. Управление кредиторской задолженностью организации
- 38. Управление денежными средствами организации
- 39. Сущность, содержание, правовые основы антикризисного управления организацией.
- 40. Признаки банкротства. Классификация процедур банкротства.
- 41. Ликвидность активов. Платежеспособность организаций.
- 42. Понятие, показатели оценки финансовой устойчивости организаций.
- 43. Понятие, показатели оценки деловой активности организации.
- 44. Понятие, показатели оценки рентабельности организации
- 45. Сущность, содержание, роль налоговой системы в формировании доходов бюджетов Российской Федерации
- 46. Сущность, содержание налога, сбора, виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 47. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на прибыль в Российской Федерации
- 48. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
- 49. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на имущество юридических и физических лиц в Российской Федерации
- 50. Сущность, содержание, значение налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
- 51. Таможенные платежи, таможенная стоимость товара
- 52. Пути оптимизации налогообложения организаций
- 53. Сущность, содержание, функции, принципы организации финансов организаций
- 54. Финансовые ресурсы, капитал организаций
- 55. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в рф
- 56. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в Российской Федерации
- 57. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с Налоговым кодексом рф
- 58. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с нк рф
- 59. Финансовые результаты, порядок формирования конечных финансовых результатов организации
- 60. Понятие, содержание, основные элементы бюджетной системы управления организацией
- 61. Основные виды бюджетов, используемые в финансовом планировании организаций
- 62. Содержание, структура и назначение бюджета доходов и расходов организаций
- 63. Содержание, структура и назначение бюджета движения денежных средств организаций
- 64.Содержание, структура и назначение бюджета по балансовому листу организаций
- 65.Содержание, структура и назначение инвестиционного бюджета организаций
- 66. Основные операционные бюджеты, используемые в финансовом планировании организации
- 67. Основные вспомогательные бюджеты, используемые в финансовом планировании организаций
- 68. Амортизационная политика организаций
- 69. Понятие, состав, виды денежной оценки, показатели эффективности использования основных фондов
- 70. Понятие, виды себестоимости продукции. Состав затрат по элементам
- 71. Понятие и показатели производительности труда, резервы ее роста
- 72. Сущность, содержание, значение инвестиций для организаций в рф
- 73. Субъекты инвестиционной деятельности , финансовые институты, типы инвесторов
- 74. Критерии, методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 75. Источники, методы финансирования инвестиционных проектов (ип) в рф
- 76. Сущность, содержание, виды лизинга
- 77. Проектное финансирование
- 78. Венчурное финансирование
- 79. Иностранные инвестиции, государственное регулирование иностранных инвестиций в рф
- 80. Понятие и формы страхования, классификация страхования по объектам
- 81. Доходы, расходы, финансовый результат страховой организации
- 82. Понятие, состав страховых резервов страховой организации
- 83. Инвестиционная деятельность страховой компании
- 84. Платежеспособность страховой организации
- 85. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рф
- 86. Характеристика основных подотраслей личного страхования
- 87. Страхование транспортных средств по программе каско в рф
- 88. Классические виды ценных бумаг, их характеристика
- 90. Производные ценные бумаги, их характеристика
- 90. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг
- 91. Организационная структура, функции фондовой биржи
- 92. Система, законодательно-правовая база государственного регулирования рынка ценных бумаг
- 93. Структура и тенденции развития рынка ценных бумаг рф