logo
Otvety_na_GOSy

27. Сущность, содержание государственного долга, методы управления

Статья 97. Государственный долг Российской Федерации К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса.

Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации 

1. Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) государственным гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

3. Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

4. В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;

5) объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3) объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Под управлением государственным долгом на микроуровне понимается совокупность мероприятий, связан­ных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.

В процессе управления государственным долгом мож­но выделить такие функциональные элементы, как:

• непосредственное управление, включающее опреде­ление порядка, условий выпуска и размещения государ­ственных долговых обязательств на внутреннем и внешнем (в виде еврооблигаций) рынках, а также установление по­рядка привлечения иностранных кредитов;

• обслуживание посредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентного дохода по ним, рефинансированию и погашению;

• контроль за состоянием государственного долга. Таким образом, регулирование государственной задол­женности может осуществляться на институциональном, техническом и собственно экономическом и др. уровнях в зависимости от того, что выступает объектом регулирова­ния: законодательная база, технические характеристики долговых обязательств (доходность, сроки обращения и т. п.), или регулирование происходит косвенно, за счет воздей­ствия на макро- и микроэкономические рычаги управления народным хозяйством. От методов и результатов такого ре­гулирования во многом зависит, будет государственный долг бременем или стимулом для экономического развития.

К основным методам государственного регулирования относятся:

1) рефинансирование — погашение старой государствен­ной задолженности путем выпуска новых займов. Активно эта мера применяется при выплате процентов по внешней части государственного долга. При этом непременным усло­вием предоставления новых займов является хорошая ре­путация страны-должника в кругах международного фи­нансового рынка, ее экономическая и политическая стабиль­ность;

2) конверсия — изменение доходности займов. Обычно государство снижает размер выплачиваемых процентов в целях уменьшения расходов по обслуживанию государ­ственного долга;

3) консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных государственных займов;

4) унификация — объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмени­ваются на облигации нового займа. Данная мера предусмат­ривает уменьшение количества видов обращающихся одно­временно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства;

5) отсрочка погашения займа. Проводится в тех случа­ях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску но­вых займов становится финансово неэффективным. Это про­исходит в тот момент, когда большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на вып­лату процентов и погашение ранее выпущенных займов. В таких случаях объявляется отсрочка погашения займов, отличающаяся от консолидации тем, что при этом не толь­ко увеличиваются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов;

6) аннулирование государственного долга — мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, вне­шним или по государственному долгу в целом).

Следует отметить, что вышеперечисленные методы касаются в большей степени управления внутренним дол­гом и отражают односторонние действия государства в этом процессе.

В практике управления государственной за­долженностью сложился несколько иной подход. Цели, по­рядок и условия привлечения кредитов при этом обсужда­ются как минимум на двусторонней основе, и решения по пересмотру ранее выданных кредитов также принимаются с участием как заемщика, так и кредитора.

Важную роль в данном случае приобретают перегово­ры (равно как и организации, в рамках которых они прохо­дят) по переоформлению (реорганизации, консолидации, рефинансированию) долга. К обсуждению пробле­мы привлекаются все кредиторы данной страны, и условия переноса сроков погашения задолженности или рефинанси­рования платежей на ее погашение являются абсолютно единообразными.

В настоящее время широкое распространение приоб­рела практика реструктуризации долга. В процессе управления государственным долгом реша­ются такие основные задачи, как:

• оптимизация размера долга;

• недопущение переполнения рынка заемными государ­ственными обязательствами и значительных колебаний их курса;

• обеспечение своевременного возврата кредитов;

• эффективное использование мобилизованных госу­дарством средств;