logo
Otvety_na_GOSy

1. Сущность, функции, значение финансов в системе денежных отношений

Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охва­тываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процес­се общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использова­нием централизованных и децентрализованных фондов денеж­ных средств в целях выполнения функций и задач государст­ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономиче­ские отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах, под децентрализованными финансами — денеж­ные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэто­му их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных про­изводителей, а финансы — экономический инструмент распреде­ления и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образова­нием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходо­ванием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возни­кают между:

• предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

• предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

• государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

• государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

• предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

• отдельными звеньями бюджетной системы;

Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

• органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

• денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вы­четом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возмож­ности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фон­да потребления и фонда накопления — определяются пропор­ции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу про­изводственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государ­ственных финансов. На определенных этапах исторического раз­вития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические ис­следования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макро­экономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние финан­сов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции (Инфляция (от лат. inflatio — вздутие), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение и перераспределение общественного продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, между общественными классами и группами населения в пользу имущих классов), нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появ­ление денежных суррогатов (ДЕНЕЖНЫЕ СУРРОГАТЫ — денежные знаки, не предусмотренные законодательством, которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами самовольно), увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевремен­ного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому перво­степенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распре­делительную и контрольную. Эти функции осуществляются фи­нансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

1. Распределительная функция проявляется при распределе­нии национального дохода, когда происходит создание так на­зываемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при рас­пределении национального дохода среди участников материаль­ного производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата ра­бочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы ма­териального производства.

2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирова­ния и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Кон­трольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целе­вому назначению.

3. Помимо распределительной и контрольной функции финан­сы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связа­на с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.