1. Сущность, функции, значение финансов в системе денежных отношений
Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами — денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.
Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:
• предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
• предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;
• государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
• государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;
• предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
• отдельными звеньями бюджетной системы;
Валовой внутренний продукт (ВВП) представляет собой стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.
• органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
• денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.
Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.
Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).
Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.
Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.
В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции (Инфляция (от лат. inflatio — вздутие), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценение и перераспределение общественного продукта и национального дохода между отраслями народного хозяйства, между общественными классами и группами населения в пользу имущих классов), нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов (ДЕНЕЖНЫЕ СУРРОГАТЫ — денежные знаки, не предусмотренные законодательством, которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами самовольно), увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства.
2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
3. Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.
- 1. Сущность, функции, значение финансов в системе денежных отношений
- 2. Финансовая система рф, ее звенья
- 3. Сущность, содержание финансовой политики государства
- 4. Сущность, содержание, значение финансового контроля, его виды
- 5. Сущность, содержание, роль, значение таможенной системы Российской Федерации
- 6. Сущность, содержание международных финансовых отношений
- 7. Основные источники доходов, направления расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации
- 8. Основные источники доходов, направления расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации
- 9. Основные источники доходов, направления расходования средств федерального и территориальных фондов омс рф
- 10. Сущность, содержание, значение, функции денег
- 11. Наличный денежный оборот, закон денежного обращения
- 12. Сущность, содержание системы безналичных расчетов, формы безналичных расчетов
- 13. Сущность, причины, виды, методы регулирования инфляции
- 14. Сущность, содержание валютной системы, валютных отношений
- 15. Сущность, содержание кредитных отношений, виды кредитов, принципы кредитования
- 16. Банковская система Российской Федерации, ее элементы, правовые основы регулирования
- 17. Цель, задачи, функции, структура центроБанка России
- 18. Денежно-кредитная политика государства
- 19. Активные банковские операции кредитных организаций
- 20. Пассивные банковские операции кредитных организаций
- 21. Порядок формирования доходов, расходов, прибыли кредитных организаций в Российской Федерации
- 22. Структура Бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения
- 23. Роль, значение, функции, основные понятия и термины Бюджетного кодекса Российской Федерации
- 24. Классификация доходов бюджетов российской федерации
- 25. Классификация расходов бюджетов российской федерации
- 26. Сущность, содержание дефицита бюджета, источники его финансирования
- 27. Сущность, содержание государственного долга, методы управления
- 28. Сущность, содержание бюджетного процесса в Российской Федерации
- 29. Сущность, содержание, значение Казначейской системы исполнения федерального бюджета, структура органов казначейства
- 30. Организация казнайческого исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
- 31. Простые, сложные ставки ссудных процентов
- 32. Цели, задачи, стратегия и тактика финансового менеджмента организации
- 33. Производственный, финансовый леверидж. Оценка порога рентабельности, запаса финансовой прочности организации
- 34. Источники формирования и воспроизводства основных средств организации
- 35. Управление материально-производственными запасами организации
- 36. Управление дебиторской задолженностью организации
- 37. Управление кредиторской задолженностью организации
- 38. Управление денежными средствами организации
- 39. Сущность, содержание, правовые основы антикризисного управления организацией.
- 40. Признаки банкротства. Классификация процедур банкротства.
- 41. Ликвидность активов. Платежеспособность организаций.
- 42. Понятие, показатели оценки финансовой устойчивости организаций.
- 43. Понятие, показатели оценки деловой активности организации.
- 44. Понятие, показатели оценки рентабельности организации
- 45. Сущность, содержание, роль налоговой системы в формировании доходов бюджетов Российской Федерации
- 46. Сущность, содержание налога, сбора, виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 47. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на прибыль в Российской Федерации
- 48. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
- 49. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на имущество юридических и физических лиц в Российской Федерации
- 50. Сущность, содержание, значение налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
- 51. Таможенные платежи, таможенная стоимость товара
- 52. Пути оптимизации налогообложения организаций
- 53. Сущность, содержание, функции, принципы организации финансов организаций
- 54. Финансовые ресурсы, капитал организаций
- 55. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в рф
- 56. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в Российской Федерации
- 57. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с Налоговым кодексом рф
- 58. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с нк рф
- 59. Финансовые результаты, порядок формирования конечных финансовых результатов организации
- 60. Понятие, содержание, основные элементы бюджетной системы управления организацией
- 61. Основные виды бюджетов, используемые в финансовом планировании организаций
- 62. Содержание, структура и назначение бюджета доходов и расходов организаций
- 63. Содержание, структура и назначение бюджета движения денежных средств организаций
- 64.Содержание, структура и назначение бюджета по балансовому листу организаций
- 65.Содержание, структура и назначение инвестиционного бюджета организаций
- 66. Основные операционные бюджеты, используемые в финансовом планировании организации
- 67. Основные вспомогательные бюджеты, используемые в финансовом планировании организаций
- 68. Амортизационная политика организаций
- 69. Понятие, состав, виды денежной оценки, показатели эффективности использования основных фондов
- 70. Понятие, виды себестоимости продукции. Состав затрат по элементам
- 71. Понятие и показатели производительности труда, резервы ее роста
- 72. Сущность, содержание, значение инвестиций для организаций в рф
- 73. Субъекты инвестиционной деятельности , финансовые институты, типы инвесторов
- 74. Критерии, методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 75. Источники, методы финансирования инвестиционных проектов (ип) в рф
- 76. Сущность, содержание, виды лизинга
- 77. Проектное финансирование
- 78. Венчурное финансирование
- 79. Иностранные инвестиции, государственное регулирование иностранных инвестиций в рф
- 80. Понятие и формы страхования, классификация страхования по объектам
- 81. Доходы, расходы, финансовый результат страховой организации
- 82. Понятие, состав страховых резервов страховой организации
- 83. Инвестиционная деятельность страховой компании
- 84. Платежеспособность страховой организации
- 85. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рф
- 86. Характеристика основных подотраслей личного страхования
- 87. Страхование транспортных средств по программе каско в рф
- 88. Классические виды ценных бумаг, их характеристика
- 90. Производные ценные бумаги, их характеристика
- 90. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг
- 91. Организационная структура, функции фондовой биржи
- 92. Система, законодательно-правовая база государственного регулирования рынка ценных бумаг
- 93. Структура и тенденции развития рынка ценных бумаг рф