52. Пути оптимизации налогообложения организаций
Оптимизация налогообложения - это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений.
Целью оптимизации является:
Снижение налоговой нагрузки;
Оптимизация налогового календаря (сдвигать платежи на более поздние сроки).
Оптимизация налогообложения включает в себя:
1) анализ схем налогообложения;
2) устранение системных ошибок в налоговом учете и обеспечение требуемого качества первичных документов;
3) разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики;
4) экспертные заключения по неурегулированным законодательством или спорным вопросам налогообложения.
Оптимизация налогообложения должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше - до создания предприятия, так как будущая система налогообложения определяется уже при регистрации.
На практике выделяют основные принципы налогового планирования, которых должен придерживаться любой налогоплательщик. Их можно образно представить следующими высказываниями и положениями:
1. «Налоговое планирование, не нарушающее закон, — обычная практика бизнеса по всему миру. Кредо налогового планирования — ориентация на логику, а не на временные дыры в законодательстве»
2. «Платить налоги нужно. Но с умом». А именно, платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов. Полноценно использовать всю совокупность налоговых льгот. Платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока. Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта.
3. Налоги нельзя просто «механически» минимизировать, их необходимо оптимизировать, поскольку:
сокращение одних налоговых платежей может привести к увеличению других;
минимизация налогов путем отнесения расходов на себестоимость уменьшает финансовый результат и сдерживает развитие бизнеса;
механическое сокращение налогов может привести к превосходству формы над существом сделки и к ее оспоримости налоговыми органами.
4. «Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Если минимизация налогов произведена некорректно, то штрафы многократно превысят планируемый эффект от минимизации.
5. «…Бороться надо не против налогов как таковых, а за прибыль как конечную цель любой предпринимательской деятельности»
6. Налоги не должны руководить всей деятельностью предприятия, то есть главной целью предпринимателя не должно стать снижение до минимума налоговой нагрузки и как следствие изменение тактики финансово-хозяйственной деятельности.
Рассмотрим, какими методами можно проводить оптимизацию налогообложения:
Метод замены отношений:
Обычно одна и та же цель предпринимательской деятельности может быть обеспечена разными путями. Речь может идти о получении прибыли или дохода, о приобретении в собственность недвижимости и т.д. Законодательство практически не ограничивает предпринимателя в выборе условий и формы сделки, выборе контрагента. Операция, предусматривающая высокое налогообложение, заменяется другой хозяйственной операцией, позволяющей обеспечить достижение той же или близкой к желаемой цели, но при этом применить льготный режим налогообложения.
Метод разделения отношений:
Он близок к вышеописанному методу замены отношений, но отличается тем, что заменяется не вся операция, а какая-то ее часть. Или одна хозяйственная операция разделяется на несколько последовательных хозяйственных операций. Речь идет о случаях, когда замена договора не позволяет достичь поставленных первоначально целей.
Типичным случаем метода разделения отношений является разделение договора купли-продажи имущества на два самостоятельных договора. Первый из них — это собственно договор купли-продажи. А второй — договор на оказание информационно-консультационных услуг. При этом сумма по второму договору относится на расходы, налог на добавленную стоимость, уплаченный продавцу услуг, идет на расчеты с бюджетом. По первому договору снижается стоимость приобретаемого имущества, а как следствие уменьшается налог на имущество предприятия. В части услуг расходы учитываются сразу, а не путем амортизации имущества в течение многих лет.
Метод оффшора:
К специальным методам налоговой оптимизации относится и метод оффшора. Оффшорная зона — это юридически обособленная территория с установленными там налоговыми льготами. Речь идет о переносе объекта налогообложения под юрисдикцию более мягкого режима налогов.
Метод отсрочки платежа:
Срок уплаты налогов связан с моментом возникновения объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого оборота, моментом приобретения имущества и т.д.) и налоговым периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения (соответственно и уплаты налога) на последующий налоговый период. Отсрочка уплаты налога в бюджет может возникнуть в случаях взаимной задолженности (по разным договорам) – до погашения этой задолженности (в том числе и путем зачета взаимных требований).
Метод прямого сокращения объекта налогообложения:
Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Среди прочего могут использоваться: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи и мены путем занижения (завышения) стоимости товаров (работ, услуг); сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество; сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обложения налогом на прибыль).
Метод принятия учетной политики:
Положениями учетной политики бухгалтер будет руководствоваться при исчислении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет. В ней должны быть отражены такие аспекты как метод определения выручки от реализации (по оплате, по отгрузке), метод амортизационных отчислений, решение о создании резерва по сомнительным долгам для минимизации негативного влияния использования метода начисления, так же организация самостоятельно принимает решение о создании резерва на предстоящие расходы по гарантийному обслуживанию и гарантийному ремонту и определяет предельный размер отчислений в данный резерв. Создание такого резерва позволяет оптимизировать платежи по налогу на прибыль.
Метод применения законодательно установленных льгот и преференций (УСН, ЕНВД, ЕСН);
Оптимизация налогообложении – это более широкое понятие, чем минимизация налогообложения. Помимо минимизации, ее инструментами являются отсрочка уплаты налогов, уменьшение суммы выплачиваемых в бюджет «живых» средств и другие. Все они выгодны с точки зрения финансового менеджмента: денежные средства остаются в распоряжении предприятия и дают прибыль, не уменьшается сумма оборотных средств (а это особенно актуально, когда их не хватает), что также содействует увеличению прибыли, и т. п.
- 1. Сущность, функции, значение финансов в системе денежных отношений
- 2. Финансовая система рф, ее звенья
- 3. Сущность, содержание финансовой политики государства
- 4. Сущность, содержание, значение финансового контроля, его виды
- 5. Сущность, содержание, роль, значение таможенной системы Российской Федерации
- 6. Сущность, содержание международных финансовых отношений
- 7. Основные источники доходов, направления расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации
- 8. Основные источники доходов, направления расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации
- 9. Основные источники доходов, направления расходования средств федерального и территориальных фондов омс рф
- 10. Сущность, содержание, значение, функции денег
- 11. Наличный денежный оборот, закон денежного обращения
- 12. Сущность, содержание системы безналичных расчетов, формы безналичных расчетов
- 13. Сущность, причины, виды, методы регулирования инфляции
- 14. Сущность, содержание валютной системы, валютных отношений
- 15. Сущность, содержание кредитных отношений, виды кредитов, принципы кредитования
- 16. Банковская система Российской Федерации, ее элементы, правовые основы регулирования
- 17. Цель, задачи, функции, структура центроБанка России
- 18. Денежно-кредитная политика государства
- 19. Активные банковские операции кредитных организаций
- 20. Пассивные банковские операции кредитных организаций
- 21. Порядок формирования доходов, расходов, прибыли кредитных организаций в Российской Федерации
- 22. Структура Бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения
- 23. Роль, значение, функции, основные понятия и термины Бюджетного кодекса Российской Федерации
- 24. Классификация доходов бюджетов российской федерации
- 25. Классификация расходов бюджетов российской федерации
- 26. Сущность, содержание дефицита бюджета, источники его финансирования
- 27. Сущность, содержание государственного долга, методы управления
- 28. Сущность, содержание бюджетного процесса в Российской Федерации
- 29. Сущность, содержание, значение Казначейской системы исполнения федерального бюджета, структура органов казначейства
- 30. Организация казнайческого исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
- 31. Простые, сложные ставки ссудных процентов
- 32. Цели, задачи, стратегия и тактика финансового менеджмента организации
- 33. Производственный, финансовый леверидж. Оценка порога рентабельности, запаса финансовой прочности организации
- 34. Источники формирования и воспроизводства основных средств организации
- 35. Управление материально-производственными запасами организации
- 36. Управление дебиторской задолженностью организации
- 37. Управление кредиторской задолженностью организации
- 38. Управление денежными средствами организации
- 39. Сущность, содержание, правовые основы антикризисного управления организацией.
- 40. Признаки банкротства. Классификация процедур банкротства.
- 41. Ликвидность активов. Платежеспособность организаций.
- 42. Понятие, показатели оценки финансовой устойчивости организаций.
- 43. Понятие, показатели оценки деловой активности организации.
- 44. Понятие, показатели оценки рентабельности организации
- 45. Сущность, содержание, роль налоговой системы в формировании доходов бюджетов Российской Федерации
- 46. Сущность, содержание налога, сбора, виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 47. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на прибыль в Российской Федерации
- 48. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
- 49. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на имущество юридических и физических лиц в Российской Федерации
- 50. Сущность, содержание, значение налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
- 51. Таможенные платежи, таможенная стоимость товара
- 52. Пути оптимизации налогообложения организаций
- 53. Сущность, содержание, функции, принципы организации финансов организаций
- 54. Финансовые ресурсы, капитал организаций
- 55. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в рф
- 56. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в Российской Федерации
- 57. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с Налоговым кодексом рф
- 58. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с нк рф
- 59. Финансовые результаты, порядок формирования конечных финансовых результатов организации
- 60. Понятие, содержание, основные элементы бюджетной системы управления организацией
- 61. Основные виды бюджетов, используемые в финансовом планировании организаций
- 62. Содержание, структура и назначение бюджета доходов и расходов организаций
- 63. Содержание, структура и назначение бюджета движения денежных средств организаций
- 64.Содержание, структура и назначение бюджета по балансовому листу организаций
- 65.Содержание, структура и назначение инвестиционного бюджета организаций
- 66. Основные операционные бюджеты, используемые в финансовом планировании организации
- 67. Основные вспомогательные бюджеты, используемые в финансовом планировании организаций
- 68. Амортизационная политика организаций
- 69. Понятие, состав, виды денежной оценки, показатели эффективности использования основных фондов
- 70. Понятие, виды себестоимости продукции. Состав затрат по элементам
- 71. Понятие и показатели производительности труда, резервы ее роста
- 72. Сущность, содержание, значение инвестиций для организаций в рф
- 73. Субъекты инвестиционной деятельности , финансовые институты, типы инвесторов
- 74. Критерии, методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 75. Источники, методы финансирования инвестиционных проектов (ип) в рф
- 76. Сущность, содержание, виды лизинга
- 77. Проектное финансирование
- 78. Венчурное финансирование
- 79. Иностранные инвестиции, государственное регулирование иностранных инвестиций в рф
- 80. Понятие и формы страхования, классификация страхования по объектам
- 81. Доходы, расходы, финансовый результат страховой организации
- 82. Понятие, состав страховых резервов страховой организации
- 83. Инвестиционная деятельность страховой компании
- 84. Платежеспособность страховой организации
- 85. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рф
- 86. Характеристика основных подотраслей личного страхования
- 87. Страхование транспортных средств по программе каско в рф
- 88. Классические виды ценных бумаг, их характеристика
- 90. Производные ценные бумаги, их характеристика
- 90. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг
- 91. Организационная структура, функции фондовой биржи
- 92. Система, законодательно-правовая база государственного регулирования рынка ценных бумаг
- 93. Структура и тенденции развития рынка ценных бумаг рф