logo
Otvety_na_GOSy

36. Управление дебиторской задолженностью организации

Главной целью управления дебиторской задолженностью является оптимизация ее величины и ускорение цикла оборота этих средств для улучшения платежеспособности предприятия. Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств).

Первоочередные управленческие действия в реализации кредитной политики направлены на ознакомление с деятельностью покупателя (учредительные документы, длительность и направление хозяйствования, его рейтинг на рынке). Ключевую роль в снижении степени риска при предоставлении коммерческого кредита играет оценка кредитоспособности покупателя, т.е. его возможности погашения дебиторской задолженности. Кроме перечисленных позиций, учитываются перспективы развития предприятия-покупателя и возможности совершенствования важнейших финансовых показателей. Оценивая кредитоспособность акционерных обществ, следует обращать внимание не только на достигнутую прибыль, но и ее использование на выплату дивидендов и развитие, а также модернизацию производственного потенциала. Во многих случаях используется анализ SWOT, с помощью которого определяются положительные и отрицательные стороны деятельности предприятия и его окружения.

Этапы управления текущей дебиторской задолженностью.

1. Анализ текущей дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава текущей дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов.

• На первой стадии анализа с целью отражения реального состояния текущей дебиторской задолженности с позиций возможной ее инкассации выделяется чистая реализационная стоимость.

• На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующим периоде.

• На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги

• На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее „возрастным группам", т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

• На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.

2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в странах с развитой рыночной экономикой.

Формы реализации продукции в кредит имеют две разновидности - товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит

Учитывая степень риска, финансовое состояние предприятия, а также цели его функционирования, различают три вида стратегии построения кредитной политики предприятия: консервативную, активную и умеренную.

При консервативной стратегии продавец (производитель) пытается практически исключить риск неплатежеспособности клиентов, что возможно при полном отказе от продажи в кредит. Дополнительно предусматривается материальное обеспечение кредита (например вексель, оплату которого гарантирует банк или страховая компания). Противоположностью консервативной является активная стратегия, которая расширяет возможности кредитования покупателей даже при неплатежеспособности. Она способствует увеличению круга дополнительных клиентов, реализации продукции, однако требует наличия значительных источников финансирования дебиторской задолженности для покрытия возрастающих финансовых затрат. В таких случаях неплатежеспособность одного покупателя может повлечь за собой ухудшение финансового состояния многих партнеров и привести к банкротству (эффект домино). В связи с этим многие предприятия выбирают умеренную стратегию, которая характеризуется гибкостью в предоставлении коммерческих кредитов. В зависимости от степени риска, финансового состояния предприятия, перспектив его развития дифференцируются объем, сроки и условия выдачи кредита предоставляется возможность отсрочки погашения задолженности постоянному клиенту, который переживает временные финансовые трудности, разумеется, при существовании шансов на их преодоление

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы: современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка; потенциальная способность предприятия наращивать объем; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в текущую дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия.

3 Определение возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.

4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

• срок предоставления кредита (кредитный период);

• размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

• стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

• система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация кредитных условий осуществляются раздельно по различным формам кредита — товарному и потребительскому.

По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

• объем хозяйственных операций с покупателем и стабильность их осуществлений;

• репутация покупателя в деловом мире;

• платежеспособность покупателя;

• результативность хозяйственной деятельности покупателя;

• состояние конъюнктуры товарного рынка, на котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

• объем и состав чистых активов, которые могут составлять обеспечение кредита при неплатежеспособности покупателя и возбуждении дела о его банкротстве.

По потребительскому кредиту оценка осуществляется обычно по таким критериям:

• дееспособность покупателя;

• уровень доходов покупателя и регулярность их формирования;

• состав личного имущества покупателя, которое может составлять

обеспечение кредита при взыскании суммы долга в судебном порядке.

6. Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм финансирования текущей дебиторской задолженности. Основными формами рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются: факторинг; учет векселей, выданных покупателями продукции; форфейтинг.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией текущей дебиторской задолженности.

черным обозначена основная информация, а зеленым - дополнительная, более углубленная