logo
Otvety_na_GOSy

60. Понятие, содержание, основные элементы бюджетной системы управления организацией

Бюджетирование — это процесс подготовки, организации и кон­троля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и так­тические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.

Наиболее важными требованиями к бюджетам являются сле­дующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопостави­мость, корректность, согласованность, оперативность и функцио­нальность.

На современном предприятии задача бюджетирования состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством: целевой ориентации и координации всех событий на предприятии; выявления рисков и снижения их уровня; повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.

Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

К достоинствам бюджетирования можно отнести следующие:

1) оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

2) позволяет координировать работу предприятия в целом;

3) анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

4) позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

5) способствует процессам коммуникаций;

6) служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Помимо достоинств бюджетирования можно выделить и ряд недостатков:

1) различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

2) сложность и дороговизна системы бюджетирования;

3) если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

4) бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, а следовательно, снижает эффективность работы;

5) противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:

• унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;

• совместимость бюджетных форм, форматов с установлен­ными формами государственной отчетности;

• совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;

• обеспечение возможности составления сводного бюджета;

• стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;

• разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;

• непрерывность процедуры составления бюджетов, что пре­дусматривает регулярный пересмотр и корректировку ра­нее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая за­вершения действующего;

• заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рента­бельности;

• учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;

• детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.

Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных пла­нов, предусматривает анализ различных сценариев измене­ния финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйствен­ной среды.

Бюджетирование выполняет три основные функции.

1. Функция планирования. Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой для внутрифирмен­ного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюдже­тов придает количественную определенность выбранным перспек­тивам деятельности предприятия, все затраты и результаты при­обретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разра­ботке стратегии бизнеса.

2. Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюдже­тированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действи­тельными результатами деятельности предприятия.

Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресур­сов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финан­совой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

3. Функция контроля. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля его осуществле­ния. Бюджет представляет собой набор показателей или крите­риев, которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятель­ность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выя­вить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюд­жетом, и скорректировать действия.

Контроль исполнения бюджета базируется на следующих ос­новополагающих принципах.

• Принцип темпоралъности определяет, что контроль испол­нения бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчетным интервалам информационного обеспечения. Предварительный и теку­щий контроль возможен при совершенствовании электронно-документированного управленческого (оперативного) уче­та, контроль по завершению отчетного периода базируется на данных бухгалтерского учета.

• Принцип объективности предъявляет требования систем-; ности и целостности к информационному обеспечению, на

базе которого осуществляется контроль исполнения бюд-} жета. Априори целостной системой учета хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учет. До­стижение требований принципа объективности предвари­тельного и текущего контроля возможно при гармонизации данного учета с бухгалтерской отчетностью.

• Принцип сравнимости обусловливает необходимость од­нозначной идентификации хозяйственных операций и их параметров, что естественно включает требование наличия единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учета, а также си­стему согласования информации в параллельных конту­рах учета.

• Принцип ответственности — принцип персональной ответ­ственности руководителей структурных подразделений при формировании, утверждении и последующем исполнении бюджета в рамках компетенций, определенных регламен­том. Персональная ответственность также распространяется на достоверность используемой в бюджетном процессе информации.