60. Понятие, содержание, основные элементы бюджетной системы управления организацией
Бюджетирование — это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.
Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.
Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.
На современном предприятии задача бюджетирования состоит в повышении эффективности работы предприятия посредством: целевой ориентации и координации всех событий на предприятии; выявления рисков и снижения их уровня; повышения гибкости, приспособляемости к изменениям.
Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
К достоинствам бюджетирования можно отнести следующие:
1) оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
2) позволяет координировать работу предприятия в целом;
3) анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
4) позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
5) способствует процессам коммуникаций;
6) служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Помимо достоинств бюджетирования можно выделить и ряд недостатков:
1) различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
2) сложность и дороговизна системы бюджетирования;
3) если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
4) бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, а следовательно, снижает эффективность работы;
5) противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.
В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:
• унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур разработки для компании и всех структурных подразделений независимо от специфики их хозяйственной деятельности;
• совместимость бюджетных форм, форматов с установленными формами государственной отчетности;
• совместимость вспомогательных бюджетных документов с основными бюджетными формами;
• обеспечение возможности составления сводного бюджета;
• стабильность, неизменность процедур бюджетирования и установленных целевых нормативов на протяжении всего бюджетного периода;
• разделение накладных расходов на затраты структурных подразделений и компаний в целом по формуле, единой для всех подразделений;
• непрерывность процедуры составления бюджетов, что предусматривает регулярный пересмотр и корректировку ранее сделанных прогнозов на новый период, не ожидая завершения действующего;
• заблаговременная формулировка финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;
• учет доходов и расходов, поступлений и списаний денежных средств в сопоставимых по времени единицах учета;
• детальный учет наиболее важных статей расходов, чья доля в чистых продажах достаточно велика.
Система бюджетирования предполагает многовариантный анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.
Бюджетирование выполняет три основные функции.
1. Функция планирования. Данная функция является самой важной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.
2. Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.
Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
3. Функция контроля. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля его осуществления. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле деятельности предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.
Контроль исполнения бюджета базируется на следующих основополагающих принципах.
• Принцип темпоралъности определяет, что контроль исполнения бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчетным интервалам информационного обеспечения. Предварительный и текущий контроль возможен при совершенствовании электронно-документированного управленческого (оперативного) учета, контроль по завершению отчетного периода базируется на данных бухгалтерского учета.
• Принцип объективности предъявляет требования систем-; ности и целостности к информационному обеспечению, на
базе которого осуществляется контроль исполнения бюд-} жета. Априори целостной системой учета хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учет. Достижение требований принципа объективности предварительного и текущего контроля возможно при гармонизации данного учета с бухгалтерской отчетностью.
• Принцип сравнимости обусловливает необходимость однозначной идентификации хозяйственных операций и их параметров, что естественно включает требование наличия единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учета, а также систему согласования информации в параллельных контурах учета.
• Принцип ответственности — принцип персональной ответственности руководителей структурных подразделений при формировании, утверждении и последующем исполнении бюджета в рамках компетенций, определенных регламентом. Персональная ответственность также распространяется на достоверность используемой в бюджетном процессе информации.
- 1. Сущность, функции, значение финансов в системе денежных отношений
- 2. Финансовая система рф, ее звенья
- 3. Сущность, содержание финансовой политики государства
- 4. Сущность, содержание, значение финансового контроля, его виды
- 5. Сущность, содержание, роль, значение таможенной системы Российской Федерации
- 6. Сущность, содержание международных финансовых отношений
- 7. Основные источники доходов, направления расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации
- 8. Основные источники доходов, направления расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации
- 9. Основные источники доходов, направления расходования средств федерального и территориальных фондов омс рф
- 10. Сущность, содержание, значение, функции денег
- 11. Наличный денежный оборот, закон денежного обращения
- 12. Сущность, содержание системы безналичных расчетов, формы безналичных расчетов
- 13. Сущность, причины, виды, методы регулирования инфляции
- 14. Сущность, содержание валютной системы, валютных отношений
- 15. Сущность, содержание кредитных отношений, виды кредитов, принципы кредитования
- 16. Банковская система Российской Федерации, ее элементы, правовые основы регулирования
- 17. Цель, задачи, функции, структура центроБанка России
- 18. Денежно-кредитная политика государства
- 19. Активные банковские операции кредитных организаций
- 20. Пассивные банковские операции кредитных организаций
- 21. Порядок формирования доходов, расходов, прибыли кредитных организаций в Российской Федерации
- 22. Структура Бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения
- 23. Роль, значение, функции, основные понятия и термины Бюджетного кодекса Российской Федерации
- 24. Классификация доходов бюджетов российской федерации
- 25. Классификация расходов бюджетов российской федерации
- 26. Сущность, содержание дефицита бюджета, источники его финансирования
- 27. Сущность, содержание государственного долга, методы управления
- 28. Сущность, содержание бюджетного процесса в Российской Федерации
- 29. Сущность, содержание, значение Казначейской системы исполнения федерального бюджета, структура органов казначейства
- 30. Организация казнайческого исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
- 31. Простые, сложные ставки ссудных процентов
- 32. Цели, задачи, стратегия и тактика финансового менеджмента организации
- 33. Производственный, финансовый леверидж. Оценка порога рентабельности, запаса финансовой прочности организации
- 34. Источники формирования и воспроизводства основных средств организации
- 35. Управление материально-производственными запасами организации
- 36. Управление дебиторской задолженностью организации
- 37. Управление кредиторской задолженностью организации
- 38. Управление денежными средствами организации
- 39. Сущность, содержание, правовые основы антикризисного управления организацией.
- 40. Признаки банкротства. Классификация процедур банкротства.
- 41. Ликвидность активов. Платежеспособность организаций.
- 42. Понятие, показатели оценки финансовой устойчивости организаций.
- 43. Понятие, показатели оценки деловой активности организации.
- 44. Понятие, показатели оценки рентабельности организации
- 45. Сущность, содержание, роль налоговой системы в формировании доходов бюджетов Российской Федерации
- 46. Сущность, содержание налога, сбора, виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 47. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на прибыль в Российской Федерации
- 48. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
- 49. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на имущество юридических и физических лиц в Российской Федерации
- 50. Сущность, содержание, значение налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
- 51. Таможенные платежи, таможенная стоимость товара
- 52. Пути оптимизации налогообложения организаций
- 53. Сущность, содержание, функции, принципы организации финансов организаций
- 54. Финансовые ресурсы, капитал организаций
- 55. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в рф
- 56. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в Российской Федерации
- 57. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с Налоговым кодексом рф
- 58. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с нк рф
- 59. Финансовые результаты, порядок формирования конечных финансовых результатов организации
- 60. Понятие, содержание, основные элементы бюджетной системы управления организацией
- 61. Основные виды бюджетов, используемые в финансовом планировании организаций
- 62. Содержание, структура и назначение бюджета доходов и расходов организаций
- 63. Содержание, структура и назначение бюджета движения денежных средств организаций
- 64.Содержание, структура и назначение бюджета по балансовому листу организаций
- 65.Содержание, структура и назначение инвестиционного бюджета организаций
- 66. Основные операционные бюджеты, используемые в финансовом планировании организации
- 67. Основные вспомогательные бюджеты, используемые в финансовом планировании организаций
- 68. Амортизационная политика организаций
- 69. Понятие, состав, виды денежной оценки, показатели эффективности использования основных фондов
- 70. Понятие, виды себестоимости продукции. Состав затрат по элементам
- 71. Понятие и показатели производительности труда, резервы ее роста
- 72. Сущность, содержание, значение инвестиций для организаций в рф
- 73. Субъекты инвестиционной деятельности , финансовые институты, типы инвесторов
- 74. Критерии, методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 75. Источники, методы финансирования инвестиционных проектов (ип) в рф
- 76. Сущность, содержание, виды лизинга
- 77. Проектное финансирование
- 78. Венчурное финансирование
- 79. Иностранные инвестиции, государственное регулирование иностранных инвестиций в рф
- 80. Понятие и формы страхования, классификация страхования по объектам
- 81. Доходы, расходы, финансовый результат страховой организации
- 82. Понятие, состав страховых резервов страховой организации
- 83. Инвестиционная деятельность страховой компании
- 84. Платежеспособность страховой организации
- 85. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рф
- 86. Характеристика основных подотраслей личного страхования
- 87. Страхование транспортных средств по программе каско в рф
- 88. Классические виды ценных бумаг, их характеристика
- 90. Производные ценные бумаги, их характеристика
- 90. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг
- 91. Организационная структура, функции фондовой биржи
- 92. Система, законодательно-правовая база государственного регулирования рынка ценных бумаг
- 93. Структура и тенденции развития рынка ценных бумаг рф