logo search
otvety_k_GOSam

1.3. Фирма и ее роль в экономике. Организационные формы предпринимательства. Конкуренция и ее виды.

Фирма - в экономической теории – организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли; владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями.

Под фирмой, как правило, понимается первичная организационная единица бизнеса, обладающая следующими характеристиками: юридическая, производственная, финансовая и организационная самостоятельность.

Фирма — основной агент рыночной системы любой современной страны. В развитой экономике фирмы многообразны. В их функции входит производство товаров, их реализация, оказание самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

Организационные формы предпринимательства: Все многообразие видов предпринимательских структур является проявлением видовых различий трех организационных форм предпринимательства

1. единоличное хозяйство (индивид. предприниматель) – такая форма организации предпринимательства, когда один собственник принимает единоличные решения и несет личную ответственность за все дела. Преимуществом единоличного хозяйства является полный контроль за ведением дел со стороны хозяина – собственника, а недостатком – незначительная, как правило, величина капитала и собственнику приходится нести личную ответственность за убытки, потери, долги.

2. партнерство – форма организации предпринимательства, когда 2 или более предпринимателя принимают решения сообща и несут ответственность за все дела. Партнерство помогает преодолеть первый недостаток единоличного хозяйства, но не второй. Все партнеры, совладельцы несут равную ответственность в случае потерь, убытков и т.д. Существуют партнерства с ограниченной ответственностью, в этом случае совладельцы имеют право вносить капитал в определенных ограниченных размерах и не участвовать в управлении или соглашениях от имени предприятия. Партнерство в основном распространено в таких областях как юриспруденция, медицина, брокерство. Товарищество (партнерство) - объединение закрытого типа с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении (полное товарищество, товарищество на вере)

В ряду характеризующих товарищество черт следует выделить:1) Фиксированный состав участников; 2) Долевое участие в предприятии; 3) Участники несут личную имущественную ответственность.

3. корпорация – форма организации предпринимательства на базе акционерной собственности, в которой предприниматель, как правило, отделен от собственника и собственности, а финансовая ответственность его ограничена. Преимущество: она может привлечь значительный капитал путем продажи акций; собственники корпорации, акционеры, не несут материальной ответственности по обязательствам фирмы, они могут потерять только стоимость своих акций в случае банкротства. Корпорация рациональна там, где необходимы крупные капиталы, крупномасштабное производство, большая степень риска. В корпорации избирается совет директоров, который определяет основную политику и нанимает управляющих для приведения в жизнь этой политики. К недостаткам корпоративного предпринимательства относят отсутствие возможности у всех владельцев акций принимать участие в управлении корпорацией, осуществлять контроль за деятельностью фирмы. Другой недостаток – «двойное» обложение налогом акционеров: корпорация платит налоги с прибыли, что уменьшает величину дивиденда, причитающегося акционеру, кроме того, он (акционер) выплачивает еще и налог с дивиденда. (АО, ООО, ОАО, производственные кооперативы)

4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Унитарным предприятием называется коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. К тому же это имущество является неделимым, т.е. не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В России в форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, т.е. управляется государственными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.

Конкуренция - (от лат. сoncurre – сталкиваться) :

Конкуренция - в повседневном понимании - соперничество экономических субъектов за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - в классической экономической теории - элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Конкуренция - в теории строения рынка - критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.

Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные стороны, так и отрицательные.

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

неценовая конкуренция: выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее

недобросовестная конкуренция - антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов.

Существует четыре возможные конкурентные структуры, определяющие собой вид рынка:

  1. Чистая конкуренция. (Множеством мелких фирм. Однородностью продукции. Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).Равным доступом ко всем видам информации.)

  1. Монополистическая конкуренция. (Множеством мелких фирм.Неоднородностью продукции.Отсутствием затруднений на вход и выход (из отрасли).Несколько ограниченным доступом к информации.)

  1. Олигополия (Небольшим числом крупных фирм.Неоднородностью (или однородностью) продукции.Возможными затруднениями при выходе (из отрасли).Несколько ограниченным доступом к информации.)

  1. Чистая монополия. (Одной фирмой.Уникальностью продукции.Практически не преодолимыми барьерами на вход.Несколько ограниченным доступом к информации.)