1.12.Финансовый рынок: его сущность и функции.
Финансовый рынок – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. На рынке финансовых ресурсов встречаются такие рынки, в которых в процессе хозяйствования возникает потребность в средствах для расширения их деятельности, а также такие, в которых накапливаются сбережения, которое могут быть использованы для инвестиций. Именно на рынке финансовых ресурсов, или финансовом рынке, происходит перелив средства, при котором они перемещаются от тех, кто имеет их излишек, к тем, кто требует инвестиций.При этом, как правило, средство направляются от тех, кто не может их эффективно использовать, к тем, кто использует их продуктивно. Это оказывает содействие не только повышению производительности и эффективности экономики в целом, а и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества. На финансовом рынке те, что имеют свободные финансовые ресурсы, передают их на разных условиях другим участникам рынка, которые опосредствованно через субъектов рынка или непосредственно используют привлеченные ресурсы для финансирования разных областей экономики, обеспечения потребностей населения и потребностей государственного бюджета. Финансовые ресурсы предоставляются на условиях займа или на условиях совладения, если инвестор приобретает права собственности на приобретенные за инвестированные средства материальные или нематериальные активы.
Роль финансового рынка заключается в том, что он:
- мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников;
- эффективно распределяет аккумулированный свободный капитал между
многочисленными конечными его потребителями;
- определяет наиболее эффективные направления использования капитала в
инвестиционной сфере;
- формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги,
объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и
спросом;
- осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем
финансовых инструментов;
- формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска;
- ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических
процессов.
Финансовые рынки выполняют ряд важных функций.
1)Обеспечивают такое взаимодействие покупателей и продавцов финансовых активов, в результате которого устанавливаются цены на финансовые активы, которые уравновешивают спрос и предложение на них.
2)Финансовые рынки вводят механизм выкупа у инвесторов надлежащих им финансовых активов и тем самым повышают ликвидность этих активов.
3) Финансовые рынки оказывают содействие нахождению для любого из кредиторов(заемщиков) контрагента соглашения, а также существенно снижают затраты на проведение операций и информационные затраты.
1.13. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента.
Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. Необходимость в управленческой деятельности возникла давно, еще на заре развития человечества. Как только люди стали объединяться для производства совместных действий и усилий, т.е. появилась необходимость в управлении.
Управление является инструментом организации производства, необходимым для того, чтобы вести предприятие к выбранной конечной цели управления. Управление начинается с момента выбора конечной цели и осуществляется при проектировании, организации, строительстве, функционировании, реконструкции и модернизации предприятий. Цель управления- это конечный желаемый результат труда. После того, как цель выбрана, она начинает подчинять себе людей, которые стремятся ее достичь, ибо методы и средства, которые выбираются людьми, определяются намеченной целью. Цель управления должна быть реально достижимой, иметь конкретную форму выражения, быть понятной всем кто работает для ее достижения, и не должна изменяться в процессе продвижения к ней.
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. В рыночной экономике понятие менеджмента занимает существенное место.
Менеджмент (от англ. управление, заведование, организация) – управление производством; совокупность принципов, методов, разработанных с целью повышения эффективности производства и увлечения прибыли.
Другое понятие менеджмента: менеджмент- умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.
Однако термин менеджмент применяется лишь к управлению социально экономическими процессами на уровне фирмы
Действующей в рыночных условиях, хотя в позднее время его стали применять и в отношении не предпринемательскаих организаций. Этот термин обычно не употребляют для обозначения государственного или общественного управления.
Менеджер- наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.
Менеджмент как научная дисциплина за сто летний период прошел несколько этапов эволюционного развития. Каждый этот этап представлял особую научную школу. Сменяя друг друга, эти школы менеджмента не конкурировали между собой, а дополняли теорию и практику менеджмента. В результате сложился современный динамичный менеджмент, в котором используются принципы, методы и инструментарий, формировавшийся в течение всего ХХ в.
Развитие управления менеджмента как науки представляло собой формирование разных подходов, которые не всегда совпадали, и поэтому позволяют рассматривать системы управления с разных сторон. Успехи в теории управления зависили от других, связанных с управлением наук, в частности математики, кибернетики, психологии, социологии, экономики, философии, политологии.
Зарождение менеджмента как науки произошло в конце Х1Х в. Ф. Тейлор, обобщив практику управления промышленными предприятиями, в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивались под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе, постоянного совершенствования рациональности производства и необходимости учета меняющихся социообщественных факторов.
Классификация школ менеджмента.
Школа | Вклад в развитие науки | Выдающиеся представители | Внешняя среда |
Классическая школа (школа научного управления) | Научное управление, система контроля, хронометраж, изучение трудовых движений, функции управления, административная теория и др. | Г. Гант (1908) Ф. Тейлор (1911) Ф. и Л. Гилберт (1911) А. Файоль (1916) Дж. Муни (1931) Л. Урвик (1943) и др.
| Рост размеров организации, рост объемов рынка товаров, первая мировая война, депрессия в экономике, постиндустриальная революция, рост влияния менеджеров |
Поведенческая школа (школа человеческих отношений) | Учет собственности конкретного индивидуума, мотивация труда, управление в целом и др.
| Э. Мэйо (1945) П. Друкер (1945) М. Вебер (1947) А. Маслоу (1960) | Вторая мировая война, рост влияния профсоюзов, потребность в подготовленных менеджерах |
Школа управленческой науки | Исследование операций, теория игр, теория решений и др. | Н. Винер (1949) Г. Саймон (1955) Д. Мак-Грегор (1960) И. Ансоф (1965) Л. Канторович (1976) и др.
| Рост размеров корпораций, спад производства, развитие военно-промышленного комплекса
|
Системный подход в управлении (ситуационный, маркетинговый и др.) | Динамическое окружение, матричные разработки, социальная ответственность, организационные изменения, информационные изменения и др. | Д. Томпсон (1967) П. Лоренс (1967) В. Оучи (1975) Г. Мицберг (1973) Р. Стюарт (1976) М. Портер (1980) и др. | Расширяющаяся (глобальная) экономика, космическое соперничество, высокотехнологичные продукты, рост числа профессий высокой квалификации |
Школа научного управления. В рамках этой школы уделялось внимание рациональному поведению человека. При этом человеку отводилась роль механизма в среде производства. В области рационализации производства и труда были разработаны: анализ содержания работы и ее основных элементов, замеры затрат времени на выполнение приемов труда, исследования рабочих движений, выявление непродуктивных движений, разработка рациональных приемов труда- все это рассматривалось как средство совершенствование производства. Предлагались для этого эффективные процедуры, инструменты и оборудование.
Школа научных отношений. Основой для развития специфической программы человеческих отношений явились требования, вытекающие из технического прогресса на современном предприятии, Усложнение профессий, автоматизация, соединение умственного и физического труда в ряде специальностей выдвинули на первый план задачу воспитания работника, высоко сознательного в своем отношении к труду, способного к постоянному совершенствованию своих навыков и умений.
Школа управленческой науки. Суть подхода- исследование операций и математические модели применительно к решению операционных проблем организации.
Современный менеджмент основывается на использовании системного анализа и синтеза, на компьютерных технологиях сбора, передачи, обработки и хранения информации. В их контурах развитие получили ситуационный и маркетинговые подходы в управлении организацией. Однако и тот и другой базируются на интеграции различных концепций.
Ситуационный подход использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Он увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить какие переменные являются значимыми и как они влияют на эффективность организации.
Маркетинговый подход- это анализ, планирование, претворение в жизнь бизнес-плана и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема продаж, увеличение доли рынка и т.п.
- 1.1.Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы.
- 1.2. Рынок: сущность, классификация, функции. Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование равновесной цены. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- 1.3. Фирма и ее роль в экономике. Организационные формы предпринимательства. Конкуренция и ее виды.
- 1.4. Издержки производства, их специфика в рыночных условиях. Виды издержек. Доходы и прибыль. Виды прибыли максимизация прибыли.
- 1.5. Макроэкономические цели и задачи. Экономические концепции макроэкономических процессов. Основные макроэкономические показатели. Общий уровень цен. Индексы цен.
- 1.7. Мировое хозяйство и международная торговля. Платежный баланс, его структура и макроэкономическое значение. Валютный рынок.
- 1.8. Государственное воздействие на экономику. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- 1.11.Сущность региональных финансов, их роль в социально-экономическом развитии территорий. Региональный бюджет. Муниципальный бюджет.
- 1.12.Финансовый рынок: его сущность и функции.
- 1.14. Внешняя и внутренняя среда организации
- 1.15. Системы менеджмента: функции и организационные структуры
- 1.16.Процессы управления:целеполагание и оценка ситуации,принятие управленческих решений.Механизмы менеджмента:средства и методы управления.
- 1.17.Личность менеджера.Лидерство и стиль управления.Власть и партнерство.Групповая динамика и разрешение конфликтов.
- 1.18.Ресурсы,качество и эффективность управления.Система информационного обеспечения управления.
- 1.20.Социальная ориентация маркетинга.Типология потребителей.
- 1.21.Стратегическое и оперативное планирование маргетинга.Содержание разработки маркетинговой стратегии,ее этапы.Стратегические цели маркетинга.
- 1.22.Формирование товарной политики и рыночной стратегии.Разработка ценовой политики.Формирование спроса и стимулирование сбыта.Рекламная политика.
- 1.23.Маркетинговая информация, маркетинговый анализ.
- 1.24.Кадровое направление деятельности предприятия как объект управления.Кадровая стратегия предприятия и определяющие её факторы.
- 1.25.Служба персонала предприятия:функции и полномочия.Регулирование численности персонала организации.
- 1.26.Развитие человеческих ресурсов организации.Организация и оплата труда персонала.Социально-экономическая и психологическая поддержка персонала.
- 2.27 Сущность финансов предприятий
- 2.28 Сущность оборотных средств, их состав и структура
- 2.29 Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их деятельности.
- 2.30 Финансовое состояние предприятия
- 2.31.Цель,задачи и структура финансового менеджмента. Роль и функции финансового менеджера.
- 2.32.Виды рисков и управление рисками в финансовом менеджменте.
- 2.33.Управленческая и финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.Рынок аналитического программного обеспечения.Универсальные программые комплексы.
- 2.34.Сущность,цель и задачи управления инвестициями.Принятие решений по реальным инвестиционным проектам.Принятие решений по финансовым инвестициям.
- 2.37. Цель и задачи планирования финансовой деятельности. Виды внутрифирменного финансового планирования. Годовой финансовый план (бюджет) компании. Оперативное финансовое планирование.
- 2.38. Управление доходами. Методы исчисления рентабельности предприятия.
- 2.39 Содержание и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись.
- 2.41. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и требования к ней. Порядок составления бухгалтерских отчетов.
- 2.42. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его показателей. Содержание отчета о прибылях и убытках, о движении денежных средств и капитала и пояснительной записки к годовому отчету.
- Раздел I «Изменения капитала»;
- Раздел II «Резервы»;
- Раздел III «Справки».
- 2.43. Понятие налога и сбора. Налоги: сущность, функции и виды. Понятие налоговой системы. Налоговый кодекс рф. Основные принципы налогообложения.
- 2.44. Налоги, включаемые в стоимость продукции. Налог на добавленную стоимость. Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- 2.45. Налог на прибыль предприятий и организаций. Налог на имущество предприятий.
- 2.46. Порядок уплаты налогов гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
- 2.47. Происхождение банков и развитие банковского дела. Реформа банковской системы России.
- 2.49. Банковские операции. Ресурсы банка. Формирование и использование собственного капитала банка. Привлеченные средства.
- 2.50. Кредитные операции банков. Условия кредитной сделки. Кредитование заемщика.
- 2.55. Организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды.
- I. Принципы, основанные на представлениях собственника
- II. Принципы, связанные с эксплуатацией имущества
- III. Принципы, связанные с рыночной средой
- IV.Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования
- 2.59. Лица, инициирующие признание организации несостоятельной (банкротом). Понятие и классификация кредиторов. Возбуждение производства по делам о банкротстве.
- 2.60. Процедуры банкротства. Наблюдение. Первое собрание кредиторов и окончание наблюдения.
- 2.61. Внешнее управление. Порядок ведения внешнего управления. Полномочия внешнего управляющего.
- 2.62. Конкурсное производство. Правовые последствия открытия конкурсного производства. Полномочия конкурсного управляющего.
- 2.63 Мировое соглашение, его форма и обязательные условия. Лица уполномоч. Заключать м.С.
- 2.64. Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц. Упрощенные процедуры банкротства. Банкротство отсутствующего должника.
- 2.65. Цели и задачи оценки бизнеса. Принципы оценки бизнеса. Процесс оценки бизнеса. Характеристика основных этапов оценки. Составление отчета об оценке.
- 1. Комплексный анализ финансовой отчетности.
- 3. Анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса.
- 4. Анализ финансовых коэффициентов.
- 5. Доходный подход.
- 6.Прогнозирование будущих доходов.
- 2.67. Дисконтирование. Ставки дисконта. Метод калькулятивного построения. Оценка риска. Модель оценки капитальных активов. Стоимость в остаточный период.
- Основные этапы:
- Определение ставки дисконта
- I. Метод дисконтированных денежных потоков (ддп)
- Основные этапы оценки предприятия методом ддп
- II. Метод капитализации прибыли
- III. Оценка контрольного пакета акций.
- IV. Анализ и корректировка финансовых счетов.
- 2.69. Общие понятия реструктуризации. Соотношение понятий: реформирование, реорганизация, реструктуризация. Текущая, инвестиционная и финансовая реструктуризация.
- 2.71. Неплатежеспособность и проблемы ее анализа на предприятии. Диагностика экономического состояния неплатежеспособности предприятия. Досудебная санация.
- 2.72. Правовое содержание процедур Финансового оздоровления предприятий, Государственное регулирование процессов финансового оздоровления.
- 2.73. Финансовая отчетность как источник информации для анализа и контроля процедуры финансового оздоровления.
- 2.74. Экспресс-диагностика. Особенности управления активами неплатежеспособного предприятия. Управление оборотными средствами. Оптимизация структуры выпускаемой продукции.
- 3. Полномочия Агентства по реструктуризации кредитных организаций (арко).
- 2.77 Институт банкротства кредитных организаций. Правовое содержание процедур банкротства банков
- 2.78. Меры по финансовому оздоровлению банков. Зарубежный опыт антикризисного управления и финансового оздоровления кредитных организаций.