2.31.Цель,задачи и структура финансового менеджмента. Роль и функции финансового менеджера.
Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта. Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта. Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: 1) управляемая подсистема (объект управления) 2) управляющая подсистема (субъект управления). Финансовый менеджмент реализует сложную систему управления совокупно- стоимостной величиной всех средств, участвующих в воспроизводственном процессе, и капиталом, обеспечивающим финансирование предпринимательской деятельности. Объектом управления является совокупность условий осуществления денежного оборота и движения денежных потоков, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия. Поэтому в объект управления включаются следующие элементы: 1) Денежный оборот; 2) Финансовые ресурсы; 3) Кругооборот капитала; 4) Финансовые отношения. Субъект управления - совокупность финансовых инструментов, методов, технических средств, а также специалистов, организованных в определенную финансовую структуру, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Элементами субъекта управления являются: 1) Кадры (подготовленный персонал); 2) Финансовые инструменты и методы; 3) Технические средства управления; 4) Информационное обеспечение. Цель финансового менеджмента. Целью финансового менеджмента является выработка определенных решений для достижения оптимальных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития предприятия и принимаемыми решениями в текущем и перспективном финансовом управлении. Главной целью финансового менеджмента является обеспечение роста благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости бизнеса (предприятия) и реализует конечные финансовые интересы его владельца. Задачи, решаемые с помощью менеджмента: - текущие; - стратегические. Задачи финансового менеджмента. Финансовые стратегические задачи- максимизация прибыли предприятия, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, обеспечение финансовой устойчивости в долгосрочном периоде. В настоящее время в финансовом менеджменте одной из важных задач является максимизация цены компании (рыночной стоимости предприятия) которая отнюдь не равна стоимости имущества данного предприятия. Текущие цели (задачи) - обеспечение сбалансированности поступления денежных средств (платежеспособности и ликвидности предприятия), обеспечение достаточного уровня рентабельности и продаж за счет гибкой ценовой политики и снижения издержек. Рентабельность - показатель конкурентоспособности предприятия на коротком промежутке времени. Рентабельность капитала - это стратегический показатель. К текущим задачам также относится избежание банкротства и крупных финансовых неудач. Все задачи тесно связаны между собой, и решаются в рамках финансовой политики предприятия. Финансовая политика состоит из следующих элементов (частей):1. учетная политика; 2. кредитная политика - политика во взаимоотношениях с банками, либо по отношению к кредитам вообще;3. политика в отношении управления издержками (метод регулирования издержек, классификация издержек, доля постоянных издержек в себестоимости); 4. налоговая политика и налоговое планирование, (необходимо минимизировать налоговые платежи но не в ущерб другим направлениям, производствам); 5. дивидендная политика; 6. политика управления денежными средствами (в том числе оборотными активами); 7. инвестиционная политика (наиболее эффективна с финансовой точки зрения). В разработке финансовой политики необходимо согласование с другими службами и отделами предприятия. 3. Организация управления финансами на предприятии
Основные задачи финансового менеджмента: 1). Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с потребностями предприятия и его стратегией развития. 2). Обеспечение эффективного использования финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. 3). Оптимизация денежного оборота и расчетной политики предприятия.4). Максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска и благоприятной политике налогообложения. 5). Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития, т. е. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности. Структура. Ha практике финансовый менеджмент принимает решения по расчету рентабельности возможных капиталовложении и выбора проекта долгосрочных инвестиций. В книге приводятся методы расчета рентабельности капиталовложений, которые помогают установить период окупаемости (т. е. то время, которое потребуется, чтобы вернуть первоначальные капиталовложения) и с учетом текущей стоимости денег снижают сегодняшнюю стоимость рубля и определяют поступления денежных средств. Финансовый менеджер обязан уметь определить рациональную схему финансирования организации, т. е. выбрать соответствующие стратегические направления. Финансовый менеджмент включает процесс планирования решений, направленных на максимизацию благосостояния предпринимателей. Финансовые менеджеры решают задачи по контролю и регулированию денежных операций, приобретению фондов, мобилизации и распределению финансового капитала, а также учету соотношения между риском и прибылью: При исполнении своих обязанностей финансовый менеджер соприкасается с бухгалтерским учетом и финансовой информацией.
Целью любой организации, как правило, являются: 1) максимизация акционерной собственности;
2) максимизация прибыли; 3) максимизация управленческого вознаграждения; 4) социальная ответственность. Финансовые менеджеры должны знать ценообразование товаров, продукции, работ и оказываемых услуг, планирование и анализ отклонений от нормативных затрат, как управлять фондами и оптимизировать ставку доходам В обязанности финансового менеджера входит: - финансовый анализ и планирование; - определение количества фондов, требующихся организации;
- принятие инвестиционных решений; - выделение денежных средств на определенное недвижимое имущество (имущество, находящееся в собственности организации). Финансовый менеджер принимает решения в отношении состава и типа приобретаемого имущества, а также по вопросам модификации или замены имущества, особенно когда имущество неэкономично или устарело;
- принятие решений по финансированию и структуре капитала (получение ссуд на благоприятных условиях, т. е. по пониженной процентной ставке или с очень небольшими ограничениями); - управление финансовыми ресурсами; - управление наличными денежными средствами, дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами с целью получения большей прибыли без неоправданных рисков; - определение политики бухгалтерского учета, подготовка бухгалтерской отчетности, внутренняя ревизия, система и порядок учета и др.; - защита имущества (страхование, установление надежного внутреннего контроля);- определение налоговой политики и методики, подготовка налоговой отчетности, планирование налога; - поддержание связей с инвесторами; - проведение консультаций с другими руководителями подразделений организации и разработка для них рекомендаций по вопросам организационной политики, торговых и фи-нансовых операций, целей и эффективности. Существует два основных типа функций финансового менеджмента: 1. Функции объекта управления - воспроизводственная, обеспечивает воспроизводство авансированного капитала на расширенной основе; - производственная - обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала; - контрольная (контроль управления капиталом, предприятием). 2. Функции субъекта управления - прогнозирование финансовых ситуаций и состояний;- планирование финансовой деятельности; - регулирование; - координация деятельности всех финансовых подразделений с основным, вспомогательным и обслуживающим подразделениями предприятия; - анализ и оценка состояния предприятия; - функция стимулирования; - функция контроля за денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов.
- 1.1.Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы.
- 1.2. Рынок: сущность, классификация, функции. Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование равновесной цены. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- 1.3. Фирма и ее роль в экономике. Организационные формы предпринимательства. Конкуренция и ее виды.
- 1.4. Издержки производства, их специфика в рыночных условиях. Виды издержек. Доходы и прибыль. Виды прибыли максимизация прибыли.
- 1.5. Макроэкономические цели и задачи. Экономические концепции макроэкономических процессов. Основные макроэкономические показатели. Общий уровень цен. Индексы цен.
- 1.7. Мировое хозяйство и международная торговля. Платежный баланс, его структура и макроэкономическое значение. Валютный рынок.
- 1.8. Государственное воздействие на экономику. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- 1.11.Сущность региональных финансов, их роль в социально-экономическом развитии территорий. Региональный бюджет. Муниципальный бюджет.
- 1.12.Финансовый рынок: его сущность и функции.
- 1.14. Внешняя и внутренняя среда организации
- 1.15. Системы менеджмента: функции и организационные структуры
- 1.16.Процессы управления:целеполагание и оценка ситуации,принятие управленческих решений.Механизмы менеджмента:средства и методы управления.
- 1.17.Личность менеджера.Лидерство и стиль управления.Власть и партнерство.Групповая динамика и разрешение конфликтов.
- 1.18.Ресурсы,качество и эффективность управления.Система информационного обеспечения управления.
- 1.20.Социальная ориентация маркетинга.Типология потребителей.
- 1.21.Стратегическое и оперативное планирование маргетинга.Содержание разработки маркетинговой стратегии,ее этапы.Стратегические цели маркетинга.
- 1.22.Формирование товарной политики и рыночной стратегии.Разработка ценовой политики.Формирование спроса и стимулирование сбыта.Рекламная политика.
- 1.23.Маркетинговая информация, маркетинговый анализ.
- 1.24.Кадровое направление деятельности предприятия как объект управления.Кадровая стратегия предприятия и определяющие её факторы.
- 1.25.Служба персонала предприятия:функции и полномочия.Регулирование численности персонала организации.
- 1.26.Развитие человеческих ресурсов организации.Организация и оплата труда персонала.Социально-экономическая и психологическая поддержка персонала.
- 2.27 Сущность финансов предприятий
- 2.28 Сущность оборотных средств, их состав и структура
- 2.29 Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их деятельности.
- 2.30 Финансовое состояние предприятия
- 2.31.Цель,задачи и структура финансового менеджмента. Роль и функции финансового менеджера.
- 2.32.Виды рисков и управление рисками в финансовом менеджменте.
- 2.33.Управленческая и финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.Рынок аналитического программного обеспечения.Универсальные программые комплексы.
- 2.34.Сущность,цель и задачи управления инвестициями.Принятие решений по реальным инвестиционным проектам.Принятие решений по финансовым инвестициям.
- 2.37. Цель и задачи планирования финансовой деятельности. Виды внутрифирменного финансового планирования. Годовой финансовый план (бюджет) компании. Оперативное финансовое планирование.
- 2.38. Управление доходами. Методы исчисления рентабельности предприятия.
- 2.39 Содержание и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись.
- 2.41. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и требования к ней. Порядок составления бухгалтерских отчетов.
- 2.42. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его показателей. Содержание отчета о прибылях и убытках, о движении денежных средств и капитала и пояснительной записки к годовому отчету.
- Раздел I «Изменения капитала»;
- Раздел II «Резервы»;
- Раздел III «Справки».
- 2.43. Понятие налога и сбора. Налоги: сущность, функции и виды. Понятие налоговой системы. Налоговый кодекс рф. Основные принципы налогообложения.
- 2.44. Налоги, включаемые в стоимость продукции. Налог на добавленную стоимость. Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- 2.45. Налог на прибыль предприятий и организаций. Налог на имущество предприятий.
- 2.46. Порядок уплаты налогов гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
- 2.47. Происхождение банков и развитие банковского дела. Реформа банковской системы России.
- 2.49. Банковские операции. Ресурсы банка. Формирование и использование собственного капитала банка. Привлеченные средства.
- 2.50. Кредитные операции банков. Условия кредитной сделки. Кредитование заемщика.
- 2.55. Организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды.
- I. Принципы, основанные на представлениях собственника
- II. Принципы, связанные с эксплуатацией имущества
- III. Принципы, связанные с рыночной средой
- IV.Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования
- 2.59. Лица, инициирующие признание организации несостоятельной (банкротом). Понятие и классификация кредиторов. Возбуждение производства по делам о банкротстве.
- 2.60. Процедуры банкротства. Наблюдение. Первое собрание кредиторов и окончание наблюдения.
- 2.61. Внешнее управление. Порядок ведения внешнего управления. Полномочия внешнего управляющего.
- 2.62. Конкурсное производство. Правовые последствия открытия конкурсного производства. Полномочия конкурсного управляющего.
- 2.63 Мировое соглашение, его форма и обязательные условия. Лица уполномоч. Заключать м.С.
- 2.64. Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц. Упрощенные процедуры банкротства. Банкротство отсутствующего должника.
- 2.65. Цели и задачи оценки бизнеса. Принципы оценки бизнеса. Процесс оценки бизнеса. Характеристика основных этапов оценки. Составление отчета об оценке.
- 1. Комплексный анализ финансовой отчетности.
- 3. Анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса.
- 4. Анализ финансовых коэффициентов.
- 5. Доходный подход.
- 6.Прогнозирование будущих доходов.
- 2.67. Дисконтирование. Ставки дисконта. Метод калькулятивного построения. Оценка риска. Модель оценки капитальных активов. Стоимость в остаточный период.
- Основные этапы:
- Определение ставки дисконта
- I. Метод дисконтированных денежных потоков (ддп)
- Основные этапы оценки предприятия методом ддп
- II. Метод капитализации прибыли
- III. Оценка контрольного пакета акций.
- IV. Анализ и корректировка финансовых счетов.
- 2.69. Общие понятия реструктуризации. Соотношение понятий: реформирование, реорганизация, реструктуризация. Текущая, инвестиционная и финансовая реструктуризация.
- 2.71. Неплатежеспособность и проблемы ее анализа на предприятии. Диагностика экономического состояния неплатежеспособности предприятия. Досудебная санация.
- 2.72. Правовое содержание процедур Финансового оздоровления предприятий, Государственное регулирование процессов финансового оздоровления.
- 2.73. Финансовая отчетность как источник информации для анализа и контроля процедуры финансового оздоровления.
- 2.74. Экспресс-диагностика. Особенности управления активами неплатежеспособного предприятия. Управление оборотными средствами. Оптимизация структуры выпускаемой продукции.
- 3. Полномочия Агентства по реструктуризации кредитных организаций (арко).
- 2.77 Институт банкротства кредитных организаций. Правовое содержание процедур банкротства банков
- 2.78. Меры по финансовому оздоровлению банков. Зарубежный опыт антикризисного управления и финансового оздоровления кредитных организаций.