logo
otvety_k_GOSam

2.39 Содержание и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись.

Бухгалтерский учет — это система наблюдения, сбора, регистрации, обработки и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного документального учета всех хозяйственных операций хозяйствующего субъекта.Ведение хозяйственного учета предполагает количественное отражение операций. Для этих целей применяется система учетных измерителей, они подразделяются на натуральные, трудовые и стоимостные. Натуральные измерители применяются для количественной характеристики хозяйственных процессов и учета товарно-материальных ценностей Они отражают учитываемые объекты в натуральном выражении по весу, количеству, длине и т.п. и применяются в количественно-суммовом учете, где имеет место движение товарно-материальных ценностей. Трудовые измерители применяются для учета затрат труда и показывают количество затраченного времени в днях, часах. Стоимостной измеритель является универсальным и обобщающим измерителем, отражающим учитываемые объекты в единой стоимостной оценке. В стоимостном (денежном) измерении составляются все основные отчетные и учетные документы, поэтому он считается обобщающим. В бухгалтерском учете экономически развитых стран выделяют две подсистемы — управленческий учет и финансовый. Управленческий учет охватывает вес виды учетной информации, которая измеряется, обрабатывается и передается для внутреннего пользования руководством на всех уровнях управления предприятием. Финансовый учет охватывает учетную информацию, которая используется внутри фирмы и сообщается внешним пользователям. Бухгалтерская информация предназначается для внутренних и внешних пользователей. Внутренние пользователи — это администрация предприятия, включающая в себя Совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеров, руководителей специальных подразделений (для управления и контроля). Внешние пользователи подразделяются на пользователей информации с прямым финансовым интересом (инвесторы банки, поставщики и прочие кредиторы), с косвенным финансовым интересом (налоговые и финансовые органы) и без финансового интереса (органы статистики, арбитраж, аудиторы). На выходе из бухгалтерской системы, появляется полезная информация, которая обеспечивает реализацию функций бухгалтерского учета – информационной, плановой, контрольной и аналитической. Информационная функция бухгалтерского учета – одна из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе. Учет является важнейшим источником, поставщиком фактической информации различным объектам управления — службам предприятия, его подразделениям, менеджерам, которые, используя эту информацию с другими данными, вырабатывают и принимают соответствующие управленческие решения. Плановая функция – процесс формулирования порядка действий, который включает постановку целей, поиск путей ее достижения и выбор наилучшей альтернативы. Для планирования на будущее важна информация о предполагаемой прибыли и потребностях в денежных средствах. Контрольная функция – это отслеживание фактического выполнения планов, т.е. определение того, насколько действия соответствуют плану. На этой стадии от бухгалтера могут ожидать предоставления информации, которая содержит сопоставление фактических затрат и доходов с плановыми. Аналитическая функция- процесс изучения всей системы принятия решения с целью ее улучшения. Предмет бухгалтерского учета - отражение состояния и движения активов, источников их образования и результатов деятельности хозяйствующего субъекта (организации). Наиболее ярко содержание предмета раскрывается через объекты бухгалтерского учета: долгосрочные и краткосрочные текущие активы, собственный и привлеченный капитал и операции, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, с помощью которых познается предмет (объекты) бухгалтерского учета. Он позволяет изучить явления в движении, изменении, взаимосвязи и взаимодействии. Метод бухгалтерского учета зависит от предмета учета, т.е. отражаемых и контролируемых объектов, а также поставленных перед учетом задач и предъявляемых к нему требований. Поэтому метод нельзя рассматривать как нечто застывшее. Содержание метода бухгалтерского учета вытекает из его сущности и особенностей бухгалтерского учета. Первая особенность метода бухгалтерского учета состоит в применении балансового обобщения хозяйственных средств и процессов в бухгалтерскомбалансе. Бухгалтерский учет есть балансовое обобщение в денежной оценке кругооборота хозяйственных средств в процессе расширенного социалистического воспроизводства для контроля за его развитием путем непрерывной сплошной и документально оформленной регистрации способом двойной записи. Бухгалтерский баланс - это способ обобщенного отражения в денежной оценке состояния хозяйственных средств и источников их формирования на определенную отчетную дату.Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Основой для составления бухгалтерского баланса служит полученная по результата бухгалтерского учета денежная оценка состояния хозяйственных средств и источников формирования на определенную отчетную дату. Бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где в одной из сторон (левой) показываются хозяйственные средства, принадлежащие организации, а в другой стороне (правой) отражаются источники формирования этих средств. Левую часть баланса принято называть активом, а правую часть - пассивом. Актив - часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении на определенную дату все принадлежащие данной организации материальные и нематериальные ценности, их состав и размещение. Пассив - часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении на определенную дату источники формирования средств организации, сгруппированные по принадлежности и назначению. Актив включает в себя 2 раздела, а пассив баланса - 3 раздела. При составлении бухгалтерского баланса всегда следует помнить следующее основное правило:

Бухгалтерский счёт представляет собой учётную позицию в бухгалтерском учёте, предназначенную для постоянного учёта в денежном выражении движения каждой однородной группы принадлежащих хозяйствующему субъекту средств и источников их образования методом двойной записи (по дебету и кредиту). В зависимости от объекта учёта счета разделяются на активные, пассивные и активно-пассивные. По степени детализации учёта счета подразделяются на синтетические, субсчета, аналитические. В зависимости от участия сальдо по счёту в формировании бухгалтерского баланса счета разделяются на балансовые и забалансовые. Для каждой группы средств и источников этих средств используется отдельный счёт, где отражается остаток (сальдо) данной группы на начало учётного периода и все изменения, вызванные произведёнными хозяйственными операциями. Каждый счёт имеет две стороны: дебет и кредит. Сумма всех операций, отражённых по дебету счёта, называется дебетовым оборотом; сумма всех операций, отражённых по кредиту, — кредитовым оборотом. Результат соизмерения дебетовых и кредитовых оборотов определяется как остаток (сальдо) по счёту. Систематизированный перечень бухгалтерских счетов содержится в плане счетов. Система счетов - способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за активами организации и хозяйственными операциями.Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта учета. На основании первичных документов на счете накапливаются и систематизируются текущие данные по однородным хозяйственным операциям. Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи. Двойная запись - способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Применение двойной записи имеет объективный характер и связано с двойственным характером отражения хозяйственных операций. Необходимость двойной записи выражается в четырех типах балансовых изменений. Двойная запись в процессе совершения хозяйственных операций отражает двойственные изменения в составе активов или источников его образования, либо одновременно в составе активов источников в дебете одних и в кредите других взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме. Двойная запись придает бухгалтерскому учету системный характер, обеспечивает взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. Двойная запись имеет большое информационное значение, так как позволяет получать информацию о движении экономических ресурсов и источников их образования, способствует контролю за движением активов и источников их образования. Двойная запись дает возможность проверить экономическое содержание хозяйственных операций и правомерность их осуществления, начиная от отдельной операции и заканчивая отражением в балансе, обеспечивает выявление ошибок в счетных записях. Каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, поэтому оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту этих счетов. Нарушение равенства свидетельствует о допущении ошибок в записях, которые должны быть найдены и исправлены. Каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи. При этом сумма по операции отражается в дебете одного и кредите другого счета, т.е. между счетами, на которых отражается операция, возникает взаимосвязь. Взаимосвязь между дебетом одного и кредитом другого счета, возникшая в результате двойной записи на них хозяйственной операции, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми такая взаимосвязь возникла, называются корреспондирущими.

2.40. Первичное наблюдение, документация, учетные регистры; инвентаризация и инвентарь. Методы стоимостного измерения. Формы бухгалтерского учета. основы бухгалтерской (финансовой) отчетности. Организация бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет представляет собой систему сплошного, непрерывного документального и взаимосвязанного наблюдения, регистрации, обобщения и контроля за хозяйственной деятельностью организации с целью исчисления и оценки показателей и предоставления их соответствующим пользователям для обоснования и принятия управленческих решений.

Первичное наблюдение — основа информационной системы бухгалтерского учета. По результатам первичного наблюдения составляется документ.

Документ-это материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве.

Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет: наблюдение за движением материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Итак, можно сделать вывод о том, что первичное наблюдение за объектами бухгалтерского учета осуществляется при помощи документации.

Первичное наблюдение в бухучете ведется с целью непрерывного наблюдения за хозяйственными процессами, их документальное оформление и периодическое подтверждение достоверности полученной информации специфическими приемами (например, инвентаризацией); группировки и обобщения информации об этих явлениях; хозяйственного учета, содержание которого составляют наблюдение, измерение, регистрация фактов хозяйственной жизни, их группировка и обобщение.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются. Это обеспечивает сплошной, непрерывный учет всех объектов учета; юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу; использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организации; контроль за сохранностью собственности, т.к. документами подтверждается материальная ответственность работников за доверенные им ценности; укрепление законности, поскольку документы служат основным источником сведений для последующего контроля правильности, целесообразности и законности каждой хоз. операции при документальных реквизитах.

Записать операцию на счетах – это значит отразить ее содержание в бухгалтерских книгах, карточках или свободных листах, являющихся учетными регистрами. Совокупность и расположение реквизитов в регистре определяют его форму, которая зависит от особенностей учитываемых объектов, назначения регистров, способов учетной регистрации. По внешнему виду учетные регистры подразделяются на книги, карточки и свободные листы (ведомости) в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Инвентаризация – это проверка имущества и обязательств организации путем подсчета, обмера, взвешивания. Она является способом уточнения показателей учета и последующего контроля за сохранностью имущества организации. Основными целями инв-ции явл: выявление фактическогоналичия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бух. учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. Инв-ции м б плановыми, которые проводят в заранее установленные сроки, и внезапными, которые проводят, чтобы установить наличие ценностей, неожиданно для материально ответственных лиц. Их осуществляют по распоряжению вышестоящих органов, руководителей орг-ции, по требованию ревизоров, следственных и контрольных органов. Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины излишков и недосдач, обнаруженных при инв-ции. Выводы, предложения и решения комиссии оформляются протоколом, утвержденным рук-лем предприятия. После утверждения результаты инв-ции отражаются в учете.

Под инвентарем в бух. учете понимаются запасы(строка 210) к ним относят:

Стоимостное измерение характеризуется двумя основными элементами метода бухгалтерского учета: оценкой и калькулированием. Способ стоимостного измерения объекта в денежном измерителе называется оценкой. При оценке товар сра­внивают, соизмеряют с общепринятой единицей измерения — рублем, с его эталонной стоимостью (покупательной способностью). Результаты оценки (т. е. измерения) объ­екта выражаются определенной суммой в рублях, что и составляет его цену. Калькулирование (от calculo — вычислять)– это способ стоимостного соизмерения процессов заготовления материальных ценностей, производства продукции, ее реализации, а также отдельных этапов, элементов процесса расширенного воспроизводства (исчисление валового дохода, хозрасчетной себестоимости и др.). Калькулирование, как способ определения фактической себестоимости объекта, неразрывно связано с системой бухгалтерского учета. Именно в системе синте­тических и аналитических счетов отражается движение затраченных средств, собираются суммы затрат по объекту и подготавливаются данные для расчетов. Для этого и используются собиратель­но-распределительные и калькуляционные счета. Таким образом, стоимостное измерение объектов бух­галтерского учета в нашей экономике осуществляется пу­тем прямой их оценки при купле-продаже за пределами организации с использованием системы цен, или путем калькулирования фактической себестоимости, если объект изменяет свою стоимость, используется или заново созда­ется в пределах внутреннего экономического пространства организации.

Строение учетных регистров, применяемых в бухгалтерском учете, их взаимосвязь, последовательность и способы записи в них хозяйственных операций определяются формой бухгалтерского учета. Форма бухгалтерского учета – это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей. Формы бухгалтерского учета непрерывно развиваются от простейших бухгалтерских книг при мемориально – ордерной до современных рационально построенных регистров автоматизированных систем. В России наибольшее распространение получили мемориально – ордерная, журнально – ордерная, автоматизированная и упрощенная формы бухгалтерского учета. Мемориально-ордерная форма учета применяется на предприятиях в нескольких вариантах в зависимости от особенностей отрасли промышленности и типа предприятия. В ней сочетаются книжные и карточные разработочные и группировочные учетные регистры. В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат принципы накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспечить синтетический и аналитический учет средств, источников и хозяйственных операций по всем разделам бух. учета. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров. От значительной части недостатков предыдущих форм бух.учета свободна автоматизированная форма бухгалтерского учета создана на базе использования ЭВМ. В общем виде данной форме учета свойственна такая последовательность обработка информации: машинный носитель информации – ЭВМ – машинограммы выходной информации. В наст время основная часть коммерческих организаций ведет учет с использованием персональных компьютеров на основе различных пакетов прикладных программ или на основе собственных программ. Предприятиям малого бизнеса разрешено использовать упрощенную форму учета, при которой можно использовать всего два вида учетных регистров – Книгу учета факторов хоз.деятельности (регистр синтетического учета) и ведомости учета соответствующих объектов (основных средств, произв.запасов, гот.продкуции и др.), являющихся регистрами аналитического учета.

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, характеризующих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период, полученный из данных бухгалтерского и других видов учета. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования. Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки и эффективности деятельности предприятия, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования.

В соответствии с ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организаций должна отвечать следующим основным требованиям: достоверности, целостности, последовательности, сопоставимости, отчетного периода и оформления.

Требование достоверности означает, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также финансовых результатах ее хозяйственной деятельности. Достоверной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Требования целостности связано с необходимостью включения в бухгалтерскую отчетность организации данных о всех хозяйственных операциях, осуществленных организацией как юридическим лицам, так и показателей деятельности филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Под отдельным балансом понимают систему показателей, формируемую подразделением организации и отражающую его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе для составления сводной бухгалтерской отчетности

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность включает:бухгалтерский баланс -- форма № 1;отчет о прибылях и убытках - форма № 2;отчет об изменениях капитала -- форма № 3;отчет о движении денежных средств -- форма № 4;приложение к бухгалтерскому балансу -- форма № 5;отчет о целевом испльзовании полученных средств -- форма № 6пояснительную записку;аудиторское заключение.

При организационном построении бухгалтерского учета организации принимают во внимание систему управления (централизованная, децентрализованная), территориальную разветвленность (наличие филиалов, представительств и их месторасположение), специализацию по объектам и видам деятельности, рост объема деятельности, уровень комплексной автоматизации управления, порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами организации, объем учетной работы, уровень квалификации работников бухгалтерской службы.