logo
otvety_k_GOSam

2.33.Управленческая и финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.Рынок аналитического программного обеспечения.Универсальные программые комплексы.

В учетной политике фирмы различают финансовый и управленческий учет. Финансовый учет ориентирован как на внешних, так и на внутренних пользователей информации. Его основные задачи - информирование пользователей о финансовом состоянии предприятия, подготовка отчетности, исполнение отношений с бюджетом. Он обязателен для хозяйствующих субъектов всех форм собственности и организационно-правовых форм. Финансовый учет осуществляется по предприятию в целом и базируется на прошлой и текущей информации. В основе финансового учета лежат законодательные и нормативные акты. Управленческий учет ориентирован на внутренних потребителей информации в лице руководства предприятия, подразделений и др. Его цель - информационное, методическое и аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Учетная политика фирмы - это не только специфика выбранных предприятием систем бухгалтерского учета. Она также отражает выбранные способы ведения управленческого учета на предприятии. Управленческий учет - это новый вид деятельности в системе управления. Его целью является обеспечение управленческого звена фирмы информацией оперативного и финансового учета, необходимой для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы, принятия на этой основе оптимальных управленческих решений и контроля за их реализацией. С развитием технических средств информационного обеспечения управленческой деятельности - компьютерной сети, телекоммуникаций - стало возможным, с одной стороны, накапливать базы данных внутрифирменной информации, а с другой - получать незамедлительно всю необходимую для оперативной деятельности информацию и использовать ее в процессе управления. Прежде всего это относится к транснациональным корпорациям, которые отличает огромный масштаб производственно-хозяйственной деятельности, имеющей интернациональный характер, сложное и наукоемкое производство, технологический процесс которого рассредоточен по многим дочерним предприятиям, расположенным в разных странах. Трудность часто заключается в том, что стандарты учета и отчетности разрабатываются и устанавливаются на основе национального законодательства страны местонахождения дочерней компании, поэтому дочерней компании приходится вести двойной финансовый учет: один - для местных налоговых властей, другой - для отчетности перед материнской компанией. В связи с этим многие фирмы перешли на ведение учета и отчетности в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, разработанными специализированными международными организациями или международной практикой учета.

Управленческий учет тесно связан с другими функциями управления и прежде всего с планированием. Планирование - исходный пункт управленческого цикла - при определении целей и задач финансово-хозяйственной деятельности опирается на анализ экономической информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности фирмы в прошлый, текущий и будущий периоды. Система учета призвана обеспечить сбор, хранение, обобщение необходимой для экономического анализа информации. Управленческий учет как система внутрифирменного управления включает в себя четыре вида учета и отчетности: бухгалтерский, оперативный, финансовый и статистический, каждый из которых выполняет свои специфические функции и имеет определенные формы отчетности. Финансовый учет (Financial accounting) представляет собой систему сбора, обобщения и хранения информации об использовании всех денежных средств и ресурсов финансово-хозяйственной деятельности фирмы. В него входит учет расчетов с поставщиками, покупателями, другими организациями и физическими лицами, а также учет всех финансовых операций (акций и дивидендов, облигаций и векселей, кредитов и процентов, инвестиций). На основе данных финансового учета выявляется финансовый результат (прибыль фирмы или убыток) и составляется финансовая отчетность: балансовый отчет (баланс), отчет о доходах (отчет о прибылях и убытках), отчет о финансовом положении и др. Эта информация выражается совокупностью определенным образом сформированных экономических показателей, на которых строится финансовая отчетность фирмы. В свою очередь финансовая отчетность служит источником данных для инвесторов, банков, налоговых и статистических органов, для контролирующих органов (ревизоров), для составления периодической отчетности, представляемой акционерам фирмы. К внутренним пользователям информации относятся высшее руководство компании и менеджеры всех уровней управления. На основе анализа финансовой отчетности они: • определяют потребности в финансовых ресурсах; • оценивают правильность принятых ранее инвестиционных решений и эффективность структуры капитала; • делают оценки для внесения корректировок в плановые показатели; • разрабатывают и реализуют политику дивидендов; • вносят предложения о проведении структурной реорганизации фирмы. В качестве внешних пользователей информации, принимающих на ее основе свои решения, выступают, в частности: акционеры (лица или банки), обеспечивающие финансирование фирмы (владельцы и кредиторы); поставщики и потребители товаров фирмы; служащие фирмы и профсоюзы; налоговые органы, законодательные органы и правительственные организации: аудиторские фирмы; консультанты по финансовым вопросам, фондовые биржи, пресса и информационные агентства, союзы предпринимателей, юристы и др. Понятие "аналитичности" программ для финансового рынка предполагает наличие у них определенной методической основы и алгоритмов обработки первичной учетной информации для поддержки принятия управленческих решений. Информационные технологии (ИТ) - понятие более ёмкое, чем аналитические программы. Под ним подразумевается совокупность организационной структуры сбора и анализа информации, технических средств обработки и передачи информации, программно-математического обеспечения. Традиционно на финансовом рынке выделяют фундаментальный (или, как его еще называют, основной) анализ и технический анализ. Назначение фундаментального анализа состоит в оценке состояния экономики в целом, отдельных ее отраслей и регионов, конкретных субъектов финансового рынка, а также в прогнозировании развития процессов в этих сферах. Выявление наиболее предпочтительных направлений для размещения свободных ресурсов, поиск эффективных проектов и предприятий, их реализующих, создают основу для формирования инвестиционной стратегии и выбора конкретных финансовых инструментов реализации этой стратегии. Компьютерные программы для фундаментального анализаК прикладным направлениям фундаментального анализа относится получение оценок прошедшей и текущей финансово-хозяйственной деятельности субъектов финансового рынка, а также планирование капиталовложений.Первый класс программ по финансовому анализу предназначен главным образом для анализа стандартных форм бухгалтерской отчетности. Методической основой большинства таких программ являются работы профессоров А.Д. Шеремета и В.Ф. Палия. Практически все программы этого класса формируют аналитический баланс-нетто, на основе которого осуществляются расчеты основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели отражают наиболее значимые аспекты деятельности, а именно:

Ликвидность; Финансовую устойчивость; Структуру капитала; Эффективность использования ресурсов. Другой класс компьютерных программ ориентирован на финансовую и экономическую оценку инвестиционных проектов. В качестве методической основы применяется хорошо известная специалистам так называемая методика ЮНИДО. Основные положения методики ЮНИДО предполагают использование бюджетного подхода к планированию инвестиций и методов дисконтирования денежных потоков. Методика позволяет учесть в расчетах влияние инфляции на основные технико-экономические показатели.Несмотря на то что обзор посвящен российским программным продуктам, необходимо отдельно сказать о программной реализации классической части этой методики - пакете COMFAR, разработанном специалистами ЮНИДО. COMFAR по целому ряду причин (из-за невозможности корректного учета специфических особенностей российских условий и достаточно высокой цены), к сожалению, не получил должного распространения. В отличие от предыдущих новая версия COMFAR III Expert for Windows значительно расширена за счет новых функциональных возможностей, числа рассчитываемых технико-экономических показателей и имеет более удобный пользовательский интерфейс. Программа позволяет учитывать местную и иностранные валюты, планировать раздельно местные и иностранные денежные потоки, учитывать особенности различных источников финансирования и т. п.Наиболее существенным достоинством этого программного продукта является его международная сертификация в качестве инструмента для проведения инвестиционных расчетов, чего в настоящее время не имеет ни одна российская разработка в этой сфере. Ограниченный спрос на эту программу в России, а также низкие потребительские свойства предыдущих версий программы COMFAR позволили ряду российских фирм выйти на рынок с собственными, не менее интересными, разработками. Существует ряд зарубежных компаний - информационно-аналитических агентств, занимающихся изучением рынка ПО. В их числе состоят International Data Corporation (IDC) и Gartner Group - компании, которые занимаются анализом рынков информационных технологий в течение последних 25-30 лет. Среди независимых исследователей рынка ПО можно выделить "онлайновый" журнал OLAP Report, издаваемый компанией Optima Media Group. Эти аналитики используют различные подходы в вопросе классификации ПО и анализа рынка. В проекте OLAP Report также существует своя собственная методика анализа рынка OLAP, но она более сложная в части подсчета доходов, чем у других информационных агентств, и в основном нацелена на подсчет долей производителей относительно общей величины рынка. Во-первых, по версии OLAP Report в доходы включаются также поступления от технической поддержки и внедрения, что в конечном счете способствует увеличению итоговых показателей в несколько раз по сравнению с показателями IDC и Gartner. Во-вторых, OLAP Report оценивает доли каждого OLAP-компонента. Компании IDC и Gartner предоставляют достаточно подробную аналитическую информацию в следующих разрезах: по производителям ПО (краткая характеристика деятельности, рыночные доли в абсолютном выражении, удельный вес в общем объеме рынка, темпы годового прироста, прогноз на несколько лет), то же в отношении сегментов рынка, географических регионов (Северная Америка, Западная Европа, Азия, прочие регионы мира), функциональных задач, и операционных систем (ОС). В материалах OLAP Report можно встретить только общие данные о величине рынка, прогноз его роста, удельные веса основных участников и краткую характеристику их деятельности.Компаниями IDC и Gartner разработаны системы классификации всего рынка ПО (не только аналитического). В них существует ряд серьезных отличий и это является предметом отдельного исследования. Например, в части рынка аналитического ПО IDC включает в свой рынок ИПХД сектор СУБД, а Gartner этого не делает. Агентство OLAP Report занимается изучением рынка OLAP и разрабатывает классификацию только для ПП этого класса. Очевидно, что попытаться применить подход OLAP Report в отношении других рынков ПО практически невозможно.На основании изложенного можно сделать следующие выводы:Подход OLAP Report к изучению рынка достаточно узок и ограничивается только сектором OLAP. Поэтому рассматривать эту методику в качестве базовой для анализа других секторов чрезвычайно проблематично.Компании IDC и Gartner находятся примерно на одном уровне по ключевым характеристикам методики анализа. Однако у IDC более понятная методология выделения ПП в различные секторы рынка.