2.33.Управленческая и финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.Рынок аналитического программного обеспечения.Универсальные программые комплексы.
В учетной политике фирмы различают финансовый и управленческий учет. Финансовый учет ориентирован как на внешних, так и на внутренних пользователей информации. Его основные задачи - информирование пользователей о финансовом состоянии предприятия, подготовка отчетности, исполнение отношений с бюджетом. Он обязателен для хозяйствующих субъектов всех форм собственности и организационно-правовых форм. Финансовый учет осуществляется по предприятию в целом и базируется на прошлой и текущей информации. В основе финансового учета лежат законодательные и нормативные акты. Управленческий учет ориентирован на внутренних потребителей информации в лице руководства предприятия, подразделений и др. Его цель - информационное, методическое и аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Учетная политика фирмы - это не только специфика выбранных предприятием систем бухгалтерского учета. Она также отражает выбранные способы ведения управленческого учета на предприятии. Управленческий учет - это новый вид деятельности в системе управления. Его целью является обеспечение управленческого звена фирмы информацией оперативного и финансового учета, необходимой для анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности фирмы, принятия на этой основе оптимальных управленческих решений и контроля за их реализацией. С развитием технических средств информационного обеспечения управленческой деятельности - компьютерной сети, телекоммуникаций - стало возможным, с одной стороны, накапливать базы данных внутрифирменной информации, а с другой - получать незамедлительно всю необходимую для оперативной деятельности информацию и использовать ее в процессе управления. Прежде всего это относится к транснациональным корпорациям, которые отличает огромный масштаб производственно-хозяйственной деятельности, имеющей интернациональный характер, сложное и наукоемкое производство, технологический процесс которого рассредоточен по многим дочерним предприятиям, расположенным в разных странах. Трудность часто заключается в том, что стандарты учета и отчетности разрабатываются и устанавливаются на основе национального законодательства страны местонахождения дочерней компании, поэтому дочерней компании приходится вести двойной финансовый учет: один - для местных налоговых властей, другой - для отчетности перед материнской компанией. В связи с этим многие фирмы перешли на ведение учета и отчетности в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, разработанными специализированными международными организациями или международной практикой учета.
Управленческий учет тесно связан с другими функциями управления и прежде всего с планированием. Планирование - исходный пункт управленческого цикла - при определении целей и задач финансово-хозяйственной деятельности опирается на анализ экономической информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности фирмы в прошлый, текущий и будущий периоды. Система учета призвана обеспечить сбор, хранение, обобщение необходимой для экономического анализа информации. Управленческий учет как система внутрифирменного управления включает в себя четыре вида учета и отчетности: бухгалтерский, оперативный, финансовый и статистический, каждый из которых выполняет свои специфические функции и имеет определенные формы отчетности. Финансовый учет (Financial accounting) представляет собой систему сбора, обобщения и хранения информации об использовании всех денежных средств и ресурсов финансово-хозяйственной деятельности фирмы. В него входит учет расчетов с поставщиками, покупателями, другими организациями и физическими лицами, а также учет всех финансовых операций (акций и дивидендов, облигаций и векселей, кредитов и процентов, инвестиций). На основе данных финансового учета выявляется финансовый результат (прибыль фирмы или убыток) и составляется финансовая отчетность: балансовый отчет (баланс), отчет о доходах (отчет о прибылях и убытках), отчет о финансовом положении и др. Эта информация выражается совокупностью определенным образом сформированных экономических показателей, на которых строится финансовая отчетность фирмы. В свою очередь финансовая отчетность служит источником данных для инвесторов, банков, налоговых и статистических органов, для контролирующих органов (ревизоров), для составления периодической отчетности, представляемой акционерам фирмы. К внутренним пользователям информации относятся высшее руководство компании и менеджеры всех уровней управления. На основе анализа финансовой отчетности они: • определяют потребности в финансовых ресурсах; • оценивают правильность принятых ранее инвестиционных решений и эффективность структуры капитала; • делают оценки для внесения корректировок в плановые показатели; • разрабатывают и реализуют политику дивидендов; • вносят предложения о проведении структурной реорганизации фирмы. В качестве внешних пользователей информации, принимающих на ее основе свои решения, выступают, в частности: акционеры (лица или банки), обеспечивающие финансирование фирмы (владельцы и кредиторы); поставщики и потребители товаров фирмы; служащие фирмы и профсоюзы; налоговые органы, законодательные органы и правительственные организации: аудиторские фирмы; консультанты по финансовым вопросам, фондовые биржи, пресса и информационные агентства, союзы предпринимателей, юристы и др. Понятие "аналитичности" программ для финансового рынка предполагает наличие у них определенной методической основы и алгоритмов обработки первичной учетной информации для поддержки принятия управленческих решений. Информационные технологии (ИТ) - понятие более ёмкое, чем аналитические программы. Под ним подразумевается совокупность организационной структуры сбора и анализа информации, технических средств обработки и передачи информации, программно-математического обеспечения. Традиционно на финансовом рынке выделяют фундаментальный (или, как его еще называют, основной) анализ и технический анализ. Назначение фундаментального анализа состоит в оценке состояния экономики в целом, отдельных ее отраслей и регионов, конкретных субъектов финансового рынка, а также в прогнозировании развития процессов в этих сферах. Выявление наиболее предпочтительных направлений для размещения свободных ресурсов, поиск эффективных проектов и предприятий, их реализующих, создают основу для формирования инвестиционной стратегии и выбора конкретных финансовых инструментов реализации этой стратегии. Компьютерные программы для фундаментального анализаК прикладным направлениям фундаментального анализа относится получение оценок прошедшей и текущей финансово-хозяйственной деятельности субъектов финансового рынка, а также планирование капиталовложений.Первый класс программ по финансовому анализу предназначен главным образом для анализа стандартных форм бухгалтерской отчетности. Методической основой большинства таких программ являются работы профессоров А.Д. Шеремета и В.Ф. Палия. Практически все программы этого класса формируют аналитический баланс-нетто, на основе которого осуществляются расчеты основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели отражают наиболее значимые аспекты деятельности, а именно:
Ликвидность; Финансовую устойчивость; Структуру капитала; Эффективность использования ресурсов. Другой класс компьютерных программ ориентирован на финансовую и экономическую оценку инвестиционных проектов. В качестве методической основы применяется хорошо известная специалистам так называемая методика ЮНИДО. Основные положения методики ЮНИДО предполагают использование бюджетного подхода к планированию инвестиций и методов дисконтирования денежных потоков. Методика позволяет учесть в расчетах влияние инфляции на основные технико-экономические показатели.Несмотря на то что обзор посвящен российским программным продуктам, необходимо отдельно сказать о программной реализации классической части этой методики - пакете COMFAR, разработанном специалистами ЮНИДО. COMFAR по целому ряду причин (из-за невозможности корректного учета специфических особенностей российских условий и достаточно высокой цены), к сожалению, не получил должного распространения. В отличие от предыдущих новая версия COMFAR III Expert for Windows значительно расширена за счет новых функциональных возможностей, числа рассчитываемых технико-экономических показателей и имеет более удобный пользовательский интерфейс. Программа позволяет учитывать местную и иностранные валюты, планировать раздельно местные и иностранные денежные потоки, учитывать особенности различных источников финансирования и т. п.Наиболее существенным достоинством этого программного продукта является его международная сертификация в качестве инструмента для проведения инвестиционных расчетов, чего в настоящее время не имеет ни одна российская разработка в этой сфере. Ограниченный спрос на эту программу в России, а также низкие потребительские свойства предыдущих версий программы COMFAR позволили ряду российских фирм выйти на рынок с собственными, не менее интересными, разработками. Существует ряд зарубежных компаний - информационно-аналитических агентств, занимающихся изучением рынка ПО. В их числе состоят International Data Corporation (IDC) и Gartner Group - компании, которые занимаются анализом рынков информационных технологий в течение последних 25-30 лет. Среди независимых исследователей рынка ПО можно выделить "онлайновый" журнал OLAP Report, издаваемый компанией Optima Media Group. Эти аналитики используют различные подходы в вопросе классификации ПО и анализа рынка. В проекте OLAP Report также существует своя собственная методика анализа рынка OLAP, но она более сложная в части подсчета доходов, чем у других информационных агентств, и в основном нацелена на подсчет долей производителей относительно общей величины рынка. Во-первых, по версии OLAP Report в доходы включаются также поступления от технической поддержки и внедрения, что в конечном счете способствует увеличению итоговых показателей в несколько раз по сравнению с показателями IDC и Gartner. Во-вторых, OLAP Report оценивает доли каждого OLAP-компонента. Компании IDC и Gartner предоставляют достаточно подробную аналитическую информацию в следующих разрезах: по производителям ПО (краткая характеристика деятельности, рыночные доли в абсолютном выражении, удельный вес в общем объеме рынка, темпы годового прироста, прогноз на несколько лет), то же в отношении сегментов рынка, географических регионов (Северная Америка, Западная Европа, Азия, прочие регионы мира), функциональных задач, и операционных систем (ОС). В материалах OLAP Report можно встретить только общие данные о величине рынка, прогноз его роста, удельные веса основных участников и краткую характеристику их деятельности.Компаниями IDC и Gartner разработаны системы классификации всего рынка ПО (не только аналитического). В них существует ряд серьезных отличий и это является предметом отдельного исследования. Например, в части рынка аналитического ПО IDC включает в свой рынок ИПХД сектор СУБД, а Gartner этого не делает. Агентство OLAP Report занимается изучением рынка OLAP и разрабатывает классификацию только для ПП этого класса. Очевидно, что попытаться применить подход OLAP Report в отношении других рынков ПО практически невозможно.На основании изложенного можно сделать следующие выводы:Подход OLAP Report к изучению рынка достаточно узок и ограничивается только сектором OLAP. Поэтому рассматривать эту методику в качестве базовой для анализа других секторов чрезвычайно проблематично.Компании IDC и Gartner находятся примерно на одном уровне по ключевым характеристикам методики анализа. Однако у IDC более понятная методология выделения ПП в различные секторы рынка.
- 1.1.Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы.
- 1.2. Рынок: сущность, классификация, функции. Рыночный спрос и рыночное предложение. Формирование равновесной цены. Эластичность спроса и предложения. Виды эластичности.
- 1.3. Фирма и ее роль в экономике. Организационные формы предпринимательства. Конкуренция и ее виды.
- 1.4. Издержки производства, их специфика в рыночных условиях. Виды издержек. Доходы и прибыль. Виды прибыли максимизация прибыли.
- 1.5. Макроэкономические цели и задачи. Экономические концепции макроэкономических процессов. Основные макроэкономические показатели. Общий уровень цен. Индексы цен.
- 1.7. Мировое хозяйство и международная торговля. Платежный баланс, его структура и макроэкономическое значение. Валютный рынок.
- 1.8. Государственное воздействие на экономику. Методы и инструменты государственного регулирования экономики.
- 1.11.Сущность региональных финансов, их роль в социально-экономическом развитии территорий. Региональный бюджет. Муниципальный бюджет.
- 1.12.Финансовый рынок: его сущность и функции.
- 1.14. Внешняя и внутренняя среда организации
- 1.15. Системы менеджмента: функции и организационные структуры
- 1.16.Процессы управления:целеполагание и оценка ситуации,принятие управленческих решений.Механизмы менеджмента:средства и методы управления.
- 1.17.Личность менеджера.Лидерство и стиль управления.Власть и партнерство.Групповая динамика и разрешение конфликтов.
- 1.18.Ресурсы,качество и эффективность управления.Система информационного обеспечения управления.
- 1.20.Социальная ориентация маркетинга.Типология потребителей.
- 1.21.Стратегическое и оперативное планирование маргетинга.Содержание разработки маркетинговой стратегии,ее этапы.Стратегические цели маркетинга.
- 1.22.Формирование товарной политики и рыночной стратегии.Разработка ценовой политики.Формирование спроса и стимулирование сбыта.Рекламная политика.
- 1.23.Маркетинговая информация, маркетинговый анализ.
- 1.24.Кадровое направление деятельности предприятия как объект управления.Кадровая стратегия предприятия и определяющие её факторы.
- 1.25.Служба персонала предприятия:функции и полномочия.Регулирование численности персонала организации.
- 1.26.Развитие человеческих ресурсов организации.Организация и оплата труда персонала.Социально-экономическая и психологическая поддержка персонала.
- 2.27 Сущность финансов предприятий
- 2.28 Сущность оборотных средств, их состав и структура
- 2.29 Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их деятельности.
- 2.30 Финансовое состояние предприятия
- 2.31.Цель,задачи и структура финансового менеджмента. Роль и функции финансового менеджера.
- 2.32.Виды рисков и управление рисками в финансовом менеджменте.
- 2.33.Управленческая и финансовая отчетность в системе финансового менеджмента.Рынок аналитического программного обеспечения.Универсальные программые комплексы.
- 2.34.Сущность,цель и задачи управления инвестициями.Принятие решений по реальным инвестиционным проектам.Принятие решений по финансовым инвестициям.
- 2.37. Цель и задачи планирования финансовой деятельности. Виды внутрифирменного финансового планирования. Годовой финансовый план (бюджет) компании. Оперативное финансовое планирование.
- 2.38. Управление доходами. Методы исчисления рентабельности предприятия.
- 2.39 Содержание и функции бухгалтерского учета. Объекты, предмет и метод бухгалтерского учета; балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов, двойная запись.
- 2.41. Понятие, состав бухгалтерской отчетности и требования к ней. Порядок составления бухгалтерских отчетов.
- 2.42. Содержание бухгалтерского баланса и правила оценки его показателей. Содержание отчета о прибылях и убытках, о движении денежных средств и капитала и пояснительной записки к годовому отчету.
- Раздел I «Изменения капитала»;
- Раздел II «Резервы»;
- Раздел III «Справки».
- 2.43. Понятие налога и сбора. Налоги: сущность, функции и виды. Понятие налоговой системы. Налоговый кодекс рф. Основные принципы налогообложения.
- 2.44. Налоги, включаемые в стоимость продукции. Налог на добавленную стоимость. Налоги, включаемые в себестоимость продукции.
- 2.45. Налог на прибыль предприятий и организаций. Налог на имущество предприятий.
- 2.46. Порядок уплаты налогов гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
- 2.47. Происхождение банков и развитие банковского дела. Реформа банковской системы России.
- 2.49. Банковские операции. Ресурсы банка. Формирование и использование собственного капитала банка. Привлеченные средства.
- 2.50. Кредитные операции банков. Условия кредитной сделки. Кредитование заемщика.
- 2.55. Организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды.
- I. Принципы, основанные на представлениях собственника
- II. Принципы, связанные с эксплуатацией имущества
- III. Принципы, связанные с рыночной средой
- IV.Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования
- 2.59. Лица, инициирующие признание организации несостоятельной (банкротом). Понятие и классификация кредиторов. Возбуждение производства по делам о банкротстве.
- 2.60. Процедуры банкротства. Наблюдение. Первое собрание кредиторов и окончание наблюдения.
- 2.61. Внешнее управление. Порядок ведения внешнего управления. Полномочия внешнего управляющего.
- 2.62. Конкурсное производство. Правовые последствия открытия конкурсного производства. Полномочия конкурсного управляющего.
- 2.63 Мировое соглашение, его форма и обязательные условия. Лица уполномоч. Заключать м.С.
- 2.64. Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц. Упрощенные процедуры банкротства. Банкротство отсутствующего должника.
- 2.65. Цели и задачи оценки бизнеса. Принципы оценки бизнеса. Процесс оценки бизнеса. Характеристика основных этапов оценки. Составление отчета об оценке.
- 1. Комплексный анализ финансовой отчетности.
- 3. Анализ финансовой отчетности в оценке бизнеса.
- 4. Анализ финансовых коэффициентов.
- 5. Доходный подход.
- 6.Прогнозирование будущих доходов.
- 2.67. Дисконтирование. Ставки дисконта. Метод калькулятивного построения. Оценка риска. Модель оценки капитальных активов. Стоимость в остаточный период.
- Основные этапы:
- Определение ставки дисконта
- I. Метод дисконтированных денежных потоков (ддп)
- Основные этапы оценки предприятия методом ддп
- II. Метод капитализации прибыли
- III. Оценка контрольного пакета акций.
- IV. Анализ и корректировка финансовых счетов.
- 2.69. Общие понятия реструктуризации. Соотношение понятий: реформирование, реорганизация, реструктуризация. Текущая, инвестиционная и финансовая реструктуризация.
- 2.71. Неплатежеспособность и проблемы ее анализа на предприятии. Диагностика экономического состояния неплатежеспособности предприятия. Досудебная санация.
- 2.72. Правовое содержание процедур Финансового оздоровления предприятий, Государственное регулирование процессов финансового оздоровления.
- 2.73. Финансовая отчетность как источник информации для анализа и контроля процедуры финансового оздоровления.
- 2.74. Экспресс-диагностика. Особенности управления активами неплатежеспособного предприятия. Управление оборотными средствами. Оптимизация структуры выпускаемой продукции.
- 3. Полномочия Агентства по реструктуризации кредитных организаций (арко).
- 2.77 Институт банкротства кредитных организаций. Правовое содержание процедур банкротства банков
- 2.78. Меры по финансовому оздоровлению банков. Зарубежный опыт антикризисного управления и финансового оздоровления кредитных организаций.