logo
otvety_k_GOSam

2.64. Особенности банкротства отдельных категорий должников-юридических лиц. Упрощенные процедуры банкротства. Банкротство отсутствующего должника.

Градообразующие организации. К градообразующим относят органи­зации, численность работников которых составляет не менее 25% чис­ленности работающего населения соответствующего населенного пункта. Нормы о градообразующих организациях применяются также и к юридическим лицам, численность работников которых превышает 5 тыс. человек. При таком количестве работников даже если организа­ция и не является градообразующей, необходимо особо учитывать воз­можные последствия в случае, например, проведения массовых уволь­нений с целью минимизации негативных социальных явлений.

Для указанных организаций законом предусмотрены дополнитель­ные возможности поддержки и сохранения производства. Например, в тех случаях, когда собрание кредиторов не приняло решения о необхо­димости введения внешнего управления, арбитражный суд вправе при­нять такое решение по собственному усмотрению, по обшим основани­ям, предусмотренным Законом о банкротстве, а также по ходатайству органа местного самоуправления или привлеченного к делу о банкрот­стве соответствующего федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предо­ставления поручительства по обязательствам должника.

По новому Закону о банкротстве продление фи­нансового оздоровления или внешнего управления возможно лишь на один год при условии предоставления поручительства вышеназванных органов.

Поручительством в данном случае является односторонняя обязан­ность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполне­ние последним всех его обязательств перед кредиторами. Поручитель­ство оформляется в письменном виде и должно содержать сумму обя­зательства должника перед кредиторами и график погашения соответствующей задолженности. К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручитель­ству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручитель­ства.

Некоторые особенности предусмотрены и для продажи имущества градообразующей организации. В частности, в случае признания ее банкротом первоначально на продажу должно быть выставлено пред­приятие как имущественный комплекс, и только если его продажа не состоится, имущество градообразующей организации может быть рас­продано по частям в общем порядке.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного федерального органа исполнительной власти, или орга­на исполнительной власти субъекта РФ существенным условием дого­вора купли-продажи предприятия может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников в течение определенного срока, не превышающего 3 лет.

В ходе внешнего управления наличие данного ходатайства опреде­ляет обязательность первоначального предложения к продаже имуще­ственного комплекса (предприятия) градообразующей организации.

Сельскохозяйственные организации (рыболовецких артелей (колхозов)).

Как и все коммерческие организа­ции, они вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности с целью извлечения дохода.

Статус «сельскохозяйственная организация» или «рыболовецкая ар­тель (колхоз)» не является организационно-правовой формой юриди­ческого лица. Это характеристика организации, отражающая ее пре­имущественный вид деятельности, для определения которого оценива­ется структура полученной ею выручки. В целях применения специальных норм Закона о банкротстве сельскохозяйственными ор­ганизациями признаются юридические лица, не менее 50% выручки которых получено от производства или производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а рыболовецкими артелями (колхо­зами) признаются организации, не менее 70% выручки которых полу­чено от реализации произведенной или произведенной и переработан­ной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) вод­ных биологических ресурсов.

При продаже имущества и имущественных прав данных организа­ций на первые торги должно быть выставлено предприятие в целом. При этом для владельцев соседних участков, также занимающихся сельским хозяйством, установлено преимущественное право приобре­тения указанного имущества.

При проведении анализа финансового состояния сельскохозяй­ственных и приравненных к ним организаций принимаются во внима­ние сезонность производства и его зависимость от природно-климати- ческих условий, а также возможность удовлетворения требований кре­диторов за счет доходов, которые могут быть получены по окончании периода сельскохозяйственных работ.

Соответственно срок финансового оздоровления или внешнего управления помимо прочего также обусловливается периодом сельско­хозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, выловленной) продукции. Указанный срок может быть продлен на один год, если в течение этого времени были спад и ухудшение финансового положения в связи со стихийны­ми бедствиями, эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями.

Кредитные организации. 25 февраля 1999 г. был принят специальный Федеральный закон «О несостоятельности (банк­ротстве) кредитных организаций». Им, в частности, установлены:

- комплекс мер по предупреждению банкротства, к которым отно­сятся: финансовое оздоровление кредитной организации, назна­чение временной администрации по управлению кредитной орга­низацией, реорганизация кредитной организации. В качестве ос­новных мер по финансовому оздоровлению должника — кредитной организации выделяют: оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменение структуры активов и пассивов кредитной организации, изменение ее организационной структуры, а также приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала). Эти меры осущест­вляются в случаях, установленных данным Законом, по инициати­ве самой кредитной организации, ее учредителей (участников), а также по требованию Банка России;

- признаки банкротства и условия возбуждения производства по делу о банкротстве кредитной организации. Дело может быть возбужде­но только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Размер задолженности в совокупности должен превышать 1 тыс. М РОТ и срок неисполнения быть более 14 дней, либо если после отзыва у кредитной организа­ции лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами;

- сокращенный перечень возможных процедур банкротства. При рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяется только конкурсное производство. На­блюдение, внешнее управление и мировое соглашение в отношении кредитных организаций не применяются. Назначение временной администрации по некоторым позициям напоминает процедуру внешнего управления (назначение новых органов управления без согласования с участниками (акционерами) кредитной организа­ции, иные ограничение полномочий органов управления, введение моратория на исполнение денежных обязательств и обязательных платежей и др.), но является досудебной мерой;

- участие Банка России в качестве одного из основных участников производства по делу о банкротстве кредитных организаций. Банк России осуществляет нормативное регулирование в данной сфере, надзор за деятельностью кредитных организаций, участвует в ар­битражном процессе по делу о банкротстве, даже если заявление о признании кредитной организации банкротом подано иным лицом, назначает временную администрацию, осуществляет ряд иных полномочий и функций;

- круг требований к кандидатуре арбитражного управляющего. Ему необходимо соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь выданный им аттестат;

- изменение очередности удовлетворения требований кредиторов. В первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и договорам банковского счета, требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Иные финансовые организации. В Законе о банкротстве объединены особенности банкротства кредитных и страховых организаций, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг. В числе ос­новных особенностей, установленных для проведения процедур банк­ротства страховых организаций, можно отметить следующие:

- участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве государственного органа РФ по надзору за страховой деятельностью. В настоящее время этим органом является Министерство финансов РФ;

- покупателем имущественного комплекса страховой организации может быть только страховая организация. Данное требование обусловлено особенностями состава имущественного комплекса страховой организации. Такой имущественный комплекс включает определенный объем обязательств по договорам страхования и имеет ценность именно для страховой организации. Поэтому его возможно передавать только другой страховой организации, кото­рая должна в свою очередь взять на себя определенные обязательства должника. При этом в Законе определено, что у нее должно быть достаточно собственных активов для исполнения обязательств по принимаемым на себя договорам страхования;

- продажа имущественного комплекса страховой организации воз­можна только при условии, что покупатель согласен принять на себя договоры страхования, по которым страховой случай не на­ступил до момента признания страховой организации банкротом. Покупатель имущественного комплекса должника – страховой организации принимает на себя обязательства страховщика по всем договорам, по которым еще не наступил страховой случай. По до­говорам страхования, по которым страховой случай уже наступил, страхователи (выгодоприобретатели) становятся кредиторами по денежным обязательствам в размере страховой суммы и получают удовлетворение из средств, вырученных от продажи имущества должника. Остальные договоры страхования в случае признания страховой организации банкротом подлежат прекращению. В этом случае страхователи (выгодоприобретатели) имеют право требова­ния возврата части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком действия договора стра­хования и сроком, в течение которого действовал договор страхо­вания;

- определение очередности удовлетворения требований кредиторов третьей очереди. С учетом вышеизложенного анализа очередности удовлетворения кредиторов третьей очереди («очередь внутри оче­реди») можно указать, что в данном случае речь идет о дальнейшем определении очередности кредиторов «третьей-второй» очереди. Иначе говоря, устанавливается «очередь внутри подочереди». В соответствии со ст. 186 Закона о банкротстве удовлетворяются:

в «третью-вторую-первую» очередь — требования застрахо­ванных лиц и выгодоприобретателей по договорам обяза­тельного личного страхования;

в «третью-вторую-вторую» очередь — требования выгодопри­обретателей и страхователей по иным договорам обязатель­ного страхования;

в «третью-вторую-третью» очередь — требования кредиторов по договорам личного страхования, в том числе прекращен­ным в связи с признанием страховой организации банкро­том;

в «третью-вторую-четвертую» очередь — требования прочих кредиторов «третьей-второй» очереди.

При этом требования кредиторов, обеспеченные залогом, удовле­творяются таким же образом, как это было описано выше примени­тельно к «третьей-первой» очереди.

Большую роль в правовом обеспечении проведения процедур банк­ротства профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также защите прав и интересов их клиентов играет государственный орган РФ по регулированию рынка ценных бумаг.

Особенностью данной категории дел является необходимость разде­ления сделок должника с собственным имуществом и имуществом (ценными бумагами) клиентов. На сделки с ценными бумагами клиен­тов, совершаемые по поручениям клиентов, подтвержденным после возбуждения дела о банкротстве, не распространяются установленные Законом о банкротстве общие ограничения на совершение сделок в ходе процедур банкротства. Указанное имущество, находящееся в рас­поряжении участника рынка ценных бумаг, признанного банкротом, не включается в конкурсную массу и подлежит возврату клиентам. Если же требования клиентов превышают количество ценных бумаг одного вида (одного эмитента, одной категории, одного типа, одной серии), находящихся в распоряжении должника, возврат осуществляется про­порционально требованиям клиентов. Требования в неудовлетворенной части признаются денежными требованиями и удовлетворяются или погашаются в общем порядке, установленном законом.

Стратегические предприятия и организации. К указанной категории должников отнесены две группы организаций.

1. Организации оборонно-промышленного комплекса — производ­ственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и др., осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

2. Федеральные государственные унитарные предприятия и откры­тые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (ра­бот, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения оборо­носпособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ. Определение этой группы представляется довольно нечетким, позволяющим подвести под данную категорию широкий спектр должников.

Точный перечень стратегических предприятий и организаций ут­вержден Правительством РФ.

Для названных организаций изменен признак банкротства: срок не­исполнения обязательств, дающий право на обращение в суд с заявле­нием о банкротстве, увеличен с 3 до 6 месяцев. Также увеличен размер этих неисполненных обязательств до 500 тыс. руб.

Расширен состав лиц, участвующих в деле о банкротстве: добавлен федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализа­цию единой государственной политики в отрасли экономики, в кото­рой осуществляют деятельность соответствующие стратегические пред­приятие или организации.

К арбитражным управляющим, участвующим в делах о банкротстве данной категории должников, Правительство РФ вправе установить пе­речень дополнительных требований.

На 20% снижен размер обеспечения, в том числе государственных гарантий, предоставление которых необходимо для введения финансо­вого оздоровления.

Определенные особенности вытекают из характера деятельности должников указанной категории: например, внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с вы­полнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечени­ем федеральных государственных нужд в области поддержания оборо­носпособности и безопасности РФ, а также отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав, которые входят в состав иму­щественного комплекса должника, предназначенного для осуществле­ния данной деятельности.

Целевой характер имущественного комплекса должника подлежит обязательному учету и при продаже предприятия. Обязательными усло­виями конкурса должно быть обеспечение сохранения целевого назна­чения предприятия и имущества мобилизационного назначения, в том числе принятие на себя выполнения работ по государственному обо­ронному заказу и т.п. При этом Российская Федерация имеет право преимущественной покупки такого предприятия. Более того, у государ­ства установлено право «перехватить» данное предприятие у победителя конкурса в течение месяца с даты его проведения и купить предприятие на тех же условиях, на которых конкурс был выигран. Для участия в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица, в отличие от общего порядка продажи предприятия, установлен­ного Законом о банкротстве.

Банкротство ликвидируемого должника. Статья 224 Закона о банкрот­стве устанавливает обязанность ликвидационной комиссии (ликвида­тора) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании долж­ника банкротом, если у должника, в отношении которого уполномо­ченным органом управления принято решение о ликвидации, недостаточно имущества для удовлетворения всех требований кредито­ров. Аналогичная обязанность возлагается на собственника имущества должника – унитарного предприятия, учредителей (участников) и ру­ководителя должника, если недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов выявлена после принятия ре­шения о ликвидации, но до создания ликвидационной комиссии (на­значения ликвидатора).

Попытка ликвидационной комиссии (ликвидатора) пренебречь сво­ей обязанностью обратиться в арбитражный суд с заявлением должника является основанием для отказа во внесении в единый государствен­ный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица по окончании ликвидационных процедур.

Нарушение ликвидационной комиссией (ликвидатором), собствен­ником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) и руководителем должника обязанности по обращению в арбитражный суд влечет для них применение ответственности в форме субсидиарной ответственности по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

При поступлении в арбитражный суд заявления о признании ликви­дируемого должника банкротом процедуры наблюдения, финансового оздоровления или внешнего управления не вводятся. Арбитражным су­дом сразу принимается решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В ходе конкурсного производства кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца (а не двух месяцев) с даты опубликования объявления о признании ликвиди­руемого должника банкротом.

Если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до со­здания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника — унитарного предприятия, учре­дителя (участника) или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по общим правилам без учета отмеченных особенностей.

Банкротство отсутствующего должника. Наиболее активную работу по инициированию дел о банкротстве в отношений отсутствующих должников проводят налоговые органы. При этом п. 2 ст. 227 Закона о банкротстве установил, что заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования проце­дур банкротства. Порядок и условия финансирования процедур банк­ротства в отношении отсутствующих должников определены Прави­тельством РФ.

Для признания должника отсутствующим необходимо наличие од­новременно двух признаков: 1) организация фактически прекратила свою деятельность; 2) руководитель должника отсутствует и установить его местонахождение не представляется возможным.

Нормы, касающиеся банкротства отсутствующего должника, приме­няют также в следующих случаях:

- когда имущество должника не позволяет покрыть судебные расхо­ды по делу о банкротстве;

- когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника;

- при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.

В указанных случаях дело о банкротстве отсутствующего должника возбуждается арбитражным судом при наличии признаков банкротства и условий, позволяющих применить к должнику нормы о банкротстве отсутствующего должника. При этом кредитором для подтверждения его статуса кредитора должны быть представлены доказательства нали­чия прав требования к должнику в любом размере.

Дело о банкротстве отсутствующего должника рассматривается су­дьей единолично. В течение двух недель с момента принятия заявления кредитора или иного уполномоченного лица арбитражный суд прини­мает решение о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наблюдение, финансовое оздо­ровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего долж­ника не применяются.

Конкурсный управляющий письменно уведомляет известных ему кредиторов отсутствующего должника, которые в месячный срок (он сокращен по сравнению с общим сроком) могут предъявить ему свои требования. В случае если конкурсный управляющий обнаружит доста­точное количество имущества отсутствующего должника, он может хо­датайствовать перед арбитражным судом о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к общим процедурам банкротства, предусмотренным Законом о банкротстве.