6.3 Инструменты денежно-кредитной политики
Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Известны различные классификации этих методов. Так, их можно разделить на общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, и селективные, предназначенные для регулирования отдельных сторон денежно-кредитной сферы. Выделяют также косвенные (экономические) и прямые (административные) методы регулирования. Центробанк в своей политике применяет совокупность мер, однако основными из них являются изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Рассмотрим их детальнее.
Изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования) – старейший метод денежно-кредитного регулирования. Учетная ставка – это процент по ссудам, которые предоставляет центробанк коммерческим банкам.
Этот метод центробанк использует для контроля за объемом денежной массы и, следовательно, предложением денег. Если он хочет увеличить денежную массу в стране, то понижает учетную ставку. Спрос коммерческих банков на ссуды центробанка возрастает, так как они становятся более привлекательными, чем займы на межбанковском рынке. Предоставляя денежные средства коммерческим банкам, центробанк увеличивает на соответствующую сумму резервы банков-заемщиков, расширяя денежную базу. Эти резервы являются избыточными, и банки могут использовать их для выдачи ссуд, создавая тем самым новые деньги. Значит, снижение учетной ставки приводит к росту предложения денег и расширению возможностей кредитования экономики.
Если же учетная ставка повышается настолько, что становится выше ставки межбанковского рынка, коммерческие банки сокращают заимствование средств у центробанка. Это замедляет темпы роста предложения денег. Значит, повышение учетной ставки «удорожает» кредит, предоставляемый хозяйствующим субъектам.
Изменение нормы обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. Однако кризис 1929-1933 годов показал, что обязательные резервы в этой роли оказались неэффективными. Для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательное резервирование является теперь одним из основных инструментов денежно-кредитной политики.
Изменение нормы обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента, так как оно ведет, во-первых, к изменению величины денежной базы, во-вторых, влияет на денежный мультипликатор, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования.
В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки, во-первых, могут оставить величину обязательных резервов прежней и, соответственно, уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить свои обязательные резервы в соответствии с требованиями центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы их найти, банки станут продавать ценные бумаги, а также потребуют возвращения просроченных или выданных до востребования ссуд. Покупатели ценных бумаг, а также заемщики, чьи ссуды будут истребованы, будут использовать свои депозиты в банках, а также потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег.
Надо отметить, что данный метод является довольно сильнодействующим средством денежно-кредитной политики, поэтому его используют сравнительно не часто. В развитых странах к этому способу прибегают все реже.
Наиболее важным инструментом контроля за денежным рынком являются операции на открытом рынке. Основным условием их применения является наличие в стране развитого рынка ценных бумаг. Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам, населению. Объектом купли-продажи могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги.
При необходимости увеличить предложение денег центральный банк начинает покупать ценные бумаги. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то увеличиваются их резервы. Это приводит к росту денежной базы. Избыточные резервы коммерческий банк может использовать для выдачи ссуд и создания дополнительных денег. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике.
Операции на открытом рынке стали решающим инструментом денежно-кредитного регулирования по следующим причинам: во-первых, при проведении этих операций центральный банк не зависит от коммерческих банков; во-вторых, государственные ценные бумаги можно продавать и покупать в разных количествах, а значит, и в различной степени влиять на предложение денег.
Для воздействия на денежную массу может быть использован и такой инструмент денежно-кредитной политики, как покупка-продажа центральным банком иностранной валюты. Такие операции, называемые интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к уменьшению денежной базы и предложения денег.
К косвенным методам денежно-кредитной политики можно отнести также государственную регистрацию банков. Во всех странах с рыночной экономикой в качестве обязательного условия регистрации и получения лицензии коммерческий банк обязан представить доказательства наличия у него уставного капитала в определенном фиксированном размере. Увеличивая или уменьшая размер уставного капитала, государство косвенно увеличивает или уменьшает количество субъектов экономики, которые могут заниматься кредитно-денежными операциями.
Мы рассмотрели косвенные методы денежно-кредитного регулирования. Назовем несколько прямых методов такого регулирования. Административный контроль над процентной ставкой может осуществляться путем определения величины ссудного процента или его предельного значения. Так же может устанавливаться процентная ставка по депозитам. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии.
- Частное учреждение образования «институт предпринимательской деятельности»
- Макроэкономика учебно-методический комплекс
- Предисловие
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- Особенности макроэкономического анализа: агрегирование, макроэкономические модели
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Методологические основы классической теории
- 2.2. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Товарный рынок в классической модели
- 2.4 Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег
- 2.5 Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов
- 3.1 Методологические основы кейнсианского подхода
- 3.2 Кейнсианская теория потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Средняя и предельная склонности к сбережению
- 3.3 Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели и способы его определения
- 3.5 Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
- 3.6. Взаимосвязь модели ad--as и кейнсианской модели доходов и расходов
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is-lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг (кривая is)
- 4.2 Равновесие денежного рынка (кривая lm)
- 4.3 Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель is – lm
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 5.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
- 5.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- 5.3 Эффективность фискальной политики
- 5.4 Бюджетный дефицит, государственный долг и проблемы их финансирования
- 5.5 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- Понятие и цели денежно-кредитной политики
- Создание денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликаторы.
- 6.3 Инструменты денежно-кредитной политики
- 6.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
- Эффективность денежно-кредитной политики
- 6.6 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочная кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
- 7.2 Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Денежное правило
- 7.3 Теория рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий
- 7.4 Теория экономики предложения. Кривая Лаффера
- Тема 8Стабилизационная государственная политика
- 8.1 Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты
- 8.2 Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь
- 8.3 Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
- Тема 9 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 9.1 Открытая экономика и ее основные взаимосвязи. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
- 9.2 Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
- 9.3 Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Тема 10 Экономический рост
- 10.1 Деловые циклы: понятие, модели
- 10.2. Понятие, показатели и факторы экономического роста.
- Подобный показатель можно рассчитать и для отдельных секторов экономики и даже для отдельных предприятий.
- 10.3 Неокейнсианские теории экономического роста. Модель Харрода-Домара
- 10.4 Неоклассические теории экономического роста. Модель р.Солоу
- 10.5 Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 11 Социальная политика государства
- 11.1 Социальная политика: содержание, направления, уровни
- 11.2 Уровень и качество жизни. Доходы населения
- 11.3 Проблема неравенства в распределении доходов. Обеспечение социальной справедливости
- 11.4 Система и механизм социальной защиты населения
- Тема 12. Трансформационная экономика
- 12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике
- 12.2 Основные направления рыночных преобразований
- 12.3 Роль государства в переходной экономике
- Примерный тематический план
- Методическое обеспечение
- Учебно-методические материалы Основная литература
- Дополнительная литература