Нелинейные методы Нелинейные методы без начисления процентов на суммы амортизации
К нелинейным относится ряд методов начисления амортизации, что обеспечивает большую гибкость в отношении учета конкретных условий производственной деятельности. Эти методы можно разделить на две подгруппы: без учета начисления процентов на суммы амортизации и с их учетом, иначе говоря, с учетом фактора времени и без него.
К первой подгруппе отнесем следующие методы:
а) с постоянной долей списания остаточной балансовой стоимости (constant percent depreciation),
б) метод сумм порядковых чисел (sum of digits method),
в) табличный метод.
Ко второй относятся методы:
г) накопленного резерва (sinking fund),
д) аннуитетов (annuity method).
Обсудим их в той последовательности, в которой они были перечислены.
а) Постоянная доля списания балансовой стоимости
Согласно этому методу (далее для краткости назовем его методом постоянных долей) на каждом шаге во времени списывается постоянная доля балансовой стоимости оборудования, т.е.
| (2.15) (2.16) |
где r — доля сокращения балансовой стоимости за каждый амортизационный период.
Амортизационные суммы рассчитываются следующим образом:
| (2.17) |
Задача, следовательно, сводится к определению доли r, если она первоначально не задана, а установлен размер ликвидационной стоимости L. Для ее решения рассуждаем так. Балансовая стоимость за весь период эксплуатации оборудования сокращается с величины Р до L. Отсюда справедливо соотношение:
| (2.18) |
Если величина ликвидационной стоимости известна, то на основе (2.19) находим:
| (2.19) |
Очевидно, что в случае, когда L = 0 (полный износ), данный метод расчета r применить нельзя.
Если r задано, а L заранее не определено, то расчетная сумма остаточной стоимости на конец последнего года находится как разность:
| (2.20) |
Иногда метод постоянной доли комбинируется с линейным методом: в первые годы применяется постоянная доля списания, затем суммы амортизации определяются линейным методом. Этим достигается ускоренное списание в начале срока эксплуатации оборудования. Так, если за первые т лет предусматривается списать М % от первоначальной балансовой стоимости оборудования, то в эти годы списывается по 100r %. Причем
| (2.21) |
В оставшиеся (п - т) лет суммы амортизации составят:
| (2.22) |
Иллюстрация расчета по данному методу приведена в примере 2.
б) Метод сумм порядковых чисел
Этот метод (далее для краткости назовем его методом сумм), так же как и предыдущий, нацелен на ускорение процесса амортизации. Доли списания стоимости оборудования здесь уменьшаются с каждым шагом во времени. Соответственно сокращаются абсолютные суммы износа. Для определения долей списания поступают следующим образом. Последовательным годам службы оборудования приписывают порядковые номера: t = 1,2, ..., л. Сумма этих номеров, обозначим ее Q, принимается за основу для расчета долей списания.
Такой прием применяется в финансовых расчетах в тех случаях, когда желательно сокращать величину списания долга с каждым шагом во времени. Частным случаем метода сумм является "правило 78". Название этого метода связано с тем , что сумма порядковых номеров месяцев за год равна 78
Известно, что
| (2.23) |
Доли списания амортизируемой стоимости оборудования (т. е. первоначальной балансовой стоимости за вычетом ликвидационной стоимости) последовательно определяются как j/Q, где j — номер года начисления износа в обратном порядке, т. е. с конца срока. Таким образом, для первого года доля списания амортизируемой стоимости равна n/Q, для второго — (п - l)/Q и т. д. Для последнего года эта доля составляет \/Q . По определению, можно записать:
| (2.24) |
Балансовая стоимость на конец года t (после очередного списания) последовательно определяется как
| (2.25) |
Возможен и другой способ определения этой величины:
| (2.26) |
После некоторых преобразований последнего выражения получим
| (2.27) |
ПРИМЕР 2
Для иллюстрации двух последних методов вернемся к данным примера 1. Для метода с постоянной долей списания находим по формуле (2.19)
Таким образом, каждый раз списывается 47,47% от остаточной стоимости оборудования. В свою очередь, для метода сумм находим
Q=5(5+1)/2=15
Последовательно начисляем износ в размере 5/15, 4/15 и т. д.
от амортизируемой стоимости. Суммы амортизации и динамика балансовой стоимости для обоих методов показаны в таблице.
Найдем балансовую стоимость на конец третьего года без построения таблицы. Для этого используем формулу. Получим:
Таблица 2.3
- Тема 1. Предприятие – как рационально действующая единица 3
- Тема 11. Функция управления - Мотивация 125
- 1.1. Виды предприятий
- 1.2 Организационно-правовые формы предприятий
- Предпринимательство без образования юридического лица
- Коммерческие и некоммерческие организации
- Полное товарищество
- Коммандитное товарищество
- Зарубежная практика
- Общество с ограниченной ответственностью
- Акционерные общества
- Прочие формы бизнеса. Кооперативы
- Специфические формы предпринимательства за рубежом
- Тема 2. Основные Фонды
- 2.1. Состав оф
- 2.2. Оценка основных фондов, или определение стоимости
- 2.3. Износ оф
- 2.4. Амортизация основных фондов
- Линейные модели
- Расчет амортизационных начислений линейным и методом объемов производства
- Нелинейные методы Нелинейные методы без начисления процентов на суммы амортизации
- Расчет амортизационных начислений методом постоянных долей и методом сумм
- C начислением процентов на суммы амортизации
- Способы амортизации основных фондов разрешённые в рф
- Сравнение различных методов
- 2.5. Показатели использования оф
- Тема 3. Оборотные средства
- 3.1.Обзор и основных понятий
- 3.2 Источники формирования ос
- 2. Привлеченные средства:
- 3.3 Нормирование ос
- Показатели эффективности использования ос
- 3.3 Управление оборотным капиталом политика предприятия в области оборотного капитала
- 3.4 Стратегии финансирования текущих активов
- 3.5 Компоненты оборотного капитала
- 3.6 Расчет финансового цикла
- 3.7. Модели управления запасами
- Модель Баумола
- Модель Миллера — Орра
- Тема 4. Результаты хозяйственной деятельности предприятия
- 4.1. Себестоимость и ее структура
- Выделяют 2 способа расчета себестоимости:
- Себестоимость на предприятии рассчитывается в несколько этапов:
- 4.2. Выручка от реализации продукции
- 4.3. Прибыль
- Балансовая прибыль складывается из 3 элементов:
- 3. Внереализационные доходы и убытки (вду).
- Тема 5. Налогообложение предприятий
- 5.1. Налоговая система рф
- Налоговая система рф
- 5.2. Основные налоги, взимаемые с предприятий
- 5.2.3. Налог на прибыль предприятий
- 5.2.4. Налог на имущество предприятий
- Комментарий ко II части Налогового кодекса рф
- Тема 6. Ценообразование и ценовая политика
- 6.1. Принципы ценообразования
- 6.2. Методы ценообразования
- 6.3. Механизм ценовой политики и ценообразования
- Факторы, влияющие на величину цены
- Установление цены продажи
- Изучение цен
- Тема 7. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 2. Метод индекса рентабельности (рi)
- 3. Метод внутренней процентной ставки (irr)
- Тема 8.Финансовый план инвестиционного проекта
- Отчет о прибылях и убытках
- Отчет о движении денежных средств
- 2. Валюта баланса показывает величину собственных средств:
- Тема 9. Функция управления - планирование
- 9.1. Понятие, виды и методы планирования
- Существуютразличные методы планирования:
- 9.2. Стратегическое планирование
- 9.2.1. Основные понятия
- 9.2.2. Ситуационный анализ
- Анализ сильных и слабых сторон организации.
- Swot- анализ Microsoft.
- 9.2.3. Pims-анализ
- 1. Привлекательность рыночных условий:
- Зависимость прибыльности от доли рынка
- 9.2.4. Выбор миссии и стратегических целей.
- 9.2.5. Система целей предприятия
- Немонетарные цели
- Классификация целей менеджмента
- Примеры ключевых целей промышленного предприятия
- 9.2.6. Базисные стратегии развития организации
- Тема 10. Функция управления – организация
- 10.1. Проектирование оргструктуры предприятия.
- 10.2. Эволюция оргструктур. Бюрократические и органические организации
- Сравнительные характеристики типов структур управления
- 10.3. Традиционные типы организационных структур Линейная организация.
- Функциональная организация.
- Дивизиональная организация.
- Матричная организация
- 10.4. Новые методы построения организации.
- Эдхократическая организация.
- Многомерная организация.
- Партисипативная организация.
- Предпринимательская организация.
- 10.5. Экскурс. Реструктуризация российских предприятий. Управленческий аспект.
- Тема 11. Функция управления - Мотивация
- 11.1. Содержательные теории мотивации (бихевиористический или поведенческий подход) Теория мотивации по а. Маслоу.
- Теория мотивации Фредерика Герцберга
- Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе
- 11.2. Процессуальные теории мотивации
- Теория ожиданий Виктора Врума.
- Теория справедливости.
- Теория мотивации л. Портера - э. Лоулера.
- Тема 12. Стили управления
- 12.1. Теории “х” и “y” МакГрегора
- Стили управления
- 12.2. Модель Лайкерта
- 12.3. Управленческая решетка Блейка и Мутона
- 12.4. Трехосевая таблица Реддина
- Тема 13. Реклама как инструмент продвижения продукта
- Понятие рекламы и планирование рекламной кампании
- Средние относительные затраты на рекламу
- Тема 14. Pr (Public Relations)
- Выделяют внешнюю и внутреннюю функции pr
- Свои функции pr могут выполнять в следующих сферах человеческой деятельности:
- Можно сформулировать следующие главные принципы pr:
- К методам pr относятся следующие:
- Тема 15. Контроллинг как управленческая концепция
- Концепция контроллинга
- Структура и содержание контроллинга
- Инструменты контроллинга
- Система показателей, используемых для проведения маркетингового исследования
- 1.2. Показатели для анализа спроса.
- 1.3. Показатели для анализа предложения
- 1.4. Показатели для анализа требований потребителя к товару и потребительских предпочтений
- 1.5. Показатели для анализа перспектив развития рынка
- Показатели, используемые для изучения форм и методов торговли на рынке*
- 2.2. Показатели для анализа и оценки деятельности на рынке фирм-конкурентов
- 2.3. Показатели для изучения фирм — потенциальных покупателей интересующего товара
- 2.4. Показатели для изучения коммерческой практики на рынке
- 2.5. Показатели для анализа транспортных условий
- 2.6. Показатели для анализа правовых условий
- 2.7. Показатели для анализа торгово-политических условий