5.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика
Дискреционная бюджетно-налоговая политика – это сознательное манипулирование государственной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности.
Дискреционная бюджетно-налоговая политика может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных методов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (изменение налоговых ставок, налоговых льгот), политику ускоренной амортизации.
Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.
Рассмотрим влияние изменения государственных расходов на объем выпуска продукции.
AE e2 C + I + G2 (AE2)
C + I + G1 (AE1)
e1
Y
Y1 Y2
Рисунок 5.1 Влияние государственных расходов на объем выпуска
Если начался cпад производства, правительство решает поддержать совокупный спрос за счет увеличения государственных закупок товаров и услуг на сумму 10 млн. рублей. Эти государственные расходы приведут к увеличению совокупного спроса на указанную сумму. Прямая АЕ1 сдвинется вверх в положение АЕ2. Совокупный спрос превысит равновесный уровень дохода Y1. Фирмы начнут расширять производство.
Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равенство между совокупным спросом и уровнем дохода (объемом выпуска). Новое положение равновесия будет достигнуто в точке е2. Из рисунка видно, что прирост объема выпуска продукции (Y1-Y2) значительно превышает увеличение объема государственных закупок (расстояние по вертикали от АЕ1 до АЕ2). Это означает, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора. Мультипликатор государственных расходов (Мg) показывает изменение объема выпуска продукции в результате изменения расходов государства. Его рассчитывают по формуле:
изменение реального национального продукта (объема выпуска)
Мg = ---------------------------------------------------------------------------------------
изменение государственных расходов
Мультипликатор государственных расходов равен мультипликатору инвестиций, так как они оказывают на экономику идентичный эффект. Поэтому мультипликатор госрасходов можно определить по формуле
1 1
Мg = -------------- = --------
1 – МРС МРS
Рассмотрим влияние изменений в налогообложении на уровень дохода (объема национального продукта).
AE e1 AE1 (C1+I+G)
AE2 (C2+I+G)
e2
Y
Y2 Y1
Рисунок 5.2 Аккордные налоги и равновесный совокупный доход (выпуск)
Правительство ввело так называемый аккордный налог, величина которого постоянна при изменении объема выпуска. Предположим, что при совокупных расходах АЕ1 равновесное состояние достигалось в точке е1 при уровне дохода Y1. Государство вводит аккордный налог, равный 20 млн. рублей. Свои доходы население тратит на потребление и сбережение, при этом МРС = ¾. Значит, введение налога вызовет уменьшение потребления на 15 млн. рублей. Именно на эту величину сократится совокупный спрос. Прямая АЕ1 сдвинется вниз, в положение АЕ2. Уменьшение спроса будет сопровождаться сокращением производства до тех пор, пока не наступит новое состояние равновесия в точке е2 при уровне дохода Y2.
Из рисунка видно, что расстояние между Y2 и Y1 больше, чем разница по вертикали между прямыми АЕ1 и АЕ2. Это свидетельствует о наличии мультипликатора налогов. Налоговый мультипликатор можно выразить формулой Мт = МРС * Мg.
Из приведенных примеров видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов.
На объем выпуска оказывают влияние также изменения трансфертных платежей, которые являются элементом государственных расходов.
Что произойдет в экономике, если одновременно с увеличением государственных расходов на точно такую же величину повысить налоги, чтобы государственный бюджет оставался сбалансированным?
Допустим, что правительство увеличило государственные расходы на 20 млн. рублей и одновременно на такую же сумму повысило налоги. Предположим, что МРС = 0,8, а мультипликатор госрасходов равен 5. Значит, прирост госрасходов на 20 млн. рублей приведет к росту дохода (объема выпуска) на 100 млн. рублей (20 млн. * 5). По формуле Мт = МРС * Мg рассчитаем налоговый мультипликатор. Он равен 4 (0,8 * 5). Значит, прирост налогов на 20 млн. рублей приведет к сокращению дохода (объема выпуска) на 80 млн. рублей (20 млн. *4). В итоге получаем: 100 – 80 = 20 (млн. руб.).
Итак, увеличение госрасходов, сопровождаемое увеличением налогов для сбалансирования бюджета, вызовет рост дохода (объема выпуска) на ту же самую величину, то есть на 20 млн. рублей. Мультипликатор здесь равен 1. Он называется мультипликатором сбалансированного бюджета.
Автоматическая бюджетно-налоговая политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Такая политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, то есть механизмов в экономике, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменение экономических условий. Например, вступление экономики в фазу спада приведет к снижению доходов населения и предприятий. Автоматически снизятся налоговые платежи.
- Частное учреждение образования «институт предпринимательской деятельности»
- Макроэкономика учебно-методический комплекс
- Предисловие
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- Особенности макроэкономического анализа: агрегирование, макроэкономические модели
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Методологические основы классической теории
- 2.2. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Товарный рынок в классической модели
- 2.4 Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег
- 2.5 Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов
- 3.1 Методологические основы кейнсианского подхода
- 3.2 Кейнсианская теория потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Средняя и предельная склонности к сбережению
- 3.3 Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели и способы его определения
- 3.5 Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
- 3.6. Взаимосвязь модели ad--as и кейнсианской модели доходов и расходов
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is-lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг (кривая is)
- 4.2 Равновесие денежного рынка (кривая lm)
- 4.3 Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель is – lm
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 5.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
- 5.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- 5.3 Эффективность фискальной политики
- 5.4 Бюджетный дефицит, государственный долг и проблемы их финансирования
- 5.5 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- Понятие и цели денежно-кредитной политики
- Создание денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликаторы.
- 6.3 Инструменты денежно-кредитной политики
- 6.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
- Эффективность денежно-кредитной политики
- 6.6 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочная кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
- 7.2 Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Денежное правило
- 7.3 Теория рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий
- 7.4 Теория экономики предложения. Кривая Лаффера
- Тема 8Стабилизационная государственная политика
- 8.1 Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты
- 8.2 Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь
- 8.3 Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
- Тема 9 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 9.1 Открытая экономика и ее основные взаимосвязи. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
- 9.2 Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
- 9.3 Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Тема 10 Экономический рост
- 10.1 Деловые циклы: понятие, модели
- 10.2. Понятие, показатели и факторы экономического роста.
- Подобный показатель можно рассчитать и для отдельных секторов экономики и даже для отдельных предприятий.
- 10.3 Неокейнсианские теории экономического роста. Модель Харрода-Домара
- 10.4 Неоклассические теории экономического роста. Модель р.Солоу
- 10.5 Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 11 Социальная политика государства
- 11.1 Социальная политика: содержание, направления, уровни
- 11.2 Уровень и качество жизни. Доходы населения
- 11.3 Проблема неравенства в распределении доходов. Обеспечение социальной справедливости
- 11.4 Система и механизм социальной защиты населения
- Тема 12. Трансформационная экономика
- 12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике
- 12.2 Основные направления рыночных преобразований
- 12.3 Роль государства в переходной экономике
- Примерный тематический план
- Методическое обеспечение
- Учебно-методические материалы Основная литература
- Дополнительная литература