28. Сущность, содержание бюджетного процесса в Российской Федерации
В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: "Бюджетный процесс — регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением".
Задачами бюджетного процесса являются:
• максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
• определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
• установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
• согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
• сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
• осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами;
• повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
• усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
• автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.
Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающими бюджетными полномочиями, а также бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
1. Органы законодательной (представительной) власти соответствующего уровня. Они рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль исполнения бюджета соответствующего уровня, определяют порядок исполнения бюджета соответствующего уровня, осуществляют иные полномочия.
2. Органы исполнительной власти. Они осуществляют составление проектов бюджетов, внесение проекта бюджета на рассмотрение представительного органа с необходимыми документами и материалами, исполнение бюджета, в том числе, сбор доходов бюджета, размещение и обслуживание займов, составление росписи бюджетных расходов и доведение бюджетных уведомлений до бюджетополучателей, другие полномочия.
Участники бюджетного процесса
В число участников бюджетного процесса со стороны органов исполнительной власти входят:
— финансовые органы (федеральные финансовые органы — Министерство финансов РФ, в том числе Федеральное казначейство, финансовые органы и органы финансового контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);
— органы, осуществляющие сбор доходов бюджета (Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по недропользованию, и т. д. и аналогичные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);
— органы, осуществляющие исполнение бюджета (Федеральное казначейство и соответствующие финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований).
— органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований; Счетная палата РФ и соответствующие контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);
— распорядители бюджетных средств (главный распорядитель бюджетных средств — государственный орган, орган местного самоуправления, предусмотренный в ведомственной классификации соответствующего бюджета или уполномоченный Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе; и распорядитель бюджетных средств — государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между бюджетополучателями);
— иные Органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Обособленное место в этой системе занимает орган денежно-кредитного регулирования — Центральный банк (Банк России), на него возлагается осуществление денежно-кредитной политики.
Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий.
Главный распорядитель бюджетных средств — первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств могут быть уполномочены Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе, государственных (муниципальных) гарантий, бюджетных инвестиций.
Главными распорядителями средств федерального бюджета, в разрезе которых формируется, утверждается и исполняется федеральный бюджет, являются все федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы), законодательные и судебные органы РФ, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ (в их состав также могут быть включены отдельные наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации согласно Федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год).
Главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за:
• нецелевое использование бюджетных средств;
• несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
• несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнований до бюджетополучателей;
• несвоевременное доведение уведомлений о лимитах по обязательствам бюджета до бюджетополучателей;
• несоответствие росписи бюджетных расходов утвержденным расходам;
• несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах по обязательствам бюджета утвержденным расходам и росписи бюджетных расходов за исключением обстоятельств, определенных статьями Бюджетного кодекса РФ.
Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, а также осуществляет доведение до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах по обязательствам бюджета и сведений об изменениях бюджетных ассигнований. На основании поданной бюджетной заявки он утверждает смету доходов и расходов бюджетополучателям и осуществляет контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности.
Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) — это бюджетное учреждение, или иная организация, имеющая право на получение средств из бюджета на основании решения соответствующего органа либо договора.
Бюджетополучатели имеют право:
• на своевременное получение и пользование бюджетными средствами согласно утвержденному в росписи бюджетных расходов размеру с учетом сокращения и индексации;
• на своевременное информирование об утвержденном размере причитающихся им бюджетных средств.
• на возмещение реального ущерба, причиненного неполным либо несвоевременным финансированием. Получение упущенной выгоды за счет бюджета не допускается.
Права бюджетополучателя при исполнении бюджета.
Если в течение нормативного срока лимит по обязательствам бюджета не финансируется в полном объеме (за исключением случая введения режима сокращения расходов), то бюджетополучатель имеет право на компенсацию ущерба, вызванную неполным финансированием, отсутствием финансирования или задержкой финансирования из бюджета.
Компенсация ущерба осуществляется по решению арбитражного суда в соответствии с действующим законодательством в размере объема недофинансирования и пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка от суммы задержки финансирования за каждый день просрочки.
По отношению к бюджету действует правовой режим (иммунитет), при котором органы судебной власти и правоохранительные органы не могут изымать и направлять бюджетные средства на цели, не предусмотренные в утвержденном бюджете, за исключением случаев компенсации ущерба бюджетополучателям по решению Арбитражного суда.
Задачами Министерства финансов Российской Федерации как участника бюджетного процесса является составление проекта федерального бюджета Российской Федерации и представление его Правительству РФ, а также составление проектов распределения федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.
Для реализации основных задач Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
• организует в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по составлению проекта федерального бюджета, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных федеральных внебюджетных фондов, определяет порядок распределения федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы, составляет консолидированный бюджет Российской Федерации;
• представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе и гарантий за счет средств федерального бюджета (если эти функции не были переданы уполномоченному органу), а также в уведомлениях о бюджетных назначениях;
• осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения бюджета, определяет формы бюджетной заявки, сметы доходов и расходов бюджетных организаций и государственных и муниципальных предприятий;
• составляет сводную роспись бюджетных расходов в разрезе бюджетополучателей; совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета доводят уведомления о бюджетных назначениях до всех бюджетополучателей;
• разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
• определяет стратегию управления государственным долгом Российской Федерации, разрабатывает программу внутренних заимствований, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований;
• осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, определяет валютно-кредитную и таможенную политику страны;
• разрабатывает проекты программ внешних заимствований, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитных ресурсов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
• осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм;
• осуществляет другие функции, предусмотренные федеральными законами.
Министерство финансов РФ несет ответственность за несоответствие росписи бюджетных расходов утвержденному бюджету; за несвоевременность составления росписи бюджетных расходов; за несоблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, государственных гарантий и бюджетных инвестиций; за недоведение и несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных назначениях до бюджетополучателей.
Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
Кредитные организации на основе конкурса, порядок проведения которого определен Бюджетным кодексом РФ, могут осуществлять следующие операции:
• операции со средствами федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов либо бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований;
• предоставление прямых кредитов Правительству РФ либо исполнительным органам субъектов Федерации и муниципальных образований;
• размещение и управление пакетами государственных ценных бумаг либо ценных бумаг, находящихся в собственности государства;
• предоставление кредитов бюджетополучателям либо организациям-недоимщикам по платежам в бюджет при проведении зачетов.
- 1. Сущность, функции, значение финансов в системе денежных отношений
- 2. Финансовая система рф, ее звенья
- 3. Сущность, содержание финансовой политики государства
- 4. Сущность, содержание, значение финансового контроля, его виды
- 5. Сущность, содержание, роль, значение таможенной системы Российской Федерации
- 6. Сущность, содержание международных финансовых отношений
- 7. Основные источники доходов, направления расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации
- 8. Основные источники доходов, направления расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации
- 9. Основные источники доходов, направления расходования средств федерального и территориальных фондов омс рф
- 10. Сущность, содержание, значение, функции денег
- 11. Наличный денежный оборот, закон денежного обращения
- 12. Сущность, содержание системы безналичных расчетов, формы безналичных расчетов
- 13. Сущность, причины, виды, методы регулирования инфляции
- 14. Сущность, содержание валютной системы, валютных отношений
- 15. Сущность, содержание кредитных отношений, виды кредитов, принципы кредитования
- 16. Банковская система Российской Федерации, ее элементы, правовые основы регулирования
- 17. Цель, задачи, функции, структура центроБанка России
- 18. Денежно-кредитная политика государства
- 19. Активные банковские операции кредитных организаций
- 20. Пассивные банковские операции кредитных организаций
- 21. Порядок формирования доходов, расходов, прибыли кредитных организаций в Российской Федерации
- 22. Структура Бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения
- 23. Роль, значение, функции, основные понятия и термины Бюджетного кодекса Российской Федерации
- 24. Классификация доходов бюджетов российской федерации
- 25. Классификация расходов бюджетов российской федерации
- 26. Сущность, содержание дефицита бюджета, источники его финансирования
- 27. Сущность, содержание государственного долга, методы управления
- 28. Сущность, содержание бюджетного процесса в Российской Федерации
- 29. Сущность, содержание, значение Казначейской системы исполнения федерального бюджета, структура органов казначейства
- 30. Организация казнайческого исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
- 31. Простые, сложные ставки ссудных процентов
- 32. Цели, задачи, стратегия и тактика финансового менеджмента организации
- 33. Производственный, финансовый леверидж. Оценка порога рентабельности, запаса финансовой прочности организации
- 34. Источники формирования и воспроизводства основных средств организации
- 35. Управление материально-производственными запасами организации
- 36. Управление дебиторской задолженностью организации
- 37. Управление кредиторской задолженностью организации
- 38. Управление денежными средствами организации
- 39. Сущность, содержание, правовые основы антикризисного управления организацией.
- 40. Признаки банкротства. Классификация процедур банкротства.
- 41. Ликвидность активов. Платежеспособность организаций.
- 42. Понятие, показатели оценки финансовой устойчивости организаций.
- 43. Понятие, показатели оценки деловой активности организации.
- 44. Понятие, показатели оценки рентабельности организации
- 45. Сущность, содержание, роль налоговой системы в формировании доходов бюджетов Российской Федерации
- 46. Сущность, содержание налога, сбора, виды налогов и сборов в Российской Федерации
- 47. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на прибыль в Российской Федерации
- 48. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на добавленную стоимость в Российской Федерации
- 49. Сущность, содержание, значение, размер ставки налога на имущество юридических и физических лиц в Российской Федерации
- 50. Сущность, содержание, значение налога на доходы физических лиц в Российской Федерации
- 51. Таможенные платежи, таможенная стоимость товара
- 52. Пути оптимизации налогообложения организаций
- 53. Сущность, содержание, функции, принципы организации финансов организаций
- 54. Финансовые ресурсы, капитал организаций
- 55. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в рф
- 56. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с правилами бухгалтерского учета в Российской Федерации
- 57. Сущность, содержание доходов организации в соответствии с Налоговым кодексом рф
- 58. Сущность, содержание расходов организации в соответствии с нк рф
- 59. Финансовые результаты, порядок формирования конечных финансовых результатов организации
- 60. Понятие, содержание, основные элементы бюджетной системы управления организацией
- 61. Основные виды бюджетов, используемые в финансовом планировании организаций
- 62. Содержание, структура и назначение бюджета доходов и расходов организаций
- 63. Содержание, структура и назначение бюджета движения денежных средств организаций
- 64.Содержание, структура и назначение бюджета по балансовому листу организаций
- 65.Содержание, структура и назначение инвестиционного бюджета организаций
- 66. Основные операционные бюджеты, используемые в финансовом планировании организации
- 67. Основные вспомогательные бюджеты, используемые в финансовом планировании организаций
- 68. Амортизационная политика организаций
- 69. Понятие, состав, виды денежной оценки, показатели эффективности использования основных фондов
- 70. Понятие, виды себестоимости продукции. Состав затрат по элементам
- 71. Понятие и показатели производительности труда, резервы ее роста
- 72. Сущность, содержание, значение инвестиций для организаций в рф
- 73. Субъекты инвестиционной деятельности , финансовые институты, типы инвесторов
- 74. Критерии, методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 75. Источники, методы финансирования инвестиционных проектов (ип) в рф
- 76. Сущность, содержание, виды лизинга
- 77. Проектное финансирование
- 78. Венчурное финансирование
- 79. Иностранные инвестиции, государственное регулирование иностранных инвестиций в рф
- 80. Понятие и формы страхования, классификация страхования по объектам
- 81. Доходы, расходы, финансовый результат страховой организации
- 82. Понятие, состав страховых резервов страховой организации
- 83. Инвестиционная деятельность страховой компании
- 84. Платежеспособность страховой организации
- 85. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рф
- 86. Характеристика основных подотраслей личного страхования
- 87. Страхование транспортных средств по программе каско в рф
- 88. Классические виды ценных бумаг, их характеристика
- 90. Производные ценные бумаги, их характеристика
- 90. Финансовые инструменты на рынке ценных бумаг
- 91. Организационная структура, функции фондовой биржи
- 92. Система, законодательно-правовая база государственного регулирования рынка ценных бумаг
- 93. Структура и тенденции развития рынка ценных бумаг рф