logo search
Otvety_na_GOSy

2. Финансовая система рф, ее звенья

В развитых зарубежных странах государственная финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

1) государственную бюджетную систему;

2) государственный кредит и кредиты местных органов вла­сти, а в федеративных государствах — и кредиты членов федерации;

3) специальные внебюджетные фонды;

4) финансы государственных корпораций.

Финансовая система Российской Федерации включает сле­дующие звенья финансовых отношений:

1) государственную бюджетную систему;

2) государственный кредит;

3) внебюджетные специальные фонды;

4) фонды имущественного и личного страхования;

5) финансы предприятий различных форм собственности.

Бюджетное устройство Российской Федерации — это орга­низация бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах сово­купность республиканского бюджета РФ, бюджетов нацио­нально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ включает республи­канский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюд­жеты Москвы и Санкт-Петербурга, 4 окружных бюджетов ав­тономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, посел­ковых, сельских). Как отмечалось, бюджеты нижестоящих орга­нов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Государственный кредит — совокупность экономических от­ношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридиче­скими лицами — с другой, при которых государство высту­пает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Основная классическая форма кредитных отношений — го­сударство выступает в качестве заемщика средств.

Если государство выступает кредитором, предоставляя сред­ства на возвратной и платной основе юридическим и физиче­ским лицам, то объем операций значительно ниже.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответствен­ность за погашение займов или выполнение других обяза­тельств, взятых физическими и юридическими лицами, оно яв­ляется гарантом. отличие от двух первых видов кредитных от­ношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий не обязательно приводит к их изменению. Если должник свое­временно и в полном объеме рассчитался по своим обязательст­вам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Од­нако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средст­ва на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гаран­тии обычно распространяются на недостаточно надежных заем­щиков и соответственно влекут за собой рост расходов из цен­трализованных денежных фондов.

Значительная часть финансовых ресурсов государст­ва сосредоточена во внебюджетных фондах, в основном социального назначения. В советской системе социально­го обеспечения основная доля средств на социальное обеспечение (более 70 %) поступала из государственного бюджета, остальная часть — из социальных фондов предприятий и профсоюзов. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы внебюджет­ные фонды — пенсионный, социального страхования, за­нятости населения, медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но функ­ционируют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения с соответствующими правами.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в целях государственного управления финан­сами пенсионного обеспечения в России. Средства ПФР формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивиду­альной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работаю­щих граждан; добровольных взносов физических и юри­дических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений. Тариф страховых взносов в ПФР для работодателей и граждан, занимающихся тру­довой деятельностью, установлен в определенном размере по отно­шению к начисленной оплате труда по всем основаниям (в 2011 году – 26%).

Фонд социального страхования Российской Феде­рации (ФСС) управляет средствами государственного со­циального страхования России.

В Положении о ФСС говорится, что бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным за­коном, бюджеты региональных и центральных отрасле­вых отделений фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения Правлением утверждаются председателем фонда.

Средства ФСС образуются за счет: страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организа­ций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов не­зависимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся трудовой деятельностью и обя­занных уплачивать взносы на социальное страхование; доходов от инвестированных временно свободных средств фонда, добровольных взносов граждан и юридических лиц; прочих поступлений, предусмотренных законом.

Средства ФСС расходуются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, на оплату ритуаль­ных услуг, оплату путевок в санаторно-курортные уч­реждения и другие виды социальных пособий, обеспече­ние текущей деятельности фонда, проведение мероприя­тий в соответствии с задачами фонда.

Отчисления в ФСС в 2011 году – 2,9%.

Фонд обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование является состав­ной частью государственного социального страхования, оно призвано обеспечивать всем гражданам Российской федерации равные возможности в получении медицин­ской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обяза­тельного медицинского страхования создаются феде­ральный и территориальные фонды обязательного меди­цинского страхования как самостоятельные некоммер­ческие финансово-кредитные учреждения. Финансовые средства этих фондов находятся в государственной соб­ственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Страховые взносы в фонды обязательного медицин­ского страхования работающего населения производятся предприятиями, организациями, учреждениями и иными Хозяйствующими субъектами независимо от форм собст­венности в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (федеральный ФОМС – 2,1%, территориальный ФОМС – 3%).