logo search
Otvety_na_GOSy

22. Структура Бюджетной системы Российской Федерации, принципы ее построения

Бюджетное устройство Российской Федерации — это орга­низация бюджетной системы, принципы ее построения.

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах сово­купность республиканского бюджета РФ, бюджетов нацио­нально-государственных и административно-территориальных образований и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ включает республи­канский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюд­жеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов ав­тономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, посел­ковых, сельских). Как отмечалось, бюджеты нижестоящих орга­нов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства в РФ: единство; разграни­чение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и рас­ходов всех звеньев бюджетной системы; сбалансированность бюджетов; эффективность и экономность использования бюд­жетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюдже­тов; гласность, достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств.

1) Единство бюджетной системы РФ — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюдже­та, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

2) Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осу­ществлению расходов .за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

3) Самостоятельность бюджетов — это наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ, и самостоятельное определение направления рас­ходования средств соответствующих бюджетов. К собст­венным источникам доходов относятся: закрепленные за­коном доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представи­тельными органами власти в составе РФ, местными орга­нами управления.

4) Полнота отражения доходов и расходов бюджетов означа­ет, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отраже­нию в бюджетах в их полном объеме.

5) Сбалансированность бюджета — объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утвер­ждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6) Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджет­ных средств должны исходить из необходимости достиже­ния заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

7) Общее (совокупное) покрытие расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой до­ходов бюджета и поступлений из источников финансиро­вания его дефицита.

8) Гласность — обязательное опубликование в открытой печа­ти утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.

9) Достоверность бюджета — реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10) Адресность и целевой характер бюджетных средств означа­ет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с установлением направления их на финансирование конкретных целей.