logo search
Otvety_na_GOSy

92. Система, законодательно-правовая база государственного регулирования рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг ведется в целях обеспечения публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Кратко охарактеризуем основные направления государственного регулирования.

1. Нормативное регулирование рынка ценных бумаг. Осуществляется оно путем издания компетентными государственными органами нормативно-правовых актов.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

- Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1 и 2;

- ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 № 395-1 (в ред. от 14.03.2013);

- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. от 30.09.2010);

- Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ;

- Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 с соответствующими изменениями и дополнениями;

- Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;

- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;

- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;

- Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;

- Постановления Правительства Российской Федерации. В основном они касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

2. Создание специального органа государственного регулирования. Таким органом с 1993 года являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Однако с 13 марта 2004 года полномочия ФКЦБ были переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

ФСФР России создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 № 717, и постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2011 № 326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков». Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации.

В своей деятельности Федеральная служба по финансовым рынкам руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам.

3. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками на основании лицензии, выданной ФСФР или иным лицензирующим органом, получившим генеральную лицензию от ФСФР.

Общие требования, предъявляемые к профессиональным участникам:

- минимального размера собственного капитала участника. Например, минимальный размер собственного капитала брокера и дилера не может быть менее 35 млн. руб.;

- наличия квалификации и стажа работы для единоличных исполнительных органов, руководителей и специалистов, отсутствия у этих лиц судимости в сфере экономики;

- наличия в штате не менее одного специалиста по каждому виду осуществляемой профессиональной деятельности;

- иных условий выдачи лицензии.

Помимо общих требований, установлены особенности лицензирования брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

4. Лицензирование саморегулируемых организаций, которое осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг (утв. Постановлением ФКЦБ от 1 июля 1997 г. № 24, с изм. и доп.).

5. Аттестация специалистов рынка ценных бумаг. Ее проведение регулируется Положениями о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям - профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Аттестация проводится в целях подтверждения квалификации лиц, оказывающих профессиональные услуги на фондовом рынке. Документом, подтверждающим соответствие субъекта установленным требованиям, является квалификационный аттестат.