logo search
Otvety_na_GOSy

45. Сущность, содержание, роль налоговой системы в формировании доходов бюджетов Российской Федерации

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, по­шлин и других платежей (далее — налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость опре­деленных товаров, отдельные виды деятельности налогопла­тельщиков, операции с ценными бумагами, пользование при­родными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведен­ных товаров и услуг и другие объекты, установленные зако­нодательными актами.

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, облас­тей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам и сборам Российской Федерации в настоящее время в соответствии со ст. 13 НК РФ относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

К региональным налогам в соответствии со ст. 14 НК РФ относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам и сборам в соответствии со ст. 15 НК РФ относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Современная налоговая система РФ базируется на требова­ниях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика.

2. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и пеней, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

3. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

4. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

5. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Налоговая система - важнейший инструмент государствен­ной экономической политики. Совокупность налогов, сборов, по­шлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Налоговая система является одним из важнейших регуляторов государственного регулирования экономики. В связи с вышесказанным налоговая политика приобретает большое значение и это не только формирование госбюджета. Варьируя налоговые ставки, государство или стимулирует производ­ство тех или иных товаров и услуг или заставляет уменьшать их про­изводство. Таким образом, государство как бы косвенно заставляет свободных товаропроизводителей менять инвестиционную политику. С другой стороны, оно, оперируя теми же налоговыми ставками, пытается скорректировать уровень жизни населения, увеличивая по­доходный налог с больших доходов и развивая за этот счет систему социальной защиты наименее оплачиваемых работников. В условиях рыночной экономики налоги выполняют четыре функции: фискальную, социальную, регулирующую (стимулирующая, дестимулирующая, воспроизводства), и контрольная.

Фискальная функция – аккумулирует средства в бюджет и во внебюджетные фонды на обеспечение государством функций и задач.

Социальная – осуществляет перераспределение доходов между различными категориями налогоплательщиков.

Регулирующая функция:

- стимулирующая – снижение налоговых ставок, предоставление льгот, кредитов;

- дестимулирующая – повышение налоговых ставок, таможенных пошлин, приостановление вывоза капитала из страны;

- воспроизводственная – аккумулирует денежные средства на уже используемые природные ресурсы (водный налог).

Контрольная функция – отражает своевременность, правильность и полноту исчисления налогов (ФНС, ФТС, Внебюджетные Фонды).

Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в эко­номику и тем предопределяет их экономическую функцию, которая означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на воспроизводство, стимули­руя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.