9.3 Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе
В целях макроэкономической корректировки правительство, как правило, применяет определенные инструменты бюджетной, денежной или внешнеэкономической политики. Следует учесть при этом, что сам механизм запуска корректировки выглядит так: сначала правительство вводит в действие один или несколько регулирующих инструментов, после чего в автоматическом режиме вступают в действие другие. На выбор тех или иных инструментов в проведении макроэкономической корректировки большое влияние оказывает характер проводимой страной политики в отношении международного движения капитала – совершенной (полной) мобильности капитала или несовершенной мобильности (полной немобильности) капитала.
Рассмотрим роль бюджетной политики в макроэкономической корректировке в условиях фиксированного валютного курса. Изначальное правительственное действие – это рост государственных расходов. Эта мера оказывает стимулирующее воздействие на совокупный спрос. Растущий спрос активизирует совокупное предложение. Последующая автоматическая корректировка зависит от того, какая политика проводится в отношении международного капитала.
Если речь идет о несовершенной мобильности капитала, то это означает, что капитал вообще не реагирует на изменение процентной ставки. Прилив и отток капитала из страны в ответ на изменение процентной ставки перекрыт. Внутренняя процентная ставка сильно отличается от среднемировой. В открытой экономике с немобильным капиталом в силу роста импорта в результате повышения внутренних доходов возникает дефицит платежного баланса. Рост импорта повысит спрос импортеров на иностранную валюту и создаст понижающее давление на курс национальной валюты. При фиксированном валютном курсе правительство вынуждено будет продавать иностранную валюту из государственных резервов. Денежная масса станет сокращаться. Возросший уровень дохода опять вернется в начальное положение. Нарушенное равновесие восстановится, но уже при более высокой процентной ставке и при том же доходе.
Вывод: при фиксированном валютном курсе и полностью немобильном капитале бюджетная политика неэффективна как инструмент макроэкономической корректировки.
Если же речь идет о полной мобильности капитала, то капитал активно реагирует на изменение процентной ставки. Имеет место свободный приток и отток капитала из страны. Внутренняя процентная ставка равна среднемировой. Коль нет ограничений на движение капитала, то его приток из-за рубежа немедленно увеличится как только в результате роста бюджетных расходов возрастает процентная ставка, и полностью перекрывает рост расходов на импорт товаров. Возникает положительное сальдо платежного баланса. Курс национальной валюты повышается. Для поддержания валютного курса центробанк станет активно скупать излишнюю иностранную валюту, увеличивая тем самым денежную массу. Рост денежной массы сократит процентную ставку. Доход возрастет. Экономика придет в равновесие при прежней процентной ставке.
Значит, при фиксированном валютном курсе и полностью мобильном капитале бюджетная политика является довольно эффективным инструментом макроэкономической корректировки.
Что касается денежной политики, то здесь роль «первотолчка» выполняет рост денежной массы. При фиксированном валютном курсе и полной немобильности капитала рост дохода вызовет рост импорта и дефицит платежного баланса. Так как капитал немобилен, его притока из-за рубежа для финансирования дефицита не будет. Остается один источник – государственные валютные резервы. Продажа иностранной валюты, которая уходит за рубеж как оплата импорта, сокращает денежную массу. Со временем валютные резервы станут таять и экономика вернется к изначальному равновесию. На исходный уровень вернется и доход.
При полной мобильности капитала внутренняя процентная ставка равна мировой. Рост предложения денег станет давить на процентную ставку в сторону ее понижения, но поскольку она равна мировой и имеет место полная мобильность капитала, то капитал просто начнет утекать из страны на мировой рынок, где понижающего давления на процентную ставку нет. Отток капитала из страны означает, что резиденты станут обменивать свою национальную валюту на иностранную и вывозить ее за рубеж, что будет компенсировать начальное увеличение денежной массы. Центральный банк, стремясь поддерживать фиксированный валютный курс, будет терять свои валютные резервы, удовлетворяя повышенный спрос на иностранную валюту. Доход останется прежним.
Как видим, при фиксированном валютном курсе и любой политике в отношении международной мобильности капитала денежная политика неэффективна в качестве инструмента макроэкономической корректировки.
Рассмотрим особенности бюджетной политики при гибком обменном курсе. Допустим, что с целью стимулирования экономического роста, увеличения дохода правительство наращивает бюджетные расходы. Это приведет к стимулированию внутреннего спроса на товары и услуги, росту дохода и процентной ставки.
При полной немобильности капитала возникает так называемый потенциальный дефицит платежного баланса, что приводит к падению курса национальной валюты. Экспорт увеличивается, импорт сокращается, Доход растет. Таким образом, при плавающем валютном курсе и полной немобильности капитала бюджетная политика обеспечивает рост дохода как за счет увеличения бюджетных расходов, так и за счет роста экспорта.
В условиях полной мобильности капитала и роста государственных расходов появляется потенциальная возможность возникновения положительного сальдо платежного баланса и роста процентной ставки. Но так как валютный курс плавающий, рост процентной ставки приведет к притоку иностранного капитала и росту курса национальной валюты. Рост курса негативно скажется на торговом балансе, сократит экспорт и увеличит импорт. Доход и процентная ставка не изменятся. Значит, при плавающем валютном курсе и полной мобильности капитала макроэкономическая корректировка с помощью бюджетной политики неэффективна.
Рассмотрим результаты реализации денежной политики. Если правительство будет стимулировать рост с помощью роста денежной массы, то это приведет к росту дохода и снижению процентной ставки.
При полной немобильности капитала рост дохода увеличит импорт. Снижение процентной ставки приведет к снижению притока капитала. Возникает потенциальная возможность дефицита платежного баланса. По причине немобильности капитал не может устремиться за границу. Возросший доход стимулирует импорт, что оказывает понижающее давление на национальную валюту, ее курс падает. С падением валютного курса сокращается импорт и растет экспорт. Процентная ставка начинает расти. Экономика достигает состояния нового равновесия при возросшем уровне дохода, неизменной процентной ставке и обесценившейся национальной валюте. Значит, при плавающем валютном курсе и полной немобильности капитала денежная политика является эффективным средством макроэкономической корректировки.
При полной мобильности капитала рост денежной массы приведет к снижению процентной ставки, что вызовет значительный отток капитала. Это приведет к падению курса национальной валюты, что будет способствовать росту экспорта и сокращению импорта. Платежный баланс станет улучшаться, что означает рост дохода и потребления. В результате корректировки возникнет новое равновесие при более высоком уровне дохода. Значит, в условиях плавающего валютного курса денежная политика является эффективным инструментом макроэкономической корректировки практически при всех вариантах политики в отношении движения капитала. Больший эффект она приносит при полной мобильности капитала, несколько меньший – при его полной немобильности.
- Частное учреждение образования «институт предпринимательской деятельности»
- Макроэкономика учебно-методический комплекс
- Предисловие
- Тема 1 Введение в макроэкономику
- Особенности макроэкономического анализа: агрегирование, макроэкономические модели
- Тема 2 Макроэкономическое равновесие в классической модели
- 2.1 Методологические основы классической теории
- 2.2. Рынок труда в классической модели. Агрегированная производственная функция.
- 2.3 Товарный рынок в классической модели
- 2.4 Денежный рынок в классической модели. Количественная теория денег
- 2.5 Классическая модель в целом. Эластичность соотношения цен и заработной платы
- Тема 3 Макроэкономическое равновесие на товарном рынке в модели совокупных доходов и расходов
- 3.1 Методологические основы кейнсианского подхода
- 3.2 Кейнсианская теория потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Средняя и предельная склонности к сбережению
- 3.3 Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций
- 3.4 Равновесный объем национального производства в кейнсианской модели и способы его определения
- 3.5 Равновесие и ввп в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы.
- 3.6. Взаимосвязь модели ad--as и кейнсианской модели доходов и расходов
- Тема 4. Совместное равновесие товарного и денежного рынков (модель is-lm)
- Равновесие на рынке товаров и услуг (кривая is)
- 4.2 Равновесие денежного рынка (кривая lm)
- 4.3 Взаимодействие реального и денежного секторов экономики. Совместное равновесие двух рынков. Модель is – lm
- Тема 5. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика
- 5.1 Понятие, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика
- 5.2 Дискреционная и недискреционная фискальная политика
- 5.3 Эффективность фискальной политики
- 5.4 Бюджетный дефицит, государственный долг и проблемы их финансирования
- 5.5 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
- Тема 6. Денежно-кредитная политика
- Понятие и цели денежно-кредитной политики
- Создание денег банковской системой. Банковский и денежный мультипликаторы.
- 6.3 Инструменты денежно-кредитной политики
- 6.4 Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Виды денежно-кредитной политики
- Эффективность денежно-кредитной политики
- 6.6 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- Тема 7 Совокупное предложение и кривая Филлипса
- 7.1 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочная кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция.
- 7.2 Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Адаптивные ожидания и долгосрочная кривая Филлипса. Денежное правило
- 7.3 Теория рациональных ожиданий. Долгосрочная кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий
- 7.4 Теория экономики предложения. Кривая Лаффера
- Тема 8Стабилизационная государственная политика
- 8.1 Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты
- 8.2 Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь
- 8.3 Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
- Тема 9 Макроэкономическое равновесие и макроэкономическая политика в открытой экономике
- 9.1 Открытая экономика и ее основные взаимосвязи. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия
- 9.2 Модель Манделла-Флеминга (модель is-lm-bp)
- 9.3 Макроэкономическая политика в малой открытой экономике при фиксированном и плавающем валютном курсе
- Тема 10 Экономический рост
- 10.1 Деловые циклы: понятие, модели
- 10.2. Понятие, показатели и факторы экономического роста.
- Подобный показатель можно рассчитать и для отдельных секторов экономики и даже для отдельных предприятий.
- 10.3 Неокейнсианские теории экономического роста. Модель Харрода-Домара
- 10.4 Неоклассические теории экономического роста. Модель р.Солоу
- 10.5 Проблемы и перспективы экономического роста в Республике Беларусь
- Тема 11 Социальная политика государства
- 11.1 Социальная политика: содержание, направления, уровни
- 11.2 Уровень и качество жизни. Доходы населения
- 11.3 Проблема неравенства в распределении доходов. Обеспечение социальной справедливости
- 11.4 Система и механизм социальной защиты населения
- Тема 12. Трансформационная экономика
- 12.1. Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике
- 12.2 Основные направления рыночных преобразований
- 12.3 Роль государства в переходной экономике
- Примерный тематический план
- Методическое обеспечение
- Учебно-методические материалы Основная литература
- Дополнительная литература