logo search
Финансы и кредит

1.1. Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства

Финансы - это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями и характеризуют:

- денежные отношения;

- распределительные отношения;

- отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях.

На макроуровне к ним относятся:

  1. государственный бюджет;

  2. государственные внебюджетные фонды;

  3. государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой.

На микроуровне формируются денежные фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь, в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным денежным фондам относится кредиторская задолженность.

Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.

Таким образом, в условиях рыночной экономики термину «финансы» можно дать следующее определение: «….это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота»[].

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта (ВВП) и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения, например промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование агропромышленного комплекса (АПК), произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Федеральная служба финансовой разведки Центрального банка РФ, Контрольно-ревизионное управление, департамент страхового надзора и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба по финансовому мониторингу; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии предпринимательских структур и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика – «..это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты)» [12] .

Под рынком принято понимать социально-экономические условия реализации товара. Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом. Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений. В таком контексте финансы представляют собой систему денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

- общественные финансы;

- финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависят его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям [14]:

  1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, что предполагает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

  2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли либо региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

  3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов. Осуществляется различными методами через:

    • эффективное вложение финансовых ресурсов;

    • создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

    • использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов , например освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

    • применение финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).