4.10. Раздел «План маркетинга».
Как показывает практика составления бизнес-плана, в данный раздел следует обязательно включить такие пункты, как:
цели и стратегии маркетинга;
ценообразование;
схема распространения товаров;
организация сервисного обслуживания клиентов (для производственных товаров) или политика по качеству (для сферы услуг);
методы стимулирования продаж (сбыта);
реклама;
формирование общественного мнения о фирме и товарах;
бюджет маркетинга;
контроллинг маркетинга.
Рассмотрим эти подразделы.
1. При рассмотрении вопросов, связанных с целями и стратегиями маркетинга, необходимо на основе результатов стратегического планирования деятельности фирмы детализировать цели маркетинга по продаже конкретных товаров (услуг) в отдельности или ассортименте; по проникновению на конкретные рынки; по перспективам роста рынков благодаря новым покупателям, выпуску новых товаров и предложению новых услуг; по диверсификации; по конкурентной борьбе на рынках; по бюджету маркетинга и т. д. После этого необходимо определить конкретные стратегии по маркетингу для достижения каждой из сформулированных целей.
2. Практика показывает, что при ценообразовании необходимо учитывать следующие условия:
цена должна учитывать стадию жизненного цикла товара;
цена должна отражать качество товара;
цена может колебаться в зависимости от места расположения торговой точки;
цена не должна быть округленной, что диктуется психологией покупателя (цена, составляющая 1198 д.е., предпочтительнее для покупателя, чем цена, равная 1200 д.е.);
цена должна учитывать, что людей интересует удельная стоимость товара (затраты на приобретение единицы потребительной стоимости товара), поэтому, если товар продается в разных расфасовках, то обязательно нужно указывать не только цену товара в расфасовке, но и стоимость его единицы (кг, м, л).
Однако даже при продуманной стратегии ценообразования в ходе реализации товара часто возникают проблемы, связанные с недостаточной гибкостью цен.
Таким образом, при выборе фирмой методов ценообразования целесообразно основываться на том, что возможная цена товара может определяться исходя из анализа:
а) себестоимости продукции;
б) цены на аналогичный товар или товар-заменитель у конкурентов;
в) уникальных достоинств товара;
г) цены, определяемой спросом на данный товар.
На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена товара, которая соответствует наименьшим издержкам производства.
На основе анализа цен конкурентов определяется средний уровень цен на товар (услугу) на данном рынке (сегменте).
Максимально возможная цена устанавливается для товаров, отличающихся высоким качеством или уникальными достоинствами.
Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынка данных товаров, могут колебаться во всем диапазоне от минимальных до максимальных цен.
3. Следующим важным элементом плана маркетинга является схема распространения товаров, т. е. организация каналов распределения (сбыта). Канал сбыта — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителям. На этом пути товар проходит через ряд посредников — фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу. Эти посредники (дилеры), а также производители и покупатели называются участниками канала.
Канал сбыта можно охарактеризовать по числу составляющих его звеньев или уровней. Уровень канала сбыта — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара к конечному потребителю.
4. Здесь необходимо подробно описать условия гарантийного и послегарантийного обслуживания; круг услуг, предоставляемых в каждом из этих видов обслуживания; структуру и местоположение сервисных пунктов и т. п. При этом очень важно указать, располагает ли рынок сервисными возможностями, отвечающими продукции фирмы, или же ей необходимо создавать всю сферу обслуживания самостоятельно и в расчете на длительный срок.
Для сферы услуг необходимо отразить систему и менеджмент качества, реализуемые на предприятии, а также последующие действия руководства по поддержанию заявленного уровня качества услуг.
5. Стимулирование сбыта — это использование разнообразных средств и приемов стимулирующего воздействия, способствующих совершению покупки. Особенно важную роль стимулирование продаж играет для удержания покупателей. Примерно 64% покупок носят интуитивный, т. е. случайный характер. По оценке специалистов, удержание клиента стоит в 6-7 раз дешевле, чем привлечение нового. Поэтому фирма заинтересована превратить случайного покупателя в своего постоянного клиента.
Как правило, стимулирование сбыта ведется фирмой в трех направлениях:
- Стимулирование собственного персонала фирмы. Цель — подключить к сбыту товаров (услуг) максимальное число работников фирмы, заинтересовывая их в поиске клиентов определенным материальным вознаграждением (премии, процент от сделки и т. п.).
- Стимулирование сферы торговли и посредников. Стимулирование, направленное на посредников, побуждает их продавать товар с максимальной энергией и расширять круг его покупателей. Методы воздействия при этом могут быть следующие: различного рода скидки (в том числе названные в данном разделе при рассмотрении этапов ценообразования), субсидирование рекламы и других подобного рода мероприятий для посреднических фирм, конкурсы дилеров, предоставление посредникам бесплатного или на льготных условиях специального оборудования и др.
- Стимулирование потребителей. Стимулирование, направленное на покупателей, заключается в предложении последним ощутимой коммерческой выгоды, которая побуждает их приобретать товары систематически и в больших количествах. Наибольшее распространение в настоящее время получили купоны — рекламные объявления, дающие право на скидку.
6. Важным элементом комплекса маркетинга является реклама. Главной функцией рекламы является индивидуализация продукта, т. е. выделение его из остальной массы конкурирующих товаров путем подчеркивания какой-либо свойственной только ему отличительной черты (высокое качество, надежность, умеренная цена, оригинальные потребительские свойства, удобная упаковка и т. д.).
В бизнес плане приводим характеристику рекламных средств и носителей, выбранных фирмой для реализации своего маркетинга, их преимущества и недостатки, определяем календарных план и стоимость их использования. Необходимо помнить, что выбранные рекламные средства должны соответствовать избранному сегменту рынка, т.е. быть актуальными и доступными для целевого сегмента.
7. Следующим элементом плана маркетинга, включаемым в данный раздел бизнес-плана, следует считать формирование общественного мнения о фирме и товарах (public relations — паблик рилейшнз).
Для любого кредитора или инвестора важное значение имеет имидж фирмы. Поэтому в данном разделе необходимо охарактеризовать сложившийся имидж фирмы и показать перспективы его упрочения.
Частными целями паблик рилейшнз являются:
формирование имиджа фирмы;
обеспечение связи фирмы со средствами массовой информации;
работа с населением, общественными организациями, органами власти, партнерами и конкурентами;
информирование общественности о своей деятельности;
зондирование и отслеживание общественного мнения;
представительская деятельность;
фирменный стиль;
формирование «круга друзей» фирмы.
8. Далее определяется бюджет маркетинга, который представляет из себя сумму затрат на все мероприятия, включая маркетинговые исследования и PR.
9. Заключительным элементом маркетинга, включаемым в бизнес-план, следует считать контроллинг, под которым понимается количественная и качественная подготовка и оценка оперативных и стратегических решений руководства, анализ маркетинговой деятельности фирмы.
- В.П. Орловская бизнес-планирование ресторанного сервиса
- Санкт-Петербург
- Введение
- Тема 1. Введение в дисциплину
- 1.1. Место дисциплины в системе подготовки специалистов для предприятий туризма и сервиса
- 1.2. Планирование как основополагающая функция менеджмента.
- 1.3. Понятия «план» и «планирование».
- 1.4. Сущность и функции планирования на уровне макро- и микроэкономики.
- 2.2. Виды планирования.
- 2.3. Принципы планирования.
- 2.4. Методы планирования.
- 2.5. Стратегическое, оперативное и тактическое планирование.
- 2.6. Процесс планирования в экономической организации.
- 2.7. Система стратегического обновления предприятия ресторанного сервиса.
- Первая фаза: восприятие слабых сигналов
- Вторая фаза: творческая атмосфера как условие для создания альтернативных решений
- Третья фаза: отбор и развитие новых инициативных решений
- Четвертая фаза: укрепление предприятия; развитие предприятия как системы
- Контрольные вопросы к Теме 2.
- Тема 3. Цели, задачи и особенности составления бизнес-плана
- 3.1. Цели и задачи бизнес-плана.
- 3.2. Функции бизнес-плана
- 3.3. Работы, предшествующие составлению бизнес-плана.
- 3.4. Требования к бизнес-плану и особенности его составления.
- 3.5. Бизнес-план для привлечения инвестора.
- 3.6. Составители бизнес-плана.
- Заказать написать бизнес-план профессиональным консультантам.
- Поставить задачу написать бизнес-план перед персоналом собственного предприятия.
- Написать бизнес-план самостоятельно.
- 3.7. Технология разработки бизнес-плана.
- Этапы разработки бизнес-плана.
- 3.9. Оформление и стиль бизнес-плана.
- Контрольные вопросы к Теме 3
- Тема 4. Структура бизнес-плана
- 4.1. Чем определяется структура бизнес-плана.
- 4.6. Раздел «Продукт».
- 4.7.Раздел «Положение дел в отрасли».
- 4.8. Раздел «Рынки сбыта товаров и услуг».
- 4.9. Раздел «Конкуренция на рынках сбыта».
- 4.10. Раздел «План маркетинга».
- 4.11. Раздел «План производства».
- 4.12. Раздел «Организационный план».
- 4.13. Раздел «Правовое обеспечение деятельности фирмы».
- 4.14. Раздел «Оценка риска и страхование».
- 4.15 Раздел «Финансовый план».
- Контрольные вопросы к Теме 4.
- Тема 5. Использование программного продукта project expert при составлении бизнес-плана Изучив тему, Вы сможете:
- 5.1. Общая характеристика программы Project Expert и возможности ее использования при разработке бизнес-плана.
- 5.2. Работа с Project Expert.
- 5.3. Построение модели.
- 5.4. Определение потребности в финансировании и разработка стратегии финансирования предприятия.
- 5.5. Анализ эффективности проекта.
- 5.6. Формирование отчета.
- Контрольные вопросы к Теме 5.
- Тестовые задания (демонстрационная версия)
- Заключение
- Список литературы
- Терминологический словарь
- Приложение 1 Извлечение из рабочей программы дисциплины
- Тема 1. Введение в дисциплину
- Тема 2. Плановая деятельность на предприятии
- Тема 3. Цели, задачи и особенности составления
- Тема 4. Структура бизнес-плана
- Тема 5. Использование программного продукта