logo
ФДК

Сущность и структура финансовой системы рф.

Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений формируются денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов делятся на первичные и конечные.

Первичные доходы (ПД). Источник ПД - валовой внутренний продукт, который поступает в форме : а) заработной платы наемных рабочих , б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов, в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции, у государства, органов МСУ.

ПД служат источником дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределения прибыли и т.п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы (КД).

Конечные доходы выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные ресурсы являются продуктом перераспределения.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений представляет собой финансовый механизм., который включает обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов МСУ.

Финансовый механизм – «система организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов».

Структура ФС. (стр 124 схема)

В зависимости от методов формирования доходов ФС разделяют на:

Централизованные финансы включают государственные и муниципальные финансы. Государственные и муниципальные финансы отражают федеративное устройство РФ ( в соответствии с Конституцией три уровня управления). На федеральном уровне управление осуществляется федеральными органами, на местном –населением. Каждый уровень предполагает наличие полномочий в финансовой сфере, собственную финансовую базу.

Исключительно в ведении РФ находятся: фед. бюджет, фед. налоги и сборы, фед. фонды регионального развития. Федеральные законы устанавливают систему налогов, общие принципы налогообложения и сборов, порядок выпуска и размещения гос. займов. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет Счетная палата (состав и порядок деятельности определяется федеральным законом).

Органы МСУ в соответствии с Конституцией самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет.

Государственные и муниципальные финансы являются важной сферой ФС, признанной обеспечить государство и органы МСУ денежными средствами, необходимыми им для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Государственные и муниципальные финансы представлены Бюджетной системой и государственными и муниципальными кредитами. Бюджетная система включает три уровня: федеральный бюджет и и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет (фонды социального назначения, фонды экономического назначения)

Государственный кредит – это денежные отношения между государством, муниципальными органами, юридическими и физическими лицами по поводу получения кредитов, займов и гарантий.

Роль: выступая в роли кредитора и гаранта, государство оказывает положительное влияние на экономическое развитие. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юр. и ф. л. – гарант. На практике государство и мун. органы выступают заемщиками. В зависимости от заемщика долг : РФ, субъекта РФ, муниципалитета.

Государственный долг – долговое обязательство перед юр. и ф. л., иными гос-ми, международными организациями. Долг обеспечивается всем государственным имуществом. В зависимости от валюты: внутренний и внешний.

Децентрализованные финансы. Основа ФС, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов страны. Включают: финансы организаций и финансы домохозяйств.

Финансы организаций. Ключевое место занимают финансы коммерческих организаций. Часть создаваемых коммерческими организациями ресурсов перераспределяются в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. ГК РФ делит организации на коммерческие и некоммерческие. Таким образом финансы организаций включают:

финансы коммерческих организаций,

финансы некоммерческих организаций

финансы финансовых посредников (фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах)-коммерческие банки, сберегательные институты, кредитные союзы.

Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее положение системы.

Финансы финансовых посредников имеют особое значение , поскольку в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего в инвестиционные цели.

Финансы домохозяйств – это денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и формирования доходов и расходов населения. Денежные доходы домохозяйств складываются из следующих источников: