logo
ФДК

Бюджетная классификация рф, ее состав и значение для реализации принципа единства бюджетной системы

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета; - контроля за выделением и использованием бюджетных средств; - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; - составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает: (Схема на стр 214.)

Классификация доходов осуществляется по четырем составным частям:

Функциональная классификация расходов отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Классификация имеет 4 уровня:

Экономическая классификация расходов определяет направления расходов бюджетов в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления. По степени влияния на чистую стоимость активов экономическая классификация состоит из 4 групп: расходы, поступления нефинансовых активов, поступления финансовых активов, выбытие финансовых активов. Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов для финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ , видов муниципального долга представляет собой группировку долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств , осуществляемых Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.

Значение бюджетной классификации состоит в том, что она является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней. На ее основе организуется бюджетный учет доходов и расходов в финансовых органах и органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов в бюджетных учреждениях. Она применяется в процессе финансового контроля при определении целевого характера использования бюджетных средств.