logo
ФДК

Финансовый контроль: виды, методы и органы. Контрольные полномочия Счетной палаты рф.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Финансовый контроль является одним из звеньев системы контроля. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. ФК является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля.

Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, организаций) с применением специфических форм и методов его организации.

ФК - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

ФК в отличие от других видов контроля, связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, НДС.

Объектом ФК являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и во всех звеньях народного хозяйства.

Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

 Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

 Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль, проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:

1.Времени проведения

Предварительный (до совершения хозяйственных и финансовых операций) проводится на стадии рассмотрения бюджетов, финансово-плановых документов, штатных расписаний, раздаточных ведомостей. Основная цель – своевременно пресекать незаконное, нецелевое, нерациональное, неэффективное использование средств.

Текущий (в ходе совершения хозяйственно-финансовых операций) выполняется на основе первичных документов оперативного и бухгалтерского учета, позволяет при необходимости регулировать хозяйственную ситуацию, предотвращать потери и убытки.

Последующий (после хозяйственно-финансовых операций). Содержание – проверка выполнения планов по количественным и качественным показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства и т.д.

2.Форме проведения

Обязательный (внешний) – проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств.

Инициативный (внутренний) – инициируется самим хозяйствующим субъектом.

3.В зависимости от субъектов, осуществляющих ФК, выделяют следующие виды:

Государственный, реализуемый через общегосударственный контроль (президентский, контроль представительный органов власти и МСУ, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов) и Ведомственный (структурных подразделений министерств, госкомитетов и других органов государственного управления).

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют федеральные органы законодательной и исполнительной власти: Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ, Федеральное Казначейство, ФНС и др.

Внутриведомственный контроль выполняют специальные структуры министерств, ведомств в отношении подведомственных им организаций.

Негосударственный ( внутренний – внутрихозяйственный и внешний – аудиторский).

Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри организации финансовыми и экономическими подразделениями. Ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией организации в виде предварительного, текущего и последующего контроля.

Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими фирмами.

4.По методам проведения финансового контроля различают:

Проверки. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ­ленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков, со стороны Департамента страхового надзора Минфина РФ— за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Наблюдение (мониторинг) постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизия – наиболее распространенный и всеобъемлющий метод финансового контроля.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными  и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Сфера полномочий Счетной Палаты – контроль федеральной собственности и расходование федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и ЦБ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фонды и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, представленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счетной Палаты поставлены следующие задачи:

Счетная Палата обязана также контролировать состояние государственного внешнего и внутреннего долга РФ, деятельность ЦБ по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставления РФ финансовых ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Основные формы контроля проводимые Счетной Палатой, - тематические проверки и ревизии. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, несоблюдение порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной Палаты ей представлено право давать предписания, обязательные к исполнению. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной Палаты по согласованию с Гос. Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Все результаты деятельности Счетной Палаты должны освещаться в средствах массовой информации.