23. Финансовая политика рф.
В России финансовая политик является прерогативой федеральных органов управления. Под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач. К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся: Правительство РФ, мин финн РФ, министерство экономического развития и торговли РФ, мин иностранных дел РФ, федеральное казначейство совместно с ЦБ. Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Стратегическими целями бюджетной политики являются: 1. Снижение налоговой нагрузки на экономику; 2. Упорядочение государственных обязательств; 3. Концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; 4. Снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; 5. Создание эффективной системы межбюджетных отношений; 6. Управление госфинансами. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т.е. базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики. В ходе проведения налоговой реформы предусматривается проведение конкретных мероприятий, направленных на: сокращение числа налогов и сборов, повышение значения определенных налогов, унификацию ставок налогов и принципов налогообложения, изменение организационной структуры налоговых органов, ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе. Реализация указанных мер должна позволить привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется оно в основном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Валютная политика – совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты. По длительности решения задач различают текущую валютную политику и долговременную валютную политику. Текущая валютная политика направлена оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов. Валютная политика осуществляется главным образов в 2х формах: учетной и девизной политике. Учетная политика в сфере международных валютных отношений направлена н регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение проц ставок привлекет капиталы из стран, где существуют более низкие проц ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса нац валюты ЦБ страны обычно продает на валютном рынке крупные суммы иностранной валюты, что приводит к повышению курса нац валюты в отношении иностранных валют, и, наоборот, скупка иностранной валюты влечет за собой падение курса нац валюты. Действительным инструментом реализации валютной политики является валютный контроль – деятельность государства, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Направлениями финансовой политики являются: 1) аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и отраслями народнохозяйственного комплекса; 2) оптимизация структуры доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований, находящихся на самоуправлении; 3) совершенствование федерального и республиканского (регионального) финансового законодательства. Финансовая политика государства реализуется путем: 1) выработки концепций развития финансовой системы государства; 2) составления целевых финансовых программ; 3) определения более эффективных направлений действия финансового механизма в экономической системе государства. Финансовая политика государства как искусство управления финансами государства включает в себя стратегию и тактику. Финансовая стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ. Финансовая тактика включает в себя конкретные методы (приемы) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Финансовая тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации. По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную. 1. Текущая финансовая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержании сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы. 2. Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и в финансовом механизме. По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовую политику можно разделить на дефляционную и дефляционную. 1. Дефляционная финансовая политика представляет собой систему мер регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления экономического роста. 2. Дефляционная финансовая политика – это система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста. Состав финансовой политики определяется инструментами воздействия государства на функционирование финансовой системы. По этому признаку финансовая политика государства включает в себя: 1) бюджетную политику; 2) налоговую политику; 3) валютную политику; 4) кредитную политику; 5) учетную (дисконтную) политику; 6) политику по управлению финансами.
23. Государство как должник и кредитор Проблемы управления внутренними и внешними заимствованиями государства.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 до 5 лет), долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходиться выплачивать основную сумму с высокими процентами.
Внешний государственный долг – это долг, который возникает в результате размещения займов за рубежом и других форм задолженности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Внутренний государственный долг - это долг, который возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. О размерах государственного долга позволяет судить его доля по отношению к внутреннему валовому продукту или сумме бюджетных расходов. В соответствии с законом РФ государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством РФ; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства РФ; других долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны.
Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость управления им.
Управление государственным долгом – это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.
Конверсия государственных займов – это изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.
Консолидация государственного долга - продление срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.
Высшим органом управления гос кредитом в РФ является Федеральное Собрание, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита, так и кредитования за счет средств бюджета. Предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством РФ.
24. Бюджетная политика государства и ее отражение в структуре доходов и расходов федерального бюджета.
Под бюджетной политикой понимаются целенаправленные действия правительства, связанные с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Доходы бюджетов - это часть национального дохода, подлежащая централизации в бюджеты различных уровней. Они могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений. Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы бюджетов - виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов, бюджетов других уровней бюджетной системы.
Расходы бюджетов представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законами о бюджетах на конкретный финансовый год..
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов связаны с расширенным воспроизводством, при осуществлении которого создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности РФ, субъектов федерации, муниципальных образований. Они обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели и т.п. В составе капитальных расходов бюджетов формируются бюджеты развития.
Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущую работу органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, дотаций, субсидий и субвенций.
Бюджетный кредит - это средства, выделяемые из бюджетов юридическим лицам на возвратной и платной основе, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями.
Бюджетная ссуда- это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев пределах финансового года.
Дотация - это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов физическим или юридическим лицам
Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на финансирование целевых расходов физическим или юридическим лицам.
Осуществление бюджетных расходов в Российской Федерации основано на разграничении полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы.
- Сущность и структура финансовой системы рф.
- 2. Региональные Налоги и Сборы (н и с)
- Бюджетная система рф
- Классификация доходов. Собственные доходы бюджетов бюджетной системы рф.
- Финансовое планирование в организации
- Сущность, функции, виды налогов
- Сущность, функции, виды н.
- Бюджетная классификация рф, ее состав и значение для реализации принципа единства бюджетной системы
- Налоговая система рф, принципы построения
- Налоговая система рф, принципы построения
- Бюджеты субъектов рф
- Бюджеты субъектов рф и их назначение в решении социально-экономических задач развития регионов
- Бюджетный дефицит и источники его покрытия
- Классификация расходов государственного бюджета.
- Местные финансы
- Финансовый контроль: виды, методы и органы. Контрольные полномочия Счетной палаты рф.
- Сущность и принципы финансов коммерческих организаций.
- Доходы и затраты коммерческих предприятий.
- Финансовые ресурсы предприятия: их источники, направления использования.
- Государственные внебюджетные фонды
- Система государственных органов управления финансами.
- Основные функции
- Основные функциии
- Полномочия службы
- 17 Анализ фин.Деятельности организаций
- Специализированные кредитно-финансовые институты (стр 508 – 511)
- Казначейская система исполнения бюджетов, функции и роль федерального казначейства.
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- Государственный кредит и государственный долг . Структура государственного долга.
- 21. Проблемы управления внутренними и внешними заимствованиями государства.
- 23. Финансовая политика рф.
- 25. Федеральные Налоги и Сборы (н и с)
- 26. Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль, различия между ними.
- 27. Анализ финансовых результатов рентабельности предприятий (с367)
- 27. Функции внешнего и внутреннего аудита.
- 28. Сущность страхования, его функции и финансовые основы деятельности.
- 29. Финансовый рынок. (с 165 дкб)
- 30. Виды ценных бумаг и их характеристика.
- 31. Основные стадии бюджетного процесса, их характеристика.
- 32. Содержание и функции финансов
- 33. Возможные пути получения неналоговых доходов бюджетов.
- 34. Сущность и функции денег.
- 35. Исторические формы денег, их эволюция.
- 35. Формы государственных и муниципальных заимствований, их характеристика.
- 36. Налично-денежное обращение. Принципы организации.
- 37. Денежная система рф и её элементы.
- 38. Эволюция видов денежных систем.
- 39. Роль центрального эмиссионного банка страны в регулировании налично-денежного и безналичного денежного обращения.
- 39. Основные преимущества полноценных металлических денег
- 40. Денежная система рф и её элементы.
- 41. Эволюция видов денежных систем.
- Основные инструменты, используемые центральным банком в своей денежно-кредитной политике ( с 284 дкб)
- Инфляция спроса и инфляция издержек (с 98 дкб)
- 43. Понятие денежной массы, ее характеристика с помощью ден агрегатов. Скорость обращения денег.
- 44. Виды денег.
- 45. Основные теории, характеризующие роль денег в экономике.
- 46. Инфляция и её социально-экономические последствия (с 101 дкб)
- 47. Сущность кредита и его функции (с 127 дкб)
- 47. Виды денег.
- 48. Банковский кредит как основная форма кредита в рыночной экономике (с 139 )
- 49. Инфляция и её социально-экономические последствия (с 101 дкб)
- 50. Сущность ссудного процента, его функции (с 152 дкб)
- 51. Роль кредита в экономике (с 144 дкб)
- 52. Роль ипотечного кредита в экономике страны, факторы, сдерживающие его развитие в России.
- 52. Виды межбанковских ставок процента, являющиеся индикаторами рынка межбанковских ресурсов (с 160 дкб)
- 53. Сущность ссудного процента, его функции (с 152 дкб)
- 54Активные и пассивные проценты банка
- 54. Цб рф, функции, денежно-кредитная политика (с 271 дкб)
- 54Активные и пассивные проценты банка
- 55. Международный кредит, функции, формы (с 202 дкб)
- 1. По источникам:
- 3. По валюте займа:
- 4. По срокам:
- 5. Сточки зрения обеспечения:
- 6. Сточки зрения техники предоставления:
- 7. В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора:
- 56. Характеристика современной банковской системы рф (с 265 дкб)
- 57. Эмиссия денег и выпуск денег в обращение.
- 58. Принципы организации безналичного оборота (с 45 дкб)
- 59. Платежная система страны (с 45 дкб)
- 59. Международные кредитные институты
- Межбюджетные отношения, их роль в обеспечении бюджетного федерализма. Основные направления развития межбюджетных отношений в современных условиях
- 58 Принципы организации безналичного оборота.
- 59 Платёжная система страны
- 17 Государственный и муниципальный бюджеты место и роль в развитии общества Консолидированный бюджет.
- 61. Пассивные операции
- 56Характеристика современной кредитной системы рф