logo
ФДК

37. Денежная система рф и её элементы.

Первым основополагающим элементом де­нежной системы являются принципы организации системы. Под прин­ципами принимаются правила, в соответствии с которыми государство организует данную денежную систему. Принцип централизованного управления денежной системой. Управление ден системами в условиях рыночной модели экономики характерно тем, что здесь на первый план выступают экономические методы управления, когда государство через аппарат центральных банков ста­вит на рынках такие условия, которые заставляют банки, финансовые институты и другие юридические лица принимать нужные государству решения. Принцип прогнозного планирования денежного оборота. Как централизованные, так и децентрализованные планы денежного оборота и его составных частей подготавливаются не как директивные планы, обязательные для выполнения конкретными ор­ганами, отвечающими за их выполнение, а как прогнозы, т.е. ориенти­ры, к которым надо стремиться. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота. Этот принцип заключается в том, что ден система должна быть орга­низована таким образом, чтобы, с одной стороны, не допускать инфля­ции; с другой - расширять денежный оборот, если возрастают потреб­ности хозяйства в денежных средствах, и сужать их, если уменьшаются эти потребности. Принцип кредитного характера денежной эмиссии. Появление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственном обороте возможно только в результате про­ведения банками кредитных операций. Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков. В условиях рыночной модели экономики ден знаки обеспечива­ются находящимися в активах банков товарно-материальными ценно­стями, золотом и другими драгоценными металлами, свободно кон­вертируемой валютой, ценными бумагами и другими долговыми обя­зательствами. Принцип неподчиненности центрального банка правительству и подотчетности его парламенту страны. Поддержа­ние устойчивости денежного оборота, борьба с инфляцией являются приоритетной задачей центрального банка. В то же время ЦБ может проводить политику, про­тиворечащую текущим задачам государства, поэтому ЦБ должен систематически отчитываться перед парламентом страны, ко­торый призван способствовать преодолению разногласий между ЦБ и правительством. Принцип предоставления правительству денежных средств только в порядке кредитования. Позволяет предотвратить использование денег для покрытия дефицита федеральных местных бюджетов и не давать тем самым стимула к развитию инфляционного процесса. Использование данного принципа заставляет правительство изыскивает другие источники поступлений средств в бюджет для покрытия федеральных и местных расходов. Принцип комплексного использования инструментов денежно-кредитного регулирования. ЦБ не должен ограничиваться каким-либо одним инструментом денежно-кредитного регулирования для поддержания устойчивости денежного оборота, а должен использовать комплекс этих инструментов, иначе должного эффекта достигнуть не удается. Принцип надзора и контроля за денежным оборотом. Государство через банковскую, финансовую систему, налоговые органы должно обеспечивать постоянный контроль как за всем денежным оборотом в целом, так и за отдельными денежными потоками в хозяйстве. Принцип функционирования исключительно национальной валюты на территории страны. Законодательство страны предусматривает платежи за товары и услуги внутри страны производить исключительно в национальной валюте. Принципы построения денежной системы отражаются в других элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них: наименование денежной единицы, порядок обеспечения денежных знаков, эмиссионный механизм, структуру денежной массы в обороте, порядок прогнозного планирования денежного оборота, механизм денежно-кредитного регулирования, порядок установления валютного курса или котировку валют, порядок кассовой дисциплины в хозяйстве.