logo
ФДК

17 Анализ фин.Деятельности организаций

Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Важно при этом понимание, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы, и с какими альтернативными издержками это сопряжено. Конкретные задачи финансового анализа определяются выработанными управленческими решениями. В зависимости от заданных направлений финансовый анализ может проводиться в следующих формах:

Алгоритм финансового анализа Алгоритм традиционного финансового анализа включает следующие этапы:

  Оценка финансовой устойчивости Анализ финансовой устойчивости показывает, насколько компания платежеспособна по отношению к поставщикам ресурсов (контрагентам, персоналу), а также госбюджету. Коэффициент автономии показывает процент собственных средств от всей суммы активов. По мере приближения коэффициента к 1 уменьшается риск невыполнения предприятием своих долговых обязательств. Ориентировочное нормативное значение - 0,5-0,7. Отрицательной тенденцией является его уменьшение. Коэффициент соотношения собственного и заемного капитала показывает, какой объем собственных средств приходится на 1 рубль заемного капитала. Рекомендуемое минимальное значение - 1. Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности показывает, какая величина дебиторской задолженности приходится на 1 рубль кредиторской задолженности. Рекомендуемое минимальное значение - 1. Коэффициент структуры привлеченного капитала – показывает какую часть у предприятия в анализируемый период имеют долгосрочные обязательства. В практике рентабельных российских предприятий в настоящее время существует устойчивая тенденция привлечения кредитных ресурсов для развития производственной базы. В связи с этим коэффициенты финансовой устойчивости могут отличаться от ранее рекомендованных значений, однако, это не говорит о снижении финансовой устойчивости, а говорит о том, что предприятия привлекают для развития производства более дешевые кредитные средства. Оценка ликвидности Показатели ликвидности баланса выражают способность предприятия осуществлять расчеты по всем видам обязательств – как по ближайшим, так и по отдаленным. Коэффициент текущей ликвидности показывает, в какой мере текущие обязательства обеспечиваются оборотными ресурсами. Значение должно быть более 1, положительная тенденция означает рост. Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какие средства могут быть использованы, если срок погашения всех или некоторых текущих обязательств наступит немедленно. Ориентировочное значение – 0,8-1,5. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена в ближайшее время за счет денежных средств. Рекомендуемый диапазон значений данного коэффициента – 0,1 - 0,2. Значения этих коэффициентов играют решающую роль для предприятий промышленности, поскольку для производства продукции им необходимо иметь большие по величине оборотные активы. Оценка рентабельности Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности любой компании.

Чистая прибыль

нераспределенная прибыль+отвлеченные средства

Коэффициент рентабельности основной деятельности (рентабельность)

Прибыль от реализации / (себестоимость+коммерч. и управленч. расходы)

Коэффициент рентабельности продаж (продукции)

Прибыль от реализации /Выручка от реализации

Коэффициент рентабельности всего капитала предприятия

Прибыль от реализации/Итог баланса

Коэффициент рентабельности собственного капитала

Чистая прибыль/Источники собственных средств

Коэффициент рентабельности активов

Чистая прибыль/Баланс

Эффективность бизнеса оценивается с помощью показателей "Рентабельность основной деятельности", "Рентабельность продаж", "Рентабельность собственного капитала" и др., показывающих размер чистой прибыли, которая была генерирована себестоимостью, выручкой от реализации, собственным и всем капиталом предприятия, и характеризующих степень привлекательности объекта для вложения средств.