logo
ФДК

Бюджетная система рф

В соответствии с БК РФ бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

БС РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

Федеральный бюджет – основной финансовый план страны. Его ресурсы предназначены для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Бюджеты субъектов РФ включают бюджеты республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Их ресурсы предназначены для выполнения субъектами РФ своих государственных функций.

Местные бюджеты предназначены для регулирования экономических процессов на местном уровне.

Доходы бюджетов: налоговые (налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, доходы целевых бюдж. фондов. Неналоговые: доходы от использования гос. имущества; от платных услуг бюдж. учреждениями; штрафы, конфискации, компенсации; фин.помощь от бюджетов др.уровней , за искл. бюджетных ссуд кредитов. В бюджетах 2-го и 3-го уровней выдел. регулирующие доходы - налоги и платежи, по кот. устан-ся %-ые нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты.

Расходы: текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов): содержание бюдж. учреждений; трансферты населению; бюджетные кредиты ЮЛ; субвенции и субсидии ЮЛ и ФЛ; инвестиции в УК ЮЛ; бюдж. ссуды, дотации, субвенции и субсидии; кредиты иностр. гос-вам; обслуживание и погашение долговых обязательств.

Дотация - средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - средства, предоставляемые на той же основе на осуществление целевых расходов.

Субсидия - средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Социально- экономическая сущность бюджета и его роль.

Функции бюджета:

Распределительная – обеспечивает сосредоточение денежных средств в руках гос-ва.

Контрольная – используется для определения, на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение гос-ва и эффективно ли используются они.

Б. включает 2 части: доходную и расходную.

Превышение гос расходов над гос доходами дает понятие бюджетный дефицит.

Превышение гос доходов над гос расходами дает понятие бюджетный профицит.

Важно чтобы доходная часть соответствовала расходной, но на практике так получается не всегда.

Чаще всего встречается бюджетный дефицит, его источники:

- низкая доля поступления налогов и др.платежей в бюджеты разных уровней.

- низкая эффективность общественного производства.

Бюджетное финансирование – предоставление денежных средств из бюджета на осуществление расходов по отдельным мероприятиям.

Роль бюджета состоит в том, что с переходом к рыночным отношениям бюджет становится одним из главных инструментов гос-ва в проведении экономической и социальной политики.

Принципы построения бюджетной системы России закреплены конституцией, а также специальным бюджетным законодательством. Основной принцип построения бюджетной системы – это принцип фискального механизма, который предусматривает компетенцию между различными уровнями бюджета.

По экономической сущности государственный бюджет – это система денежных отношений, которые возникают между государством и юридическими лицами по поводу распределения в связи с формированием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного для выполнения государством его функций.

В составе бюджета могут создаваться целевые бюджетные фонды. Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Принципы БС РФ:

В 90-х и 2000 (БК РФ) были проведены крупные структурные реформы.

Цель: переход к эффективному управлению финансами

Суть: смещение от управления 2ресурсами» на управление «результатами»

Концепция бюджетирования

Суть: распределение бюджетных средств в зависимости от достижений конкретных результатов

Реформирование бюджетного процесса осуществляется по следующим направлениям: