Бюджетная система рф
В соответствии с БК РФ бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
БС РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
Местные бюджеты, в том числе
бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
городских и сельских поселений
Федеральный бюджет – основной финансовый план страны. Его ресурсы предназначены для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.
Бюджеты субъектов РФ включают бюджеты республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Их ресурсы предназначены для выполнения субъектами РФ своих государственных функций.
Местные бюджеты предназначены для регулирования экономических процессов на местном уровне.
Доходы бюджетов: налоговые (налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, доходы целевых бюдж. фондов. Неналоговые: доходы от использования гос. имущества; от платных услуг бюдж. учреждениями; штрафы, конфискации, компенсации; фин.помощь от бюджетов др.уровней , за искл. бюджетных ссуд кредитов. В бюджетах 2-го и 3-го уровней выдел. регулирующие доходы - налоги и платежи, по кот. устан-ся %-ые нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты.
Расходы: текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов): содержание бюдж. учреждений; трансферты населению; бюджетные кредиты ЮЛ; субвенции и субсидии ЮЛ и ФЛ; инвестиции в УК ЮЛ; бюдж. ссуды, дотации, субвенции и субсидии; кредиты иностр. гос-вам; обслуживание и погашение долговых обязательств.
Дотация - средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.
Субвенция - средства, предоставляемые на той же основе на осуществление целевых расходов.
Субсидия - средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Социально- экономическая сущность бюджета и его роль.
Функции бюджета:
Распределительная – обеспечивает сосредоточение денежных средств в руках гос-ва.
Контрольная – используется для определения, на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение гос-ва и эффективно ли используются они.
Б. включает 2 части: доходную и расходную.
Превышение гос расходов над гос доходами дает понятие бюджетный дефицит.
Превышение гос доходов над гос расходами дает понятие бюджетный профицит.
Важно чтобы доходная часть соответствовала расходной, но на практике так получается не всегда.
Чаще всего встречается бюджетный дефицит, его источники:
- низкая доля поступления налогов и др.платежей в бюджеты разных уровней.
- низкая эффективность общественного производства.
Бюджетное финансирование – предоставление денежных средств из бюджета на осуществление расходов по отдельным мероприятиям.
Роль бюджета состоит в том, что с переходом к рыночным отношениям бюджет становится одним из главных инструментов гос-ва в проведении экономической и социальной политики.
Принципы построения бюджетной системы России закреплены конституцией, а также специальным бюджетным законодательством. Основной принцип построения бюджетной системы – это принцип фискального механизма, который предусматривает компетенцию между различными уровнями бюджета.
По экономической сущности государственный бюджет – это система денежных отношений, которые возникают между государством и юридическими лицами по поводу распределения в связи с формированием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного для выполнения государством его функций.
В составе бюджета могут создаваться целевые бюджетные фонды. Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.
Принципы БС РФ:
принцип единства БС РФ (единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации функционирования, форм бюджетной документации и тд)
принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней
принцип самостоятельности бюджетов означает:
право и обязанность органов госвласти и органов МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования денежных средств
право органов госвласти и органов МСУ устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы
недопустимость установления расходных обязательств , подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней БС РФ
и т.п.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов
Принцип сбалансированности бюджета ( объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов)
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
Принцип общего покрытия расходов ( все расходы должны покрываться доходами)
Принцип гласности ( обязательное опубликование бюджетов в открытой печати
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств ( бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели)
Принцип подведомственности расходов бюджета (получатели бюджетных средств вправе получать лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя)
Принцип единства кассы
В 90-х и 2000 (БК РФ) были проведены крупные структурные реформы.
Цель: переход к эффективному управлению финансами
Суть: смещение от управления 2ресурсами» на управление «результатами»
Концепция бюджетирования
Суть: распределение бюджетных средств в зависимости от достижений конкретных результатов
Реформирование бюджетного процесса осуществляется по следующим направлениям:
реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета (приближение бюджетной классификации РФ к международным стандартам)
выделение бюджетов на выполнение действующих и принимаемых обязательств
совершенствование среднесрочного финансового планирования
совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования (формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов)
упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
- Сущность и структура финансовой системы рф.
- 2. Региональные Налоги и Сборы (н и с)
- Бюджетная система рф
- Классификация доходов. Собственные доходы бюджетов бюджетной системы рф.
- Финансовое планирование в организации
- Сущность, функции, виды налогов
- Сущность, функции, виды н.
- Бюджетная классификация рф, ее состав и значение для реализации принципа единства бюджетной системы
- Налоговая система рф, принципы построения
- Налоговая система рф, принципы построения
- Бюджеты субъектов рф
- Бюджеты субъектов рф и их назначение в решении социально-экономических задач развития регионов
- Бюджетный дефицит и источники его покрытия
- Классификация расходов государственного бюджета.
- Местные финансы
- Финансовый контроль: виды, методы и органы. Контрольные полномочия Счетной палаты рф.
- Сущность и принципы финансов коммерческих организаций.
- Доходы и затраты коммерческих предприятий.
- Финансовые ресурсы предприятия: их источники, направления использования.
- Государственные внебюджетные фонды
- Система государственных органов управления финансами.
- Основные функции
- Основные функциии
- Полномочия службы
- 17 Анализ фин.Деятельности организаций
- Специализированные кредитно-финансовые институты (стр 508 – 511)
- Казначейская система исполнения бюджетов, функции и роль федерального казначейства.
- Специализированные кредитно-финансовые институты
- Государственный кредит и государственный долг . Структура государственного долга.
- 21. Проблемы управления внутренними и внешними заимствованиями государства.
- 23. Финансовая политика рф.
- 25. Федеральные Налоги и Сборы (н и с)
- 26. Предварительный, текущий и последующий финансовый контроль, различия между ними.
- 27. Анализ финансовых результатов рентабельности предприятий (с367)
- 27. Функции внешнего и внутреннего аудита.
- 28. Сущность страхования, его функции и финансовые основы деятельности.
- 29. Финансовый рынок. (с 165 дкб)
- 30. Виды ценных бумаг и их характеристика.
- 31. Основные стадии бюджетного процесса, их характеристика.
- 32. Содержание и функции финансов
- 33. Возможные пути получения неналоговых доходов бюджетов.
- 34. Сущность и функции денег.
- 35. Исторические формы денег, их эволюция.
- 35. Формы государственных и муниципальных заимствований, их характеристика.
- 36. Налично-денежное обращение. Принципы организации.
- 37. Денежная система рф и её элементы.
- 38. Эволюция видов денежных систем.
- 39. Роль центрального эмиссионного банка страны в регулировании налично-денежного и безналичного денежного обращения.
- 39. Основные преимущества полноценных металлических денег
- 40. Денежная система рф и её элементы.
- 41. Эволюция видов денежных систем.
- Основные инструменты, используемые центральным банком в своей денежно-кредитной политике ( с 284 дкб)
- Инфляция спроса и инфляция издержек (с 98 дкб)
- 43. Понятие денежной массы, ее характеристика с помощью ден агрегатов. Скорость обращения денег.
- 44. Виды денег.
- 45. Основные теории, характеризующие роль денег в экономике.
- 46. Инфляция и её социально-экономические последствия (с 101 дкб)
- 47. Сущность кредита и его функции (с 127 дкб)
- 47. Виды денег.
- 48. Банковский кредит как основная форма кредита в рыночной экономике (с 139 )
- 49. Инфляция и её социально-экономические последствия (с 101 дкб)
- 50. Сущность ссудного процента, его функции (с 152 дкб)
- 51. Роль кредита в экономике (с 144 дкб)
- 52. Роль ипотечного кредита в экономике страны, факторы, сдерживающие его развитие в России.
- 52. Виды межбанковских ставок процента, являющиеся индикаторами рынка межбанковских ресурсов (с 160 дкб)
- 53. Сущность ссудного процента, его функции (с 152 дкб)
- 54Активные и пассивные проценты банка
- 54. Цб рф, функции, денежно-кредитная политика (с 271 дкб)
- 54Активные и пассивные проценты банка
- 55. Международный кредит, функции, формы (с 202 дкб)
- 1. По источникам:
- 3. По валюте займа:
- 4. По срокам:
- 5. Сточки зрения обеспечения:
- 6. Сточки зрения техники предоставления:
- 7. В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора:
- 56. Характеристика современной банковской системы рф (с 265 дкб)
- 57. Эмиссия денег и выпуск денег в обращение.
- 58. Принципы организации безналичного оборота (с 45 дкб)
- 59. Платежная система страны (с 45 дкб)
- 59. Международные кредитные институты
- Межбюджетные отношения, их роль в обеспечении бюджетного федерализма. Основные направления развития межбюджетных отношений в современных условиях
- 58 Принципы организации безналичного оборота.
- 59 Платёжная система страны
- 17 Государственный и муниципальный бюджеты место и роль в развитии общества Консолидированный бюджет.
- 61. Пассивные операции
- 56Характеристика современной кредитной системы рф