logo
ответы дружба итог

15. Организация и ее сущностные признаки. Организационная структура управления. Внешняя и внутренняя среда организации.

устойчивое объединение людей, взаимодействующих между собой для достижения стоящих перед ними целей с помощью материальных, правовых, экономических и других условий;

Осн условия организации : не менее 2 людей, определенная структура отношений, объединяющая цель, целенаправленная деятельность.

Цели: стратегические, тактические и оперативные. Формулировка целей организации предполагает определение миссии и видения. Миссия всегда включает в себя определение того, для чего создается орг-ция, как достигает целей. Видение – описание организации в перспективе (которая лучше, чем сегодня).

Задачи – работа, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Ресурсы. Материальные, финансовые, сырьевые и тд.

Технологии. 2 вида: на ресурсы, на персонал. Совокупность методов воздействия на ресурсы организации на основе квалификации навыков и соответствии знаний персонала.

Организационная структура . Орган-я внутреннего взаимодействия, построенного наиболее удобным способом для достижения целей.

Коммуникации. Внешние среды: факторы соц среды и географ среды.

Структура: звенья (подразделения или специалисты), уровни, связ управления (горизонтальные и вертикальные (соподчинение) связи). Типы: Линейная (руководитель - подчиненный), функциональная (рук.ли – отделы служб - пдч ), л-ф/ штабная (руководит – штаб - пдч), матричная – под отдельные крупные отделы создаются специальные группы из сотрудников (их можно взять из разных отделов, они объединяются для одного проекта).

Внешняя среда. В ней принято выделять социальные и географические факторы. Соц среда – те группы общественности, с которыми организация взаимодействует. Географическая среда – нахождение в том или ином регионе, ктр характеризуется определенными климатическими условиями, а также это учет времени (сезона), который влияет на деятельность организации.

Признаками организации являются:

наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Официально заявленная цель придает смысл существованию предприятия и определяет основную направленность ее деятельности. Одной из основных целей любой коммерческой организации является получение прибыли;

обособленность заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих данную организацию от внешней среды. Границы могут быть как материальными - в виде стен и заборов, так и нематериальными - в виде запретов, ограничений, правил;

разделение труда предполагает, что члены организации выполняют различные функции;

существование связей между элементами организации способствует обеспечению их взаимной поддержки. Связи между элементами организации бывают экономическими, технологическими, информационными, социальными и управленческими;

саморегулирование - это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни, учитывая сложившуюся обстановку и внешние указания. Данная деятельность реализуется внешним центром, целью которой является координация усилий и работы людей на достижение целостности организации;

организационная культура - это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений и линию поведения сотрудников как внутри предприятия, так и на внешнем уровне.

Любая организация обладает определенной структурой (совокупностью взаимосвязанных элементов), которая подразделяется на три составляющие:

техническая - это совокупность материальных элементов организации (зданий, сооружений, оборудования, условий труда, технологий и т. д.)определяющих профессионально-квалификационный состав сотрудников, характер и содержание труда;

социальная включает в себя совокупность участников, формальные и неформальные группы, определение связей между ними, норм поведения и сфер влияния;

социотехническая включает в себя совокупность рабочих мест.

Определение структуры организации придает ей устойчивость и возможность противостоять и развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.

Нa пpeдпpиятиe влияeт тaкжe внeшняя cpeдa. Рaзличaют фaктopы пpямoгo вoздeйcтвия и кocвeннoгo вoздeйcтвия внeшнeй cpeды.

К фaктopaм пpямoгo вoздeйcтвия oтнocят: зaкoн, пocтaвщикoв, кoнкypeнтoв, пoтpeбитeлeй и пpoфcoюзы.

К фaктopaм кocвeннoгo вoздeйcтвия oтнocят: cocтoяниe экoнoмики, нayчнo-тexничecкий пpoгpecc, пoлитикy, coциaльнo-кyльтypный фaктop, a тaкжe мeждyнapoдный фaктop.

Рyкoвoдитeль пpeдпpиятия нe в cилax измeнить внeшнюю cpeдy. Слeдoвaтeльнo, oн дoлжeн изyчaть ee и пpиcпocaбливaтьcя к нeй. Пpи этoм cлeдyeт иcпoльзoвaть выгoды для opгaнизaции из внeшнeй cpeды и oтвoдить yгpoзы oт opгaнизaции, кoтopыe мoгyт oт нee иcxoдить.

Внeшняя cpeдa имeeт cлeдyющиe xapaктepиcтики:

cлoжнocть cpeды, тaк кaк oнa xapaктepизyeтcя бoльшим чиcлoм фaктopoв, нa кoтopыe opгaнизaция дoлжнa peaгиpoвaть;

пoдвижнocть cpeды - этo cкopocть, c кoтopoй пpoиcxoдит измeнeниe в oкpyжaющeй opгaнизaцию cpeдe;

нeoпpeдeлeннocть внeшнeй cpeды пpeдпoлaгaeт, чтo ecли инфopмaции мaлo или ecть coмнeния в ee тoчнocти, тo cpeдa cтaнoвитcя бoлee нeoпpeдeлeннoй, чтo зaтpyдняeт paбoтy opгaнизaции.

16. Методы социологических исследований в ПР. Общая характеристика. Проблема построения выборки в СО.

Социологические исследования.

Данный тип исследований широко применяется в сфере паблик рилейшнз. С его помощью можно изучать широкий круг социальных проблем. Различают два общих типа социологических исследований:

Описательные (дескриптивные) исследования

Они дают возможность сделать моментальный снимок определенной конкретной ситуации или существующих условий. Такие исследования напоминают рейтинговые, фиксирующие реальность в конкретный момент. Типичным примером их могут служить опросы общественного мнения.

Проблемные исследования.

Их цель заключается в том, чтобы разъяснить, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки. Проблемные или аналитические исследования нередко рассчитаны на получение ответа на вопрос «почему?»: Почему работники организации не доверяют обращениям руководства? Почему авторитет того или иного государственного органа так низок?

Популяция, или генеральная совокупность (population or universe).

В исследованиях оба этих слова означают общее число людей, имеющих отношение к конкретному обзору, например, все зубные врачи или студенты университета, то есть этот термин прямо связан с темой изучения.

Респондент, или интервьюируемое лицо (respondent or interviewee).

Лицо, которому в ходе исследования задаются вопросы.

Социологические исследования, в том числе и опросы общественного мнения, как правило, состоят из четырех этапов: выборки, анкеты (опросника), интервью, анализа результатов.

Выборка

отобранная группа единиц опроса, призванная репрезентовать ту генеральную совокупность людей (объект исследования), мнение которых стремится узнать исследователь. Эта репрезентативная выборка является группой респондентов, в результате опроса которой будет собрана информация.

Исследовательская выборка означает долю населения или генеральной совокупности, которую необходимо опросить. Это скорее похоже на тестирование чая или вина, то есть это небольшое количество, которое позволяет судить о целом.

Квотная выборка

Число людей, которых необходимо опросить, и которые выбраны на основе квот (в абсолютных числах или как процент), особенно относительно их доли от числа населения, определяемого в ходе переписи. Самым простым разделением на квоты может быть следующее: 50% мужчин и 50% женщин; 10% одиноких женщин и 90% замужних.

Случайная выборка

Иногда ее называют интервальной выборкой, или вероятностной выборкой (в описательном плане эти термины являются более точными). Это список людей, из которого фамилии и адреса выбираются каким-то установленным порядком, например, каждый десятый или сотый. Размер такой выборки может определяться на основе формулы с установленной заранее степенью точности. Таким образом, получается репрезентативный срез какой-то категории населения.

В процессе отбора выборки нужно учитывать как минимум два фактора:

1) определение метода вероятностного отбора выборки и

2) соблюдение принципа объективности.

Учет этих факторов обусловливает формирование двух следующих основных методов отбора респондентов: случайного и неслучайного (квазислучайного).

Анкета

Прежде чем разработать и написать анкету, необходимо определить для себя цель исследования и метод, который будет использован.

Анкета, опросный лист

Это лист со списком вопросов (с инструкциями для интервьюера), в который входят различного типа вопросы, и размеченными местами, в которые интервьюер должен занести ответы, полученные в ходе собеседования с каждым респондентом.

Первые вопросы обычно являются личностными, позволяют установить тип респондента..

Анкета

Вопросы относятся к дихотомическому виду, то есть ответ дается как «да» или «нет».

Многовариантные вопросы включают список вариантов, из которых респондент делает выбор.

Семантическое дифференцирование требует от респондента задать рейтинг в диапазоне от «плохой» до «отличной» или эти ответы можно представить в количественном виде, например, –3, –2, –1, 0, 1, 2, 3. Вопросы открытого типа предлагают респондентам полностью и по своему усмотрению прокомментировать вопрос

Правила составления анкет

1. В анкету необходимо включать только те вопросы, которые помогут в достижении поставленной цели. Чем короче время опроса и чем четче сформулированы вопросы, тем вероятнее рассчитывать на сотрудничество респондентов. Единственный способ задать сжатые вопросы — это знать заранее, что именно нужно выяснить с помощью каждого из них.

2. Приступая к разработке анкеты, прежде всего следует написать вступление. Во вступительной части необходимо разъяснить респонденту, кто и с какой целью к нему обращается. Нужно также подчеркнуть, что имя респондента и его ответы на вопросы останутся конфиденциальной информацией.

3. В анкете желательно пользоваться структурированными, закрытыми вопросами. Закрытые вопросы удобнее задавать и отвечать на них быстрее, поскольку они не требуют от респондента длительных раздумий.

4. Вопросы необходимо составлять так, чтобы они были доступными и конкретными. Слова должны быть простыми для интервьюера, произносящего их, и понятны для респондента. Желательно избегать технических и жаргонных терминов, которые не всегда понятны респондентам. Следует избегать сленговых и местных диалектизмов, которые по-разному воспринимаются респондентами.

5. Не следует формулировать предвзятых вопросов. Ведь главная задача — выяснить действительное мнение людей и то, как именно они собираются, допустим, голосовать на предстоящих выборах. Однако вопрос можно поставить и так, что он повлияет на выбор ответа. Ответам на вопросы такого рода трудно полностью доверять.

6. Не следует объединять два разных вопроса в один.

7. Задавать следует вопросы, охватывающие проблему целиком.

8. Анкету всегда необходимо апробировать. Разработанный опросник нужно показать своим коллегам и внимательно прислушиваться к их замечаниям и предложениям.

Интервью

Процесс интервьюирования предоставляет возможность лично, как говорится, «из первых рук» узнать общественное мнение. Существует несколько видов интервью, начиная с персональных, телефонных и заканчивая групповыми по типу фокус-групп.

Анализ

После того, как была сформирована выборка, разработана анкета и проведено интервьюирование (опрос) респондентов, наступает четвертый, не менее ответственный этап исследования общественного мнения — анализ собранных данных. Именно здесь вырабатываются рекомендации для дальнейшей работы.

Прежде чем делать выводы и давать рекомендации на основании анализа результатов исследования общественного мнения, нужно еще и еще раз взвесить их с точки зрения обоснованности, надежности и статистической значимости, связанных с предельными погрешностями.