19. Маркетинговые исследования в со. Метод «фокус-групп».
Маркетинговые исследования в связях с общественностью могут быть структурированы следующим образом:
♦ по цели исследования можно выделить практические и научно-практические. Если практические исследования направлены на получение конкретной информации, необходимой для достиже¬ния поставленной цели, то научно-практические исследования нацелены на перспективу;
♦ по использованию ресурсов выделяют ресурсоемкие исследования, т. е. требующие существенных затрат на их проведение, и малобюд¬жетные исследования;
♦ по времени проведения — долгосрочные и краткосрочные иссле¬дования;
♦ по методу проведения и количеству респондентов, принимающих участие в исследовании.
Маркетинговые исследования в связях с общественностью направле¬ны в первую очередь на выяснение того, насколько то или иное средство массовой информации соответствует интересам целевой аудитории. Про¬ведение подобных исследований позволяет выбрать наиболее эффективную медиастратегию.
Процесс маркетинговых исследований включает в себя шесть основ¬ных этапов:
1. Выявление проблемы и определение целей исследования.
2. Установление объектов исследования.
3. Разработка концепции исследования.
4. Сбор информации.
5. Анализ полученных данных.
6. Оценка результатов.
Выявление проблемы и определение целей исследования
Основной задачей, встающей перед исследователем на первом этапе работы, является четкое выявление той проблемы, которую предстоит решить в результате. На данном этапе необходимо собрать исходные данные, относящиеся к предполагаемой проблеме, а также рассмот¬реть информацию о ее прошлом и перспективах решения.
В ходе управления любым процессом, особенно информационным, краеугольным камнем становится процесс целеполагания. Цели органи¬зации — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. В. Ю. Гречков в своей работе «Маркетинговые исследования» определяет цель как «желае¬мое состояние системы или результат ее деятельности, достижимый в пре¬делах некоторого интервала времени. Цели вытекают из объективных по¬требностей и имеют иерархический характер».1
В процессе исследования рынка и проведения маркетинговых ис¬следований в связях с общественностью цели направлены на конкре¬тизирование как конечного результата, так и отдельных его этапов.
Разработка концепции исследования
Третий этап является, в сущности, одним из важнейших, так как именно здесь разрабатывается общий план проведения маркетинговых исследо¬ваний. Именно на этом этапе происходит оценка необходимости тех или иных данных, выстраивается система приоритетов, а также процедура сбора, обработки и последующего анализа этих данных. Также в процес¬се выработки концепции исследования выявляются альтернативы. Со-ответственно определяются критерии оценки основного плана и альтер¬нативных способов достижения целей.
Сбор информации
На сегодняшний день существует три основных способа получения маркетинговой информации:
1. Сбор и обработка данных осуществляются сотрудниками отдела маркетинга и связей с общественностью.
2. Исследования проводятся специально созданной для этого груп¬пой специалистов.
3. К сбору и анализу информации привлекается специализирован¬ная компания, занимающаяся исключительно маркетинговыми исследованиями.
Как показывает практика, сбор информации является самым за¬тратным этапом проведения исследования, особенно это проявляется в сфере связей с общественностью. Деятельность специалиста по СО требует работы с большими массивами данных, которые могут быть получены в результате проведения масштабных исследований, кроме того, они должны постоянно обновляться. В этом случае собственные исследования позволяют соотнести полученные данные, а также уточ¬нить некоторые параметры.
Можно выделить два основных метода сбора информации: открытый и закрытый. Закрытый сбор данных предполагает проведение исследова¬ния без информирования исследуемой части аудитории. Как правило, данный метод сбора данных осуществляется путем наблюдения. Его не¬сомненным достоинством является относительно низкая погрешность.
Открытое исследование предполагает информирование интервью¬ируемых о проводимом мероприятии. Как показывает практика, по¬грешность открытых исследований выше погрешности скрытых.
Анализ полученных данных
Данный этап начинается с преобразования исходных данных. В этом случае массивы данных вводятся в компьютер, устанавливается по¬грешность, осуществляется проверка на наличие ошибок, затем про¬исходит кодирование информации и представление ее в матричной форме. После чего производится статистический анализ.
Оценка результатов
По результатам проведенного исследования готовится отчет, который является наглядной формой представления информации.
- 1. Социальные, экономические и политические причины возникновения и основные этапы развития связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса. Цели, задачи, функции, принципы и средства pr.
- 2. Функции специалиста по связям с общественностью и профессиональные требования к специалисту.
- Мультишаговая модель:
- 6. Теория коммуникации как основа паблик рилейшнз: понятие коммуникационного барьера, виды коммуникационных барьеров.
- 7. Теория коммуникации как основа паблик рилейшнз: pr в системах race и rosie.
- 8. Связи с общественностью как деятельность. Объект и субъект pr.Содержание pr деятельности как функции менеджмента.
- 9. Общественность как объект pr. Классификация групп общественности д.Гендрикса и классификация групп общественности по особенностям их социального влияния.
- 10) Общественность как объект pr. Классификация групп общественности в рамках ситуативного подхода: классификации ф. Сайтела, ф.Котлера
- 11) Общественность как объект pr. Дифференциация групп общественности на основе психографического, географического и демографического подходов.
- 12. Общественность как объект pr. Целевые и приоритетные группы общественности. Формула индекса приоритетности.
- 13. Общественное мнение: структура и функции общественного мнения.
- 14. Общественное мнение: основные характеристики, стадии жизненного цикла общественного мнения, факторы управления общественным мнением.
- 15. Организация и ее сущностные признаки. Организационная структура управления. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 17. Количественные социологические исследования в связях с общественностью.
- 18. Качественные социологические исследования в со.
- 19. Маркетинговые исследования в со. Метод «фокус-групп».
- 20. Метод контент-анализа как инструмент оценки эффективности pr-деятельности.
- 21. Измерение эффективности пр: методика г.Л. Тульчинского
- 23. Письменный pr-текст. Основные правила составления pr- текстов.
- 24. Устный pr-текст. Основные этапы подготовки устного выступления. Речи, выступления на радио и тв.
- 25. Слухи как pr коммуникация, их особенности и факторы распространения.
- 26. Массовые коммуникации и средства массовой информации. Сми как медиаполитическая система.
- 28. Радио и телевидение в пр-деятельности. Специфика использования вещательных сми в пр.
- 33. Исследования в pr. Прикладные социологические и социально- психологические исследования в pr.
- 34.Специальные события в pr: подготовка и проведение презентаций, пресс-конференций, дней открытых дверей.
- 35.Организация специальных pr-событий: приемы, выставки и ярмарки. Эффективность выставочной деятельности.
- 36.Понятие о пресс-клиппинге, медиа-мониторинге. Метод контент-анализа как инструмент оценки
- Конференции (научно-практические)
- Фестивали
- 43. Интернет как инструмент пр: социальные сети, блоги и форумы.
- 1) Личный pr
- 2) Pr через создание виртуальных групп
- 3) Pr через рассылку приглашений на какое-либо мероприятие
- 44. Новые pr технологии: фаршинг, бук-кроссинг, флешмоб.
- Планирование пр-кампании
- Цели тактического планирования
- Формы тактического планирования
- Методы тактического планирования
- Оперативное планирование
- Рост значимости отношений с занятыми
- Принципы современных коммуникаций с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- Листки новостей
- Управленческие публикации
- Ежегодные отчеты для занятых
- Доски объявлений
- Внутреннее видео
- Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций
- Непосредственные коммуникации с руководителями
- 57) Основные направления и технологии pr работы с местной общественностью
- 58. Основные направления и технологии pr работы с органами местного самоуправления
- 59. Pr в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- Pr в коммуникационной стратегии
- Определение «коммуникационная стратегия»
- Ресурсы коммуникационной стратегии
- 2. Продвижение успеха.
- 65.Рr и отношения с государством и местной общественностью
- 67. Социальные pr- кампании. Спонсоринг и фанд-рейзинг.