67. Социальные pr- кампании. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
Спонсоринг и фандрайзинг в PR
Спонсоринг: основания для выделения средств.
Спонсорский пакет: подготовка, использование.
Фандрайзинг, сущность, виды, приемы.
Спонсоринг (sponsor, sponsorship) - поручительство, попечительство, поддержка. В развернутом виде спонсоринг представляет собой подбор или организацию события (или иного объекта спонсирования), ведение и контроль события, проведение и/или контроль PR и рекламной кампании, гарантированное осуществление проекта и учета интересов спонсора.
Факторы, определяющие выбор финансируемого объекта
1. Соответствие основной деятельности компании и ее корпоративной концепции
2. Актуальность финансируемого проекта
3. Поддержка проекта влиятельными персонами или инстанциями. Хотя у этого правила существует исключение - оно применяется в том случае, если фирме хочется эксклюзивно заявить о себе, стать «единственной и неповторимой»
4. Дееспособность исполнителя проекта. В числе факторов, свидетельствующих о невысоком уровне дееспособности, выделяются следующие:
- организация никогда не делает ежегодных отчетов;
- скрывает финансовую информацию или путается в ней;
- существует несколько лет, но ничего публичного не сделала
Спонсорская деятельность солидной организации сочетает и постоянную поддержку каких-то конкретных организаций, и разовое спонсирование проектов. Более того, иногда выделяется резервный спонсорский фонд для «случайных просителей», то есть если вдруг возникнет некоторая интересная идея. Чем фирма меньше, тем уже должен быть фокус предмета спонсирования
Организация – спонсор должна определить:
поддерживать ли одну организацию (проект) или несколько?
должна ли оказываться разовая или постоянная поддержка?
поддерживать ли в основном проекты государственных учреждений, общественных организаций или просто интересные инициативы?
Спонсорский пакет
представляет собой презентационно оформленный набор юридических, творческих, программных, финансовых документов, демонстрирующих эффект спонсируемого мероприятия, и включает ряд компонентов
Компоненты спонсорского пакета
1. Литературное описание проекта (акции). Составляется в форме популярной статьи с выделением наиболее значимых для спонсора деталей. Определяет значение проекта для страны, региона, города, целевых групп. Намечает направления рекламы и PR для проекта и спонсора.
2. Программное описание проекта. Включает место проведения, сценарий проекта, повременную программу; перечисляются авторы, организаторы и участники акции.
3. Поддержка проекта. Указываются наименования и доказательства поддержки государственных структур, престижных учреждений науки, культуры, известных людей - решения, рекомендательные письма и т.п.
4. Бюджет проекта. Здесь оценивается максимальная и минимальная стоимость проекта, указывается часть расходов организаторов, а также расходы, которые должны быть покрыты за счет спонсорских взносов.
5. Спонсорские градации.
Титульный спонсор (100% стоимости проекта, название организации-спонсора включается в название проекта); генеральный спонсор (50%), официальный спонсор (25%), спонсор-участник (до 10%). Еще одну категорию составляют информационные спонсоры (СМИ) и технические(бартерные) спонсоры, оказывающие помощь товарами или услугами. Возможны и другие градации, в том числе эксклюзивное спонсирование (патронаж).
6. Спонсорская реклама. и PR. Наиболее подробная часть спонсорского пакета включает официальную часть: объявление названия компании на акциях и презентациях, выступления первых лиц, логотип и название компании-спонсора на полиграфической, сувенирной продукции и т. п.
Особый раздел - СМИ . Это важнейший инструмент спонсоринга. Сюда прилагаются медиanланы, информация о теле- и радиопередачах, статьях для газет и журналов, рекламных буклетах и брошюрах, имеющих целью ярко представить роль спонсора в проекте и другие важные для него черты. Объемы рекламы с указанием их направленности на целевые группы фиксируются в договорах и соответствуют спонсорской градации.
7. Прогноз спонсорского эффекта. Включает расчет прямого воздействия рекламы (участники, зрители - целевая группа), аудиторию СМИ (телевидения, радио, газет), количество людей, которые увидят внешнюю рекламу (целевая аудитория).
Письмо-запрос (letter оf inquiry)
Письмо-запрос должно быть кратким и в то же время объяснять, почему организация обратилась именно к этому спонсору; четко обосновывать необходимость данного проекта и суть проблемы; содержать ясную информацию о задачах, ожидаемых результатах, методах и стоимости выполнения проекта; убеждать, что именно эта организация способна выполнить такой проект; характеризовать деятельность, достижения и квалификацию организации.
Заявка
представляет собой более формальный по сравнению с письмом-запросом документ.
План универсальной заявки
Титульный лист, который должен запоминаться.
Краткая аннотация содержит ясное и краткое описание сути заявки, занимает полстраницы, максимум - страницу. Включает по одному - два предложения, отвечающие на вопросы:
Кто будет выполнять проект?
Почему и кому нужен этот проект?
Что получится в результате?
Сколько потребуется денег?
Содержание заявки
Введение содержит сведения об организации-заявителе, объясняет, почему заявители/исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации) наилучшим образом выполнят задачи проекта.
Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.
Цели и задачи. Цель - во имя чего предпринимается проект. Задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта.
Методы. Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач.
Дальнейшее финансирование. Содержимое раздела объясняет, каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта, убеждает спонсора в том, что после израсходования его средств найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы
Бюджет. Раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий, отвечает на вопросы: сколько денег требуется от спонсора? Из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы и на что они будут потрачены?
Приложения включают дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки (пресс-релизы, публикации, письма поддержки и пр.).
Фандрайзинг (fund-raising)
сбор средств. Целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально значимых институтов. Может осуществляться как бизнес, как благотворительная и как спонсорская деятельность.
Проектный фандрайзинг
1. это когда задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств под реализацию проектов. Он является наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой НКО, так и для финансирующей стороны. Это объясняется наличием четко определенных целей использования средств, возможностью привлечения значительных финансовых источников при низких расходах на фандрайзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта.
Оперативный фандрайзинг
2. привлеченные средства идут на покрытие текущих расходов. Он является наименее эффективной формой привлечения средств в НКО, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Они могут идти на выплату заработной платы, покрытие коммунальных и материальных расходов, вследствие чего снижается заинтересованность вкладчиков в подобном финансировании.
Формы фандрайзинга
Телефандрайзинг - система обращения к потенциальным спонсорам и благотворителям по телефону и факсу.
Проведение рекламных кампаний в средствах массовой информации, по почте, а также распространение внешней рекламы (стенды, баннеры, брошюры, буклеты).
Индивидуальный фандрайзинг - система обращения к потенциальным спонсорам и благотворителям в личной беседе.
Солофандрайзинг приобретение поддержки влиятельных, известных лиц.
Полифандрайзинг распространение бесплатных приглашений на культурные мероприятия, презентации и т.д.
Приемы фандрайзинга
личное обращение PR-отдела или PR-менеджера,
финансовый комитет
мероприятия
почтовая рассылка
обращение по телефону
благодарность и повторное обращение
Фандрайзинг – очень трудоемкая рутинная работа, требующая многих контактов, бесед, не все из которых оказываются результативными. Поэтому организационное обеспечение фандрайзинга предполагает квалифицированное и компетентное кадровое обеспечение: руководство планирования и проведения кампании, подготовку исполнителей – как штатных, так и добровольцев (волонтеров, общественников).
Главным условием, обеспечивающим успех фандрайзинга, является привлекательность проекта, программы или учреждения культуры в целом.
В фандрайзинге срабатывает старое маркетинговое правило: «не рассказывайте клиенту о своих семенах – расскажите ему лучше о его газоне, который он, может быть, и засеет вашими семенами». Поэтому необходимо исходить не столько из собственных интересов и проблем, сколько разъяснять донорам, чем и как мы сможем помочь в решении их проблем. Общность интересов – важнее разговоров о дружбе.
- 1. Социальные, экономические и политические причины возникновения и основные этапы развития связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса. Цели, задачи, функции, принципы и средства pr.
- 2. Функции специалиста по связям с общественностью и профессиональные требования к специалисту.
- Мультишаговая модель:
- 6. Теория коммуникации как основа паблик рилейшнз: понятие коммуникационного барьера, виды коммуникационных барьеров.
- 7. Теория коммуникации как основа паблик рилейшнз: pr в системах race и rosie.
- 8. Связи с общественностью как деятельность. Объект и субъект pr.Содержание pr деятельности как функции менеджмента.
- 9. Общественность как объект pr. Классификация групп общественности д.Гендрикса и классификация групп общественности по особенностям их социального влияния.
- 10) Общественность как объект pr. Классификация групп общественности в рамках ситуативного подхода: классификации ф. Сайтела, ф.Котлера
- 11) Общественность как объект pr. Дифференциация групп общественности на основе психографического, географического и демографического подходов.
- 12. Общественность как объект pr. Целевые и приоритетные группы общественности. Формула индекса приоритетности.
- 13. Общественное мнение: структура и функции общественного мнения.
- 14. Общественное мнение: основные характеристики, стадии жизненного цикла общественного мнения, факторы управления общественным мнением.
- 15. Организация и ее сущностные признаки. Организационная структура управления. Внешняя и внутренняя среда организации.
- 17. Количественные социологические исследования в связях с общественностью.
- 18. Качественные социологические исследования в со.
- 19. Маркетинговые исследования в со. Метод «фокус-групп».
- 20. Метод контент-анализа как инструмент оценки эффективности pr-деятельности.
- 21. Измерение эффективности пр: методика г.Л. Тульчинского
- 23. Письменный pr-текст. Основные правила составления pr- текстов.
- 24. Устный pr-текст. Основные этапы подготовки устного выступления. Речи, выступления на радио и тв.
- 25. Слухи как pr коммуникация, их особенности и факторы распространения.
- 26. Массовые коммуникации и средства массовой информации. Сми как медиаполитическая система.
- 28. Радио и телевидение в пр-деятельности. Специфика использования вещательных сми в пр.
- 33. Исследования в pr. Прикладные социологические и социально- психологические исследования в pr.
- 34.Специальные события в pr: подготовка и проведение презентаций, пресс-конференций, дней открытых дверей.
- 35.Организация специальных pr-событий: приемы, выставки и ярмарки. Эффективность выставочной деятельности.
- 36.Понятие о пресс-клиппинге, медиа-мониторинге. Метод контент-анализа как инструмент оценки
- Конференции (научно-практические)
- Фестивали
- 43. Интернет как инструмент пр: социальные сети, блоги и форумы.
- 1) Личный pr
- 2) Pr через создание виртуальных групп
- 3) Pr через рассылку приглашений на какое-либо мероприятие
- 44. Новые pr технологии: фаршинг, бук-кроссинг, флешмоб.
- Планирование пр-кампании
- Цели тактического планирования
- Формы тактического планирования
- Методы тактического планирования
- Оперативное планирование
- Рост значимости отношений с занятыми
- Принципы современных коммуникаций с занятыми
- Средства внутриорганизационных коммуникаций
- Листки новостей
- Управленческие публикации
- Ежегодные отчеты для занятых
- Доски объявлений
- Внутреннее видео
- Интернет как средство внутриорганизационных коммуникаций
- Непосредственные коммуникации с руководителями
- 57) Основные направления и технологии pr работы с местной общественностью
- 58. Основные направления и технологии pr работы с органами местного самоуправления
- 59. Pr в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций.
- Pr в коммуникационной стратегии
- Определение «коммуникационная стратегия»
- Ресурсы коммуникационной стратегии
- 2. Продвижение успеха.
- 65.Рr и отношения с государством и местной общественностью
- 67. Социальные pr- кампании. Спонсоринг и фанд-рейзинг.