logo
ответы дружба итог

24. Устный pr-текст. Основные этапы подготовки устного выступления. Речи, выступления на радио и тв.

■ 4.1. Речи, их написание и произнесение

Слово обладает собственной и особой влас-тью. Из ничего приходит оно, обретая смысл, и дает начало всему. Через слово способен человек общаться с миром на равных.

Н. Скотт Момадэй «Путь к горе дождей»

Не секрет, что речи и выступления для человечест¬ва являются важнейшей областью вербальных ком-муникаций и всегда были существенным элементом социального управления. В них проступает особая магия слова, заставляющая людей завороженно вслу¬шиваться в произносимые звуки. Часто подобная ма¬гия действует еще и потому, что в толпе люди пере¬ступают границы допустимой физической близости, поэтому начинают действовать чисто биологические закономерности, автоматически приводящие к повы¬шенной возбудимости, облегчающей воздействие. Именно поэтому службы PR берут подготовку речей 70 в свои руки.

Юормы додачи новостных материалов и организация РИ-иммднмщиР

Пик значимости этого типа коммуникации прихо-дится на время античности, когда умение говорить бы¬ло обязательным для каждого образованного человека. До нас дошли такие имена, как Демосфен и Цицерон. Это имело и большое практическое значение, давало возможность, к примеру, защитить себя в суде. Запад-ные лидеры тоже обучаются основам ораторского ис-кусства в университетах, где всегда существуют дис-куссионные команды, и университеты соревнуются друг с другом, как в нашем КВНе.

Пресс-секретарь президента России С. Ястржемб-ский так описал технологию подготовки речи в Крем¬ле (ТВ-Центр, 1998, 3 июня): «Болванка готовится спич-райтерами. Потом президент работает над текстом. Часто текст заворачивается».

Дэйл Карнеги в своей книге «Как выработать уве-ренность в себе и влиять на людей, выступая публич¬но» предлагает использовать три простых слагаемых при подготовке материала и произнесении речей: уве-ренность в себе, ораторское искусство и поведение выступающего на трибуне [7].

Уверенное поведение на трибуне/сцене зависит от целого ряда факторов. Основной фактор — это уверен-ность в себе и в своих знаниях, которая приобретается только с осознанием того, что вы действительно знаете материал, по поводу которого собираетесь выступить. Поэтому к выступлению желательно готовиться заранее и иметь по заданной теме не только нужный материал, но и даже его излишек (он вам не только не помешает, но и придаст уверенности в себе на трибуне). Очень важ¬но заранее знать то, что вы будете говорить перед аудито¬рией, потому что если вы даже не планировали того, что скажете своим слушателям, то вам очень сложно будет придумать что-то действительно умное в тот момент, ког¬да в голове у вас будет твориться полная каша.

Важным элементом является начало речи. Сегодня заранее подготавливают аудиторию музыкой и апло-дисментами, доводя ее возбуждение до апогея, и лишь затем выпускают первое лицо. Даже в обычном вы-ступлении всегда важно определенным образом выде-лить это начало [9].

Решая вопрос об аудитории, следует установить: в чем суть данного события, кто придет, будет ли это

Гяава 4

разношерстная или однородная публика, возраст слу¬шателей, их интересы, образование, отношение к ора¬тору.

Выбирая тему, следует выяснить, что именно вол¬нует выступающего, определить время выступления, ибо трудно удержать публику более 20 — 25 минут. Вы¬ступающий должен ориентироваться в длительности текста. Так, 6 страниц текста, напечатанного 14-м шрифтом через полуторный интервал, будут звучать около 10 минут.

Поскольку во время устного выступления слушатели не могут возвращаться к его началу, следует допускать некоторые повторения. То же касается и окончания ре¬чи, следует заранее предупредить о нем слушателей: «Перед тем, как покинуть трибуну...», «В заверше¬ние...», «Я знаю, что вы готовы послушать следующего выступающего, и перед тем, как уйти...». Постарайтесь избежать нашей любимой фразы «И последнее...», ко¬торую мы повторяем неоднократно, убивая в слушате¬лях всякую надежду дожить до окончания выступления.

Текст, прочитанный двумя разными ораторами, не может звучать одинаково. У каждого оратора есть своя манера выступления — своя визитная карточка. Нет строго регламентированных параметров идеально произнесенной речи, как, например, нет двух одина¬ковых людей на свете. Однако существуют некоторые правила ораторского искусства, придающие естест-венность речи выступающего.

Выделяйте важные слова и подчиняйте им неваж-ные. В любом предложении есть те слова, которые вы¬ражают суть нашей мысли, вот их-то нам и нужно «окрасить», сделать более выделяющимися на общем фоне. Это нетрудно, вы делали это и вчера и сегодня, когда легко и непринужденно беседовали со своими знакомыми.

1. Говорите с модуляциями. То есть на важных сло¬вах повышайте свой тембр голоса, а на не важных — стихайте. И это тоже вы делаете каждый день.

2. Меняйте темп речи. Один из великих ораторов своего времени — А. Линкольн, по свидетельству его библиографа, говорил два-три слова, на которые он хо¬тел обратить внимание своих слушателей за то же вре¬мя, что и пяток-другой слов не важных.

Формы подачи новостных материалов и организация РИ-коммцникаций

3. Делаете паузу до и после важных мыслей. Очень действенный прием при выступлении, помогает сосре¬доточить внимание аудитории на нужном фрагменте речи.

Еще одним слагаемым вашего успешного выступле¬ния является ваше поведение на трибуне. Сюда входят следующие составляющие:

1. Одежда.

2. Умение завоевать внимание аудитории еще до на-чала вашего выступления.

3. Улыбнитесь, и аудитория ответит вам позитивным настроем на ваше выступление еще до его начала.

4. Перед началом обязательно проветрите помеще-ние, потому что если вы этого не сделаете, то вряд ли слушатели будут увлечены вашим выступле¬нием, в то время как в аудитории будет ужасно душно.

5. Очень важно, чтобы на сцене не было никаких по-сторонних предметов, и тем более людей, потому как ничто так не отвлекает наше с вами внимание, как наблюдение за передвигающимся силуэтом уборщика во время выступления.

6. Ведите себя спокойно и уравновешенно, тогда и ва¬ша публика будет спокойна.

7. Ну и о жестах, сопровождающих ваше выступле-ние. Они должны быть свободными и естественны¬ми, как будто вы разговариваете со своим давним другом. Не нужно заимствовать жестикуляцию у других людей, потому что жесты выражают ваше отношение к данному материалу, ваше мнение по данной теме.

Есть еще ряд конкретных замечаний, помогающих тому, кто выступает, хотя предназначенных для того, кто пишет. Это рекомендации для спичрайтера при подго¬товке текстов выступления («спичрайтер»— от англ. «speechwriter» — человек, готовящий рукопись речи).

1. Все цифры в тексте записывайте только прописью, чтобы выступающему не пришлось считать нули.

2. Подчеркивайте выделяемые слова.

3. Оставляйте большие поля, чтобы выступающий мог дополнить речь своими замечаниями.

4. Повторяйте существительные. Избегайте место-имений, они запутывают слушателя.

Гяава 4

Формы подачи новостных материалов и организация РИ-коммуникациО

5. Используйте простые слова и простые утвердитель¬ные предложения.

6. Не перегружайте текст подчиненными предложе-ниями.

Итак, выступления как бы вновь формируют ком¬муникативную среду вокруг организации (проекта, проблемы), привлекают к ней внимание, восстанавли¬вают в памяти ее прошлые успехи, служат указанием на будущее. В качестве примечания следует добавить, что уже существуют и компьютерные программы, об¬легчающие написание речей.

■ 4.2. Выступления на радио в телевидении

Радио потеряло свою центральную роль, но выиграло в повсеместном распростране¬нии и гибкости, приспособляя методы и темы передач к повседневной жизни людей... Ус-пех телевидения есть следствие базового ин-стинкта ленивой аудитории.

М. Кастельс

Выступление на радив

ЕСЛИ авторы текстов надеются привлечь внимание

красотою начертания букв, то на радио приходится по¬

лагаться только на смысл сказанного. В отличие от пе¬

чатной прессы, на радио не любят длинных фраз

и стремятся излагать только факты, заинтриговав

первым же абзацем. Радио как канал коммуникации

имеет множество плюсов. Слушая радио, мы одновре¬

менно занимаемся массой других дел. Именно поэтому

радиоохват населения на удивление широк. Заметим,

однако, что радиоаудитория не является целевой.

Но случайный разброс здесь настолько велик, что ра¬

дио заслуживает самого пристального внимания.

В России сельское население всегда предпочитало ра¬

дио, к тому же сегодня резко уменьшились тиражи га¬

зет как альтернативного источника новостей. Нако¬

нец, радио — это живой голос, способный передавать

различные интонации.

_ _ Отмечается, что в качестве средства коммуникации

/" радио имеет следующие преимущества.

Дешевизна. Затраты на приобретение приемника и слушание передач невелики, что делает радио до-ступным практически каждому, а изготовление и пе-редача в эфир радиопрограмм намного дешевле, чем телевизионных.

Охват и воздействие. Радиосообщения могут до-стигать людей, не пользующихся другими средствами массовой информации или находящимися в пути (в ав-томобиле, поезде, идущими пешком).

Человеческий голос и музыка. Хотя возможности радио в создании эффектов, оказывающих воздейст¬вие на аудиторию, ограничены по сравнению с телеви-дением, однако они намного превосходят возможности печатных носителей информации (газеты, журналы).

Отсутствие исключительных требований к внима-нию. В отличие от чтения газет или просмотра телепе-редач, радио не посягает на все внимание слушателя. Слушая радио, человек может заниматься каким-то де-лом, например, работать или вести машину. Радио мож-но слушать в самых различных местах и ситуациях.

Заменитель общения. Радио часто включают, что¬бы не чувствовать себя в одиночестве.

Интерактивность. Современное радио делает воз-можным открытый диалог в эфире между слушателя¬ми, ведущим и гостями студии. Позвонив по телефону или отправив сообщение на пейджер, каждый может задать вопрос, высказать мнение, принять участие в конкурсе и т. д.

Не следует забывать, предупреждает Г. Почепцов, что слушатель четко улавливает, когда вы переходите к чтению заранее написанного текста, поскольку там присутствуют совсем иные конструкции и иные слова [9, с. 214 — 215]. Обратите внимание на причмокива-ния, которые появляются, когда вы от волнения долго готовитесь начать.

Существует целая теория радиообращений. Так, до-статочно эффективными считаются объявления в 10, 20 и 30 секунд, особенно если они наполнены не только словами. Запомнившаяся радиослушателю мелодия — это ключ к сознанию слушателя, примером чему может служить фирменная мелодия сети стоматологических клиник «Мастердент», постоянно звучащая в реклам¬ных роликах компании на радио «Эхо Москвы».

Гмава 4

Выступление на телевидении

Вы когда-нибудь говорили перед камерой? Кто вы¬ступал, знает, что уровень волнения здесь гораздо вы¬ше и спокойствие во время выступлений приходит не сразу. Надо учиться вести себя в достаточной степени свободно. Поэтому используйте постоянное общение с людьми из мира бизнеса и политики.

Просто говорение и произнесение зрелищно инте¬ресной речи — это две разные вещи. Если фигура вы¬ступающего неординарна для публики, слушатели бу¬дут с интересом воспринимать даже самые банальные высказывания и ситуации. Любому выступающему на телевидении нужно уметь легко перестраиваться, сво¬бодно конструировать интересные для данной аудито¬рии тексты, пользоваться мимикой и жестами, вообще иметь приятные для телезрителя манеры. Говорящие головы бывают интересны лишь в том случае, если это умные головы.

Еще один важный момент — оставаться внутренне спокойным. Постарайтесь успокоиться, научитесь ру¬ководить своим нервным напряжением, без этого у вас не получится успешного выступления. Хорошо помо¬гают дружеские советы близких, поэтому просите, чтобы ваши домашние чуть более критически посмот¬рели на ваше появление на телеэкране. Они подска¬жут вам те незаметные для вас, но видные зрителю привычки, от которых следует избавиться.

Зачастую выступление касается не одного вопро¬са, поэтому в процессе дискуссии постарайтесь как-то разделить сферы влияния. Не очень хорошо смотрится ситуация, когда горячие споры настолько увлекают, что люди принимаются перебивать друг друга, не давая друг другу договорить до конца. По¬мните, что на вас будут смотреть не только родствен¬ники.

И самое главное — помнить о времени. К примеру, 90% людей, находясь в состоянии нервного возбужде¬ния, стремятся говорить бесконечно долго, у них сме¬щаются границы времени, им кажется, что они гово¬рят не более двух минут, хотя прошло уже целых де¬сять. Но не стоит постоянно смотреть на часы — это раздражает зрителя.

Шормы подачи новостных материалов ■ организация PR -коммуникаций

После нескольких рекомендаций перейдем к кон¬кретным коммуникативным событиям, которые одно¬временно являются как частью журналистской про¬фессиональной деятельности, так и частью PR-работы.

Приемы написания речей в ПР-деятельности

Основные моменты написания речей:

Речь должна сообщать что-нибудь, обладающее устойчивой ценностью (т.е. некой значимостью)

В речи должны быть не более 1-2 тем

Информация должна быть точной и подкрепляться фактами

Необходимо учитывать тип аудитории, на которую рассчитана речь и соответственно выбирать форму, стиль, подачу содержания

При написании текста необходима ясность, поэтому необходимо избегать непонятных для аудитории символов, знаков, терминов.

Структура речи:

Речи строится блоками, которые объединяются переходами:

Введение – в этой части необходимо так построить речь, чтобы сформировать взаимопонимание между аудиторией и выступающим (обычно занимает около 1/10 речи)

Высказывание основной цели – выступающий говорит аудитории, что он хочет сообщить

Развитие темы – могут быть примеры, факты, шутки и т.д.

Высказывание второстепенной темы, если таковая есть

Формулирование главного пункта (сердцевина собственно речи). После рекомендуется сделать паузу.

Пауза – своего рода затишье, когда аудитория должна усвоить основную идею прозвучавшей речи

Резюме, в одном предложении – повторное высказывание темы.

При написании речи для успешного выступления необходимо знать, кто будет выступать с данной речью.

Текст, предназначенный для устного выступления, должен быть более непринужденным по форме, чем текст, предназначенный для визуального восприятия.

Интервью как форма подачи информационного материала объединяет в себе устно-визуальные, устно-печатные и устную формы передачи информации.

Договариваясь об интервью, специалист по ПР должен добиться от интервьюера взаимопонимания относительно целей интервью и помочь сориентироваться относительно стиля интервью (подачи материала).

Форма подачи материалов на ТВ

Видео-пресс-релиз – в отличие от простого, может быть дополнен 1-4 слайдами в качестве иллюстративного материала содержания текста. Может готовится ПР-специалистами и подаваться как готовый материал, либо тележурналистами, отвечающими за выпуск новостных программ.

Видеозапись – в ПР-деятельности к такой форме прибегают при проведении ежегодных акционерных собраний или важных мероприятий в деятельности компании.

Видеорепортаж, Видеопрезентация