2.3.1.Особенности ипотечного кредитования малого бизнеса
Предприятие малого бизнеса в самом начале своего развития обычно сильно ограничено в средствах и не в состоянии приобрести помещение. Приходится прибегать к аренде, что серьезно снижает рентабельность бизнеса. По мере его развития встает вопрос о покупке площадей, но это требует изъятия крупной суммы из оборота предприятия. Выход видится в ипотеке коммерческой недвижимости.
Возможности, которые при этом открываются, трудно переоценить. Для предприятия — это путь развития бизнеса без изъятия оборотных средств. Очевидно, что при грамотной эксплуатации коммерческой недвижимости ее доходность обеспечивает владельцу прибыль, превышающую выплаты банку по процентам. Коммерческая ипотека может способствовать развитию предприятий розничной торговли. Так, ресторанам крайне важно владеть помещением на праве собственности, т. к. в этом секторе обычно значительны материальные вложения в интерьер.
Собственные площади — это показатель стабильности и престижа предприятия. Кроме того, это выгодное вложение средств. Коммерческая ипотека имеет существенные преимущества в сравнении с арендой:
—деньги на покупку недвижимости не изымаются из оборота компании, что повышает показатели ее прибыльности;
—приобретенная в кредит недвижимость постоянно растет в цене, и к моменту полного погашения кредитных выплат рост цены, скорее всего, полностью перекроет выплаченные проценты;
— приобретенную по коммерческой ипотеке недвижимость можно сдавать в аренду и получать доход, позволяющий гасить кредитные выплаты;
— платежи по коммерческой ипотеке не просто идут в затраты организации, а капитализируются в виде ликвидного актива.
Таким образом, ипотечный кредит служит для предприятия инструментом формирования долгосрочных пассивов. Если всю получаемую прибыль тратить на собственные нужды, не развиваясь, бизнес может «умереть». Понимая это, предприниматели на стадии развития бизнеса предпочитают большую часть прибыли инвестировать в оборудование и недвижимость.
Ипотека коммерческой недвижимости, или коммерческая ипотека (бизнес-ипотека), широко распространена во всём мире. Западный опыт показывает, что при грамотной эксплуатации коммерческой недвижимости — сдачи в аренду помещений под офисы, магазины, предприятия сферы услуг — ее доходность вполне сопоставима с любой другой сферой малого бизнеса и позволяет использовать ипотечные кредиты.
Ипотечный кредит выдается на покупку нежилых помещений: склада, офиса и т. д. Смысл ипотеки заключается в том, чтобы кредитовать покупку коммерческой недвижимости под ее же залог. В отличие от жилищного кредитования коммерческая ипотека имеет короткие сроки погашения кредита, но достаточно высокие процентные ставки.
Как правило, ежегодные ставки кредитов ипотеки коммерческой недвижимости варьируются от 12 до 16%, в основном в валюте Российской Федерации. Срок ипотеки недвижимости — максимум 10—12 лет, а наиболее распространенный срок — 5 лет. Заемщику необходимо внести первоначальный взнос в размере 10-40% от стоимости недвижимости. При этом у клиента должен быть прибыльный баланс и не менее года работы на рынке.
Схема коммерческой ипотеки нежилых помещений схожа с ипотекой жилья: здесь есть такие же процедуры оценки заемщика и объекта, требование о наличии первоначального взноса. Но есть и принципиальное отличие — законодательство не разрешает компаниям оформлять закладную на недвижимое имущество до момента заключения сделки купли-продажи. Объект необходимо сначала приобрести и только потом его можно закладывать, чтобы получить деньги.
Важный правовой аспект коммерческой ипотеки: регистрация права собственности на нежилые помещения с одновременным обременением ипотекой Федеральный закон не предусматривает. Договор об ипотеке коммерческой недвижимости заключается с соблюдением общих правил Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении договоров, а также положений Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Согласно п. I ст. 9 указанного закона в договоре об ипотеке должны быть указаны предмет ипотеки, его оценка, существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой.
Участники рынка коммерческой ипотеки считают, что развитие бизнес-ипотеки сдерживается в первую очередь пробелами в законодательстве. Однако существуют проблемы по оценке качества заемщика. Надежные, стабильно работающие компании имеют возможность взять на приобретение недвижимости обычный коммерческий кредит под залог любого имущества. Именно по этой причине в России ипотека коммерческой недвижимости пока характерна, в основном, для крупных компаний. У малого бизнеса нет достаточного залогового обеспечения. На специфические риски малого бизнеса накладываются проблемы непрозрачного рынка коммерческой недвижимости.
Итак, действующее законодательство в отношении бизнес-ипотеки несовершенно. Это и определяет возможные схемы ипотечного кредитования для предпринимателя. Согласно закону «Об ипотеке», для коммерческой недвижимости, в отличие от жилых помещений, предусмотрен совершенно иной механизм оформления и регистрации залога. Поэтому рынок выработал несколько способов проведения подобного рода сделок, позволяющих осуществлять их в рамках действующего законодательства.
Схема 1. Заключение договора купли-продажи. Продавец получает часть собственных средств от покупателя, а также гарантию банка. Затем происходит регистрация собственности на нового покупателя; далее — регистрация договора залога, выдача кредитных средств и окончательный расчет. Эту схему специалисты называют самой сложной и длительной.
Схема 2. Покупатель выплачивает по предварительному договору собственнику (продавцу) часть собственных средств, а продавец получает от банка обязательство выплатить недостающие средства в случае регистрации залога. После чего следует регистрация залога на банк и оформление всех документов по передаче прав собственности на нового собственника, то есть на покупателя (заключение договора купли-продажи), после чего продавец получает всю сумму, а регистрация идет своим чередом.
Схема 3. (Риэлтеры называют эту схему «выкупом юридического лица».) Создается компания, на которую оформляется объект недвижимости (юридическое лицо). Впоследствии заемщик выкупает акции этой компании, выплачивая кредит. При этом на эту компанию оформляется объект недвижимости.
Коммерческий ипотечный рынок может функционировать на основе как одноступенчатой модели, так и двухступенчатой. В этом случае между инвесторами и банками-кредиторами в качестве диверсифицированных гарантийных центров могут быть задействованы ипотечные дилеры, формирующие долгосрочные инвестиционные пульт, а затем перераспределяющие их между банками путем приобретения закладных либо ипотечных облигаций. Ипотечные дилеры могут дополнительно создавать ипотечного регистратора.
Использование ипотечного кредитования в промышленной сфере имеет достаточно серьезные перспективы, основанные на том, что предприятия нуждаются в оборотных средствах. Кроме того, конкурентная борьба заставляет руководство предприятий постоянно изыскивать ресурсы на техническую модернизацию и перевооружение.
По данным статистики, наиболее перспективными направлениями кредитования являются инвестиции в основной капитал, а также в прирост запасов материальных оборотных средств. Как показывает экспертный анализ балансовой и рыночной стоимости предприятий, в настоящее время наблюдается явное (практически в 5 раз) превышение балансовой стоимости над рыночной. Это произошло из-за неоправданно завышенных коэффициентов переоценки основных средств. Тем не менее, выдаче ипотечного кредита должна предшествовать рыночная оценка независимым оценщиком стоимости предприятия как имущественно-хозяйственного комплекса. Именно эта оценка и должна быть положена в основу определения суммы предполагаемого коммерческого ипотечного кредита.
Одно из решающих направлений развития российской экономики — развертывание и последующее совершенствование системы малых предприятий. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций, работающие с высокой скоростью оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации части экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров.
Поддержка малого бизнеса — одна из приоритетных задач государства. Во-первых, малое предпринимательство — эффективное средство решения ряда социальных проблем, прежде всего проблемы занятости. Во-вторых, развитие малого бизнеса необходимо и с точки зрения более полного и гармоничного использования экономических ресурсов. При таком подходе средства, выделяемые данному сектору, действительно являются инвестициями, способными приносить прибыль.
Рассматривая во втором главе учебного пособия роль и значение российской банковской системы и её значение в формирования финансовой среды предпринимательства, следует отметить, что:
‑ для реальной экономики российские банки не могут сегодня создать мощные инвестиционные потоки в виде кредитных ресурсов, так как при огромном количестве банков (1,2 тыс.) они не обладают долгосрочными и значительными по объему финансовыми ресурсами; удовлетворяющими потребности российской экономики;
‑ с другой стороны, российские предпринимательские структуры не всегда отвечают в основной массе, принципам кредитного обеспечения, а вложения в российскую экономику не могут дать высокой эффективности на вложенный капитал;
‑ характерным для российской банковской системы является активизация деятельности в области лизинговых и ипотечных операций, которые позволяют эффективно задействовать банковские финансовые ресурсы без угрозы их потери от несостоятельности кредитора, с одной стороны, именно банки, обладая финансовыми ресурсами формируют российский рынок лизинга и ипотеки.
Таким образом, значение российской банковской системы для формирования финансовой среды предпринимательства имеет огромное значение, несомненно:
‑ как поставщика кредитных ресурсов, цена которых за последние 5 лет имеет тенденцию к снижению (снижается ставка рефинансирования ЦБ), что позволяет хозяйствующим субъектам решать вопросы краткосрочного кредитования, выживать в рыночных условиях, обеспечивать свою финансовую устойчивость;
‑ большое значение для предпринимательства играет появление новых форм кредитования - лизинга и ипотеки, которые позволят решить проблемы инвестирования, как хозяйствующих субъектов, так и граждан, нуждающихся в жилье
- Глава 1. Предмет дисциплины «Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски»
- 1.1. Основные понятия, функционирование и регулирование финансовой среды предпринимательства в России
- 1.2. Понятие заемных средств, их цена и эффективность использования
- 1.3. Понятие инфляции и её влияние на финансовую среду предпринимательства
- 1.4. Налоговая система и её влияние на деятельность хозяйствующих субъектов
- Глава 2. Российские банковские структуры
- 2.1. Место и роль банковской системы России в формировании финансовой среды предпринимательства
- 2.1.1. Становление и функционирование российской банковской системы в докризисный и посткризисный периоды
- 2.1.2. Современные тенденции в развитии банковского сектора России
- 2.1.3. Кредитное бюро: мировая практика и российские тенденции и перспективы
- 2.1.4. Коллекторские агентства как инструмент регулирования потребительского кредитования
- 2.1.5.Проблемы и перспективы развития российской банковской системы
- 2.2. Лизинг, как одна из форм кредитования хозяйствующих субъектов
- 2.2.1. Сущность и необходимость лизинга для экономики страны
- 2.2.2. Особенности становления лизинга в России
- 2.3. Ипотека в России: сущность, проблемы и перспективы
- 2.3.1.Особенности ипотечного кредитования малого бизнеса
- Глава 3. Российские негосударственные пенсионные фонды
- 3.1. Характеристика современного состояния российской государственной пенсионной системы
- 3.2. Негосударственные пенсионные фонды, их схемы и принципы действия
- 3.3. Система показателей, характеризующих деятельность нпф
- 3.4. Мировая практика становления пенсионных систем и российские тенденции их становления
- 4.1. Сущность и становление страхового рынка в международной и российской практике
- 4.2. Классификация и характеристика компаний российского страхового рынка
- 4.3. Особенности функционирования российского страхового рынка
- Глава 5. Роль инвестиционных компаний и фондов на российском рынке финансовых услуг
- 5.1. Сущность, классификация и структура паевых инвестиционных фондов в России
- 5.2. Фонды прямых инвестиций и их особенности функционирования на российском рынке
- 5.3. Мировая практика создания паевых инвестиционных фондов и их регулирования
- Глава 6. Государственное финансирование инвестиционных проектов
- 6.1. Сущность и тенденции инвестиционного процесса в условиях переходной экономики
- 6.2. Принципы формирования портфелей инвестиционных проектов и методы их финансирования
- 6.3. Особенности оценки эффективности инвестиционных проектов федерального уровня и специфика его бизнес–планирования
- 6.4. Инвестиционный фонд Российской Федерации
- Глава 7. Российский капитал в особых экономических режимах и в международном бизнесе
- 7.1. Свободные экономические зоны: международная и российская практика
- 7.1.1. Понятие и классификация свободной экономической зоны
- По системам льгот:
- 7.1.2. Российская практика создания свободных экономических зон
- 7.2. Транснациональные корпорации в мировой хозяйственной деятельности и финансово-промышленные группы России
- 7.2.1. Транснациональные корпорации и их значение для мировой экономики
- 7.2.2 Международный опыт функционирования транснациональных корпораций
- 7.2.3. Проблемы становления и развития российских финансово- промышленных групп и транснациональных корпораций
- Материалы для самостоятельной работы
- 8.1. Аудиторско-консалтинговые компании и рейтинговые агенства и их роль в уменьшении предпринимательских рисков
- 8.2. Становление и развитие мировых аудиторско-консалтинговых компаний и особенности их деятельности в России
- 8.3. Риски мирового и российского рынков аудиторско-консалтинговых услуг в условиях финансового кризиса
- 8.4. Рейтинговые агентства: мировая и российские практики и их влияние на финансовую среду предпринимательства
- Материалы для самостоятельной работы
- Глава 9. Влияние региональных и мировых финансовых кризисов на финансовую среду предпринимательства
- 9.1. Движение международного спекулятивного капитала («горячих денег») как основа зарождения мировых и региональных финансовых кризисов
- 9.2. Социально-экономические последствия для экономики России и других стран региональных и мировых финансовых кризисов
- 9.3.Сравнительный поэтапный анализ финансовых кризисов 1998 и 2008гг.
- Заключение
- 20 Иванов: особые экономические зоны позволят рф слезть с "нефтяной иглы"